Повышение качества обучения невозможно без широкого внедрения в процесс подготовки и контроля знаний учащихся – спортсменов компьютерных и информационных технологий. Использование инновационных технологий на базе компьютерных телекоммуникаций является одним из направлений развития и совершенствования процесса обучения спортсменов в училище олимпийского резерва № 2.
За прошедшие 3-4 года в училище актуальным стало внедрение элементов дистанционного обучения, так как учащиеся – спортсмены, являясь членами молодежных сборных команд, вынуждены длительное время находиться на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях. Некоторые учащиеся отсутствуют до 80% учебного времени, поэтому возникла необходимость полноценного усвоения учебных программ государственного стандарта при помощи элементов дистанционного обучения и индивидуальных учебных планов. Грамотное использование компьютерных технологий позволяет систематизировать результаты поиска информации, качественно подготавливать и представлять соответствующую информацию, помогающую повышать качество обучения учащихся – спортсменов.
Перед училищем стоит задача пересмотра составных частей педагогического процесса, их взаимодействия. Пути реализации поставленной задачи заключаются в гармоничном сочетании информационных технологий и элементов дистанционного обучения с достижениями традиционных отечественных и зарубежных методик обучения.
Преподаватели постоянно находятся в состоянии дефицита времени: на занятии, при подготовке к нему и при проведении индивидуально-групповых занятий. То же самое относится и к учащимся – при подготовке домашнего задания, при самоподготовке и самоконтроле тратится много времени. Решить проблему дефицита времени, расширить возможности работы с дополнительной информацией, повысить качество усвоения и закрепления учебного материала призвано внедрение информационных технологий и элементов дистанционного обучения, а также создание медиатеки в училище.
Медиатека училища, оснащенная хорошими компьютерами, соединенными в локальную сеть с выходом в Internet, располагает разнообразными компьютерными обучающими программами, учебными курсами, справочно-информационными программами. Работа с Internet ресурсами, компьютерными и мультимедийными программами строится в соответствии с методическими рекомендациями, с учетом уровня обученности, индивидуальными особенностями каждого ученика и его индивидуальным учебным планом. Подбор компьютерных программ не случаен: каждая программа тщательно изучается и соотносится с целями и задачами, реализуемыми в нашем училище. Из всего многообразия способов получения учебной информации мы выбираем смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем, например: рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения); рассылка небольших аудио- и видео-материалов, через электронную почту и листы рассылки (Internet); через WWW (Internet). Одним из неоспоримых достоинств дистанционного обучения является тот факт, что подобное обучение настраивает учащихся на самостоятельный поиск знаний, а не на усвоение только той информации, которую им предлагает преподаватель. Элементы дистанционного обучения помогает преодолеть внутренние психологические барьеры, мешающие активному участию в дискуссии при визуальном контакте.
Большие возможности учащимся–спортсменам предоставляет сайт нашего училища для размещения интересной и нужной информации о видах спорта, об учебно-тренировочном процессе. Преподаватели училища по многим предметам предлагают учащимся методические материалы, вопросы для самоконтроля, которые способствуют своевременному учету и оценке знаний учащихся–спортсменов, находящихся на учебно-тренировочных сборах. Компьютерное тестирование, создание электронных тетрадей для контрольных работ не только разнообразят формы контроля знаний, но и помогают сделать их более привлекательными для учащихся и обеспечить объективность оценки.
Использование в обучение компьютерных технологий, элементов дистанционного обучения и индивидуальных учебных планов позволяет учащимся действовать с опережением в изучении различных тем, предусмотренных календарно-тематическим планированием.
Все это, как и создание сайта училища олимпийского резерва № 2, способствует всеобщей компьютерной грамотности учащихся и большинства преподавателей. Мы стараемся максимально эффективно сочетать самостоятельную познавательную деятельность учащихся – спортсменов с систематическим взаимодействием с преподавателями. Значительно облегчает это взаимодействие наличие электронных адресов и специальных web – страниц, которые может организовать для себя каждый учащийся
Работая таким образом, преподаватели училища олимпийского резерва № 2 неуклонно повышают качество обучения, выводят образовательный процесс в училище на новый уровень, соответствующий современным требованиям научно-технического прогресса.