Интегрированный урок по географии и математике на тему "Температура воздуха", 6-й класс

Разделы: Математика, География

Класс: 6


Цель урока:

1) Выяснить взаимосвязь элементов природы: зависимость температуры воздуха от формы Земли; зависимость температуры воздуха от суточного вращения Земли вокруг оси.
2) Научится вычислять средне суточную температуру и амплитуду воздуха.
3) Закрепить правила сложения и вычитания чисел.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Понятие температуры.

Фронтальный опрос учащихся.

Привести примеры, где встречается понятие температуры.

  Температура

Примерные ответы

1

в литосфере при изучении внутреннего строения Земли:

температура ядра, температура мантии, температура земной коры; при увеличении глубины - температура повышается)

2

в гидросфере температура на поверхности океана зависит от количества солнечного тепла, поступающего на поверхность воды (на глубине 1000м - температура одинаковая +2°С)

3

у растений вегетативный период

4

у животных пресмыкающиеся - холоднокровные животные,

температура тела у них зависит от окружающей среды, температура у птиц +41 - +42°С;

температура у млекопитающих + 32 - +39°С

5

в атмосфере при подъеме с высотой - температура воздуха повышается

Итак, мы с вами выяснили, что с понятием температуры вы уже встречались при изучении тем литосферы, гидросферы, атмосферы, вы знаете температуру тела у животных и растений из курса природоведения.

Подробно с понятием температуры вы познакомитесь в курсе физики 7 класса.

На сегодняшний день вы должны знать, что температура воздуха - тепловое состояние воздуха.

3. Элементы погоды.

Ребята, какая погода сегодня? А по каким элементам погоды вы определили? (температура, ветер, атмосферное давление, осадки, облачность).

Сегодня мы с вами остановимся на одном из главных элементов погоды – температуре воздуха. Каждое утро, отправляясь в школу, вы слышите прогноз погоды, в котором первым называется температура воздуха.

4. Температура —>Солнце (зависимость температуры воздуха от формы Земли)

Вопрос: Ребята, почему на экваторе всегда теплее, чем у нас?

Ответ: Экватор получает больше солнечного тепла.

Учитель с помощью специального прибора (теллурия) объясняет учащимся зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей.

Монологический рассказ учителя.

Солнце - это основной источник тепловой энергии, поступающей на Землю. Солнечные лучи достигают земной поверхности и отдают каждому см2 - 2 ° С тепла в минуту. Но на разных широтах до поверхности Земли доходит неодинаковое количество тепла.

На экваторе солнечные лучи падают под прямым углом, проходят кратчайшим путем сквозь атмосферу, принося много тепла.

В районах полюсов, солнечные лучи будут скользить по земной поверхности и проходить через большую толщу воздуха, поэтому тепла будут приносить мало.

Работа с учебником Параграф 36, стр.109, рис.69

Вопрос: Ребята, какая из трех площадок будет получать больше солнечного тепла? Почему?

Ответ: Первая площадка, т.к. лучи проходят кратчайшим путем через атмосферу.

Вопрос: Какая площадка получит меньше всего солнечного тепла?

Ответ: Третья, т.к. солнечные лучи будут скользить по поверхности Земли и пройдут через большую толщу воздуха.

Вывод: В связи с тем, что Земля имеет шарообразную форму, температура на экваторе будет самая высокая, т.к. солнечные лучи будут падать под прямым углом; температура на полюсах будет самая низкая, т.к. солнечные лучи будут скользить по земной поверхности.

Мы с вами выяснили зависимость температура воздуха от формы Земли.

5. Как измерять температуру воздуха?

Сообщение ученика.

Температуру воздуха определяют по термометру и выражают в °С.

Термометр - прибор для измерения температуры воздуха. В нем имеется резервуар (шарик) с ртутью или спиртом. Содержимое резервуара, нагреваясь, расширяется и поднимается вверх по трубочке. Чем сильнее разогревается жидкость, тем выше она поднимается. Термометры бывают спиртовые и ртутные. Уличные термометры наполняют спиртом, т.к. температура замерзания спирта ниже, чем ртути, они более безвредные, в случае разбивания.

На метеостанциях термометры помещают в метеорологическую будку, которая всегда устанавливается так, чтобы шарики термометров были на высоте 2м от поверхности земли. Дверца метеорологической будки должна открываться с северной стороны. Делается это для того, чтобы при отсчете температуры, лучи не нагревали термометр, иначе он покажет не температуру воздуха, a температуру нагревания стеклянной трубки.

6. Суточный ход температуры воздуха.

На метеостанциях значение температуры воздуха измеряют систематически, т.к. температура воздуха в течение суток неодинаковая. Почему? (зависит от высоты Солнца над горизонтом).

Монологический рассказ учителя.

Самая низкая температура перед восходом Солнца, а самая высокая через 2-3 часа после полудня. Почему не в полдень? Ведь Солнце бывает выше всего над горизонтом и сильнее всего нагревает земную поверхность именно в полдень. Воздух еще не прогрелся от земной поверхности.

Воздух нагревается в основном от земной поверхности, над которой он находится.

На передачу тепла от нагретой поверхности воздуху требуется время. Нагреваясь, воздух расширяется и поднимается. На его место приходит менее теплый воздух и тоже нагревается, поэтому тепло распространяется на еще большую высоту.

После полудня, несмотря на то, что Солнце начинает опускаться к горизонту, воздух продолжает получать тепло еще в течение двух часов от хорошо нагретой поверхности.

Затем начинается постепенное охлаждение поверхности и соответственно понижение температуры воздуха.

Ночью, когда солнечное тепло не поступает, воздух от земной поверхности охлаждается.

Правильный суточный ход температуры воздуха иногда нарушается: может похолодать днем или потеплеть к вечеру. Также неожиданные изменения вызваны перемещением воздуха. Например, летом вторжение холодных масс воздуха с Северного Ледовитого океана вызывает похолодания, а зимой - вторжение теплого воздуха с Атлантического океана - потепления.

7. Средняя суточная температура.

В сводках погоды нам называют средне суточную температуру. Как ее вычислить?

На метеостанциях наблюдение за состоянием погоды, в том числе за температурой воздуха проводят через каждые 3 часа, а затем находят среднее арифметическое этих температур.

Проверка знания учащимися основных определений, правил сложения и вычитания чисел:

Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.

Сумма двух чисел одного знака есть число того же знака; чтобы найти модуль суммы, надо сложить модули слагаемых. Например: (+12)+ (+8)= +20; (-12) + (-8) = -20.

Сумма двух чисел с разными знаками есть число, которое имеет тот же знак, что и слагаемое с большим модулем; чтобы найти модуль этой суммы, надо из большего модуля вычесть меньший. Например: (+12)+ (-8)= +(12-8) = 4; (-12) + (+8) = -(12 – 8) = - 4.

Сумма противоположных чисел равна нулю. Например: (+6) + (-6) = 0.

Чтобы из одного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому. Например: 12 – (-8) = 12+8 = 20; 12 – (+8) = 12+ (-8) = 4.

Применение учащимися знаний в стандартных условиях (под руководством учителя) Задание: Вычислить средне суточную температуру.

На доске написаны данные температуры воздуха за сутки 21 мая 2007 года:

Время суток

Температура, °С

1 час ночи

+ 4

4 часа утра

+ 6

7 часов утра

+ 8

10 часов утра

+ 10

13 часов дня

+ 10

16 часов дня

+ 14

19 часов вечера

+ 10

22 часов вечера + 6

Вопрос: Как вычислить средне суточную температуру?

Ответ: Сумму этих температур следует разделить на число измерений.

(+4+6+8+10+10+14+10+6)°С : 8= 8,5 °С

На доске написаны данные температуры воздуха за сутки 12 сентября 2006 года:

Время суток

Температура, °С

1 час ночи

- 4

4 часа утра

- 2

7 часов утра

+ 2

10 часов утра

+ 6

13 часов дня

+ 10

16 часов дня

+ 14

19 часов вечера

+ 8

22 часов вечера

+ 6

(-4+(-2)+2+6+10+14+8+6) °С : 8 = 5°С

Если в течение суток были как положительные, так и отрицательные температуры, то для вычисления средне суточной температуры, надо отдельно сложить положительные и

отрицательные значения температур, затем из числа с большим модулем вычесть число

с меньшим модулем и полученную разность разделить на число измерений.

8. Суточная амплитуда.

Наблюдая за температурой в течение суток, можно отметить самую высокую (MAX t-?), и самую низкую (MIN t-?) в нашем первом примере 21 мая 2007 года MAX t +14.°С была в 16 часов, MIN t +4°С была в1час.

Во втором  примере 12 сентября 2006 года MAX t +14.°С была в 16 часов, MIN t - 4°С была в 1 час.

Разность между наибольшей и наименьшей значениями температуры воздуха в течение суток называется суточной амплитудой.

В нашем первом примере MAX t +14°С, MIN t + 4 °С,

Амплитуда +14 – (+4) = 10° С. 

Во втором примере MAX t +14.°С, MIN t - 4°С,

Амплитуда +14 – (- 4) = 18° С.

Летом суточные колебания температуры воздуха больше, нежели зимой. В умеренных широтах они составляют в среднем зимой 2°С, летом 7-10°С. Амплитуда суточных колебаний сильно меняется в зависимости от характера поверхности. Над океанами и морями она равна 1-2°С, а над пустынями достигает 15-20°С, даже 30°С. Растительность, особенно лес, уменьшает - величину суточных колебаний температуры воздуха.

В нашей стране самые большие суточные колебания температуры воздуха бывают весной и летом при ясной погоде. При пасмурной погоде облака, как одеяло, предохраняют поверхность от сильного нагревания и от охлаждения, поэтому суточная амплитуда меньше.

Отработка практического навыка вычисления суточной амплитуды.

Работа с учебником Параграф 36, стр110, рис.70

Проверить правильность №1, №2. Вычислить самостоятельно №3.

Применение знаний в измененных условиях.

Самостоятельная работа учащихся.

Вычислить среднюю температуру за 20,21,22,23,24 сентября 2006 года по вашим данным календарей погоды. МАХ t - ? MIN t - ?Амплитуду -?

9. Итоги урока и сообщение домашнего задания.