Цель: ознакомление учащихся с понятием «конфликт», с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях, временными моделями конфликтных реакций.
Форма урока: Урок – изучение нового материала с использованием ИКТ.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (бланки теста).
Ход урока
1. Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека.
Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность.
2. Временные модели конфликтных реакций (слайдовая презентация). (Приложение 1)
- Вулкан. (непредсказуемые вспышки)
- Глиняный горшок. (медленно разогревается)
- Волна. (спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова)
- Собиратель. (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид, не высказывает никакой реакции)
- Реактор. (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях)
Как управлять собой и окружающими
- Вулкан. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
- Глиняный горшок. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
- Волна. Ничего не поделаешь. Будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.
- Собиратель. Будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте как обстоят дела.
- Реактор. Сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.
3. Стили реагирования в конфликтных ситуациях (слайдовая презентация). (Приложение 2)
Стиль конкуренция – «акула»
Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Использование:
- Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы;
- Решение необходимо принять очень быстро;
- Вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять;
- Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.
Преимущества:
- Не копятся отрицательные эмоции;
- Подходит для экстремальных ситуаций.
Недостатки:
- Конфликт не решается справедливо;
- Постоянный конфликт со всеми.
Стиль уклонение – «черепаха»
Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.
Использование:
- Затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы на её решение;
- Вы чувствуете, что находитесь в безнадёжном положении;
- Вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека;
- Ваш собеседник обладает большей власть.
Преимущества:
- Это «безопасный стиль в опасности»;
- Человек сам конфликты не создаёт.
Недостатки:
- Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.
Стиль приспособление – «медвежонок»
Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы.
Использование:
- Исход дела важен для другого человека и не очень существенен для вас;
- Другой человек обладает большей властью;
- Необходимо смягчить ситуацию;
- Важно сохранить отношения, а не отстаивать свои интересы.
Преимущества:
- Сохраняются взаимоотношения между людьми.
Недостатки:
- Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются.
Стиль компромисс – «лиса»
Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает.
Использование:
- Устраивает временное решение проблемы;
- Уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое.
Преимущества:
- Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое.
Недостатки:
- Может накапливаться неудовлетворённость у людей.
Стиль сотрудничество – «сова»
Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях.
Использование:
- Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;
- У вас хорошие взаимоотношения с другой стороной;
- У вас есть время поработать над возникшей проблемой;
- Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью.
Преимущества:
- Справедливое, окончательное разрешение конфликта.
Недостатки:
- «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.
4. Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов» (раздаточный материал (бланки), результаты представлены с помощью мультимедийного проектора). (Приложение 3)
5. Итоги занятия.
Литература:
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999.
- Понаморенко Л.П., Белоусова Р.В. Психология общения. М., ВЛАДОС, 2003.
- Сизикова С.Ф.Основы делового общения. М., Дрофа, 2006.