Тема: Квадратные уравнения. Электронная таблица.
Цели:
- воспитывать дисциплинированность, стремление к современной организации трудовой деятельности;
- развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях;
- сформировать представления о квадратных уравнениях, о решении квадратных уравнений с помощью формул сокращённого умножения;
- повторить формулы сокращённого умножения;
- закрепить полученные знания по теме «Excel».
Знания и умения:
- Знать формулы сокращённого умножения, уметь разлагать на множители по формулам сокращённого умножения.
- Иметь представления о квадратных уравнениях.
- Уметь решать квадратные уравнения с помощью формул сокращённого умножения.
- Уметь открывать документ созданный на Excel, сохранять электронную таблицу, переименовать листы.
- Знать расширение файлов, содержащих электронную таблицу, знать с какого знака начинается формула.
Наглядные пособия: динамические карточки, домино, карточки, мультимедийный проектор.
Литература:
- В. Рычков. Краткий курс Excel 2000, Санкт-Петербург 2000 г.
- г. «Математика» № 42 – 2001. стр. 23.
- Ю.А. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова. Алгебра-7.
- Г.И.Глеёз. История математики в школе, Москва, 1998 г.
- ж. Информатика в уроках и задачах, Москва, 2001г.
- г. «Информатика» № 6 2006 г.
- г. «Информатика» № 2 2005 г.
План.
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Проверка домашнего задания (3 мин.)
Дома необходимо было придумать задания на формулы сокращённого умножения. До урока просматриваю тетради и выбираю наиболее интересные, для того чтобы разобрать у доски. Ученики с нестандартными творческими работами выступают у доски.
III. Отработка навыков разложения на множители с помощью формул сокращённого умножения (5 мин.)
Группа 1 решает задание: найти неизвестное слагаемое, чтобы получилась формула сокращённого умножения, и разложить на множители.
(Приготовить карточки, прикрепить к доске с помощью магнитиков, в карточках отверстия в виде прямоугольников, для того чтобы ученики могли вписать недостающее слагаемое мелом).
Группа 2 составляет домино (приготовить карточки, прикрепить к доске с помощью магнитиков, магнитики с обеих сторон)
После составления домино, переворачиваю карточки. При правильном выполнении задания получится слово «МОЛОДЦЫ!»
Группа 3 решает задание. Найти неизвестное слагаемое, чтобы получилась формула сокращённого умножения, и разложить на множители (приготовить карточки, прикрепить к доске с помощью магнитиков, в карточках отверстия в виде прямоугольников, для того чтобы ученики могли вписать недостающее слагаемое мелом.)
С остальными учениками устный фронтальный опрос по динамическим карточкам.
IV. Введение новой темы (9 мин.)
Заранее приготовлены примеры уравнений на другой стороне створки доски.
1) x2 + 4x + 4 = 0
2) 4x2 + 12x + 9 = 0
3) 3x2 + 7х + 5 = 0
4) 25x2 – 10x + 1 = 0
5) x2 – 6x + 9 = 0
6) 8x2 – 10x + 1 = 0
7) x2 + 4x + 4 = 0
8) 10x2 – 10x + 1 = 0
9) 16x2 – 16х + 4 = 0
10) 12x2 – 16х + 4 = 0
– Что общего в этих уравнениях?
– Как в общем виде записать уравнения такого вида?
Уравнения вида ax2 + bx + c = 0. где х – переменная, a, b, c – некоторые числа, причем, а =/= 0 называется квадратными уравнениями.
С помощью проектора демонстрируется презентация (Приложение 1). К каждому слайду задается вопрос: Является ли уравнение квадратным? Если нет, то почему?
– Сегодня мы научимся решать квадратные уравнения с помощью формул сокращённого умножения. Посмотрите на доску. В каких уравнениях можно применить формулы сокращённого умножения? Подчеркиваю, в которых можно применить формулы сокращённого умножения. Неподчёркнутые уравнения мы научимся решать позже. Стираю неподчёркнутые уравнения. Давайте решим первое уравнение? Записываю решение сама, обращаю внимание на оформление.
x2 + 4x + 4 = 0
– Какую формулу сокращённого умножения можно применить к левой части уравнения?
(х + 2)2 = 0.
– Квадрат, какого числа равен нулю?
– Какой вывод можно сделать?
х + 2 = 0.
х = – 2.
Ответ: – 2.
V. Закрепление новой темы (7 мин.)
1) Для решения 2, 4, 5 уравнений вызываю к доске
учеников. Остальные решают самостоятельно 7, 9.
Хожу по рядам, при необходимости оказываю помощь.
Комментирую и оцениваю наиболее отличившихся
учащихся.
2) Устно. По динамическим карточкам.
x2 – 4x + 4 = 81; |
(x – 2)2 = 81; |
х – 2 = 9 или х – 2 = –9; |
x = 9 + 2 или х = –9 + 2 |
х = 11 или х = –7. |
Ответ: 11; –7. |
4x2 –12x + 9 = 25; |
(2x – 3)2 = 25; |
2х – 3 = 5 или 2х – 3 = –5; |
2x = 5 + 3 или 2х = –5 + 3 |
2х = 8 или 2х = –2; |
х = 8 : 2 или х = –2 : 2 |
х = 4 или х = –1. |
Ответ: 4; –1. |
x2 + 6x + 9 = 4; |
(x + 3)2 = 4; |
х + 3 = 2 или х + 3 = –2; |
x = 2–3 или х = –2–3 |
х = –1 или х = –5. |
Ответ: –1; –5. |
64 + 16х + x2 = 36; |
(8 + х)2 = 36; |
8 + х = 6 или 8 + х = –6; |
x = 6 – 8 или х = –6 – 8; |
х = –2 или х = –14. |
Ответ: –2; –14. |
VI.Физкультминутка (2 мин.)
Физкультминутка общего воздействия.
1. И.п.– о.с. 1–2 встать на носки, руки вверх – наружу, потянуться вверх за руками. 3–4 дугами в стороны руки вниз расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить 3–4 раз. Темп быстрый.
2. И.п.– стойка ноги врозь, руки вперёд. 1 поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2. и. п. 3–4 тоже в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 3–4 раз. Темп быстрый.
3. И. п. – согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 приставить ногу, руки вверх наружу. 3–4 тоже самое другой ногой. Повторить 3–4 раз темп средний.
VII. Комментирование домашнего задания (1 мин.)
– Придумать квадратные уравнения, которые решаются с помощью формул сокращённого умножения. Учить конспект «Excel», раздел «Вставка формул»
VIII. Актуализация опорных знаний (4 мин.)
Устный фронтальный опрос по информатике.
– Как открыть электронную таблицу?
– Какое расширение имеют файлы, содержащие
электронную таблицу?
– Что можно вносить в электронную таблицу?
– Как сохранить электронную таблицу?
– Как выглядит активная ячейка электронной
таблицы?
– Как составляется имя ячейки?
– Минимальный элемент электронной таблицы?
– Как переименовать листы?
– С какого знака начинается формула?
IX. Практическая работа на компьютере (10 мин.)
1) Заранее создаю документ Excel, ( Приложение 2).
В А1 записываю «решите уравнение», с А2 по А11
записываю не сложные квадратные уравнения с
целыми корнями. С В1 по В11 пишу часть квадратных
уравнений после = . В С1 пишу Х1, в D1 пишу Х2, в
E1 пишу «проверка », в Е1 пишу «количество балов», в
G2 пишу «оценка», в Е2 пишу формулу ЕСЛИ (((с2*с2 +
2*с2 + 1) = b2)*((d2*d2 + 2*d2 + 1) = 4);истина; ложь), с Е3 по Е11
аналогично.
В F2 пишу формулу = ЕСЛИ(E2 = ИСТИНА;1;0), с F3 по F11
аналогично.
В G2 пишу формулу = F2, до G6 аналогично, в G7 пишу
формулу, ЕСЛИ(F7 = 6;"'молодец'"), до G11
аналогично.
2) Решите уравнения в тетради и впишите соответствующие значения х1 и х2 в электронную таблицу.
При верном решении таблица выглядит таким образом.
X. Подведение итога урока (3 мин.)
– Какие новые уравнения мы узнали?
– С помощью, каких формул мы решали квадратные
уравнения?
– Все ли квадратные уравнения можно решить с
помощью формул сокращённого умножения?
Комментирую работу всего класса и отдельных учащихся. Записываю в журнал максимальную оценку из таблицы каждого ученика.