Литература к уроку:
- учебник “История России XIX–XX века”;
- атлас “История России”: Толстой Л.Н. “Севастопольские рассказы” (любое издание);
- “Крымская война: неизвестные страницы” (“Родина”, 1995 год, № 3-4);
- Ушаков А.В. Справочник школьника по Отечественной истории XIX-XX веков. – М.: Аквариум, 1997;
- Короткова М.В. Рабочая тетрадь по истории России XIX - начало XX века. – М: Русское слово, 1999.
Целевая аудитория: 10 (11) класс
В ходе проведения занятия участники смогут:
- определить цели сторон в Крымской и Русско-японской войне, сравнить соотношение сил и ход военных действий, итоги войн;
- проанализировать различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить альтернативные варианты решения поставленных проблем,
- работать с картой, правильно распределять время работы над заданиями, оценивать свою работу на уроке и работу товарищей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Мотивация: Содержательная часть.
“Изучая историю, я все больше убеждаюсь, что война бывает полезна главным образом побежденным, если только в них есть довольно силы, чтобы воспользоваться своим поражением для внутреннего обновления…” (Б.Н. Чичерин, историк)
“В то самое время, когда Россия стала терпеть непривычный позор военных неудач, мы находились в тяжком положении: с одной стороны наше патриотическое чувство было страшно оскорблено унижением России, с другой - мы были убеждены, что только бедствие, именно несчастная война, могло произвести спасительный переворот…” (С.М. Соловьев)
Организационная часть: обсуждение цитат, определение предварительной позиции по вопросу - “Война – бедствие или спасительный переворот?” (проведение возможно в виде “Живой линии” или “Шкалы мнений”)
2. Основная часть.
Постановка проблемы: учащимся предлагается перечислить войны в истории России, которые привели к серьезным переменам в ее развитии. Среди названных особое место занимают Крымская и Русско-японская война, которые в значительно степени повлияли на дальнейший ход Российской истории. “Война – бедствие или спасительный переворот?”
Работе по сравнению войн будет посвящена работа в малых группах.
Рассмотрение проблемы. Работа в малых группах. Раздаточные материалы и сопроводительные материалы: рекомендации для работы с документами. В ходе работы есть необходимость обращения к учебникам, поскольку данный урок планируется как обобщающий и повторительный. Итогом работы групп станет заполнение таблицы.
В ходе обсуждения внутри группы заполняется часть таблицы, соответствующая раздаточным материалам, в процессе выступления всех групп участники полностью заполняют таблицу. (таблица 1).
Таблица сравнения Крымской и русско-японской войны:
Пункты сравнения | ОСОБЕННОСТИ | ОБЩЕЕ | |
Крымская война | Русско-японская война | ||
Международная ситуация накануне войны | |||
Соотношение сил войны | |||
Основные сражения | |||
Человек на войне | |||
Итоги войны | |||
Уроки войны |
Обсуждение. Выступление представителей групп, представление подготовленных работ, заполнение общей таблицы по итогам работы групп.
Каждая группа выступает с итоговым анализом. Все остальные заполняют таблицу, а затем на ее основе делают вывод об общих тенденциях в ходе войн, а также особенностях в каждой войне.
3. Подведение итогов.
Определение позиции по вопросу: “Война – бедствие или спасительный переворот?” Можно выяснить, у кого из учеников поменялось мнение и почему. Необходимо определить общие тенденции в развитии исторической ситуации в России, какие именно привели к значительным политическим и социальным изменениям.
4. Вопросы для контроля по теме:
“Крымская и русско-японская война – роль в истории”.
Приложение. Раздаточные материалы: