Цели:
- Познакомить с внутренним и внешним строением тела человека, сосновными функциями внутренних органов;
- Развивать интерес к познанию собственного организма;
- Воспитывать ценностное отношение к собственному здоровью и стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, поролоновая губка для каждого ученика, воздушный шарик, бельевая веревка, секундомер, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети.
- С каким настроением вы пришли в школу?
2. Введение в тему урока. (Слайд 2)
- Я, ты, он, она – вместе целая семья.
В слове «Мы» сто тысяч «я»:
Большеглазых, озорных,
Темных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых.
В городах и селах.
- Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь на уроке?
- Правильно, сегодня на уроке речь пойдет о человеке. Что вы хотите узнать о самом себе?
- Нас много и мы все разные, но что-то нас всех объединяет. Как вы думаете, что? (Слайд 2)
- Верно, мы – живые организмы, мы – люди и мы одинаково устроены. Хотите узнать – как?
3. Сообщение темы урока. (Слайд 3)
- Что вы видите на слайде? (Дом) (Слайд 4)
- Как можно объединить дом и человека?
- Верно, человек, как и дом, имеет собственное устройство.
- Как дом устроен снаружи? (Крыша, окна, дверь, фундамент, веранда, труба)
- Как это можно назвать одним словом? (Внешнее строение дома)
- Как думаете, что может находиться внутри дома? (Мебель, бытовая техника, посуда, пол)
- Как можно назвать то, что находится внутри дома? (Внутреннее строение дома)
- Верно, то, что снаружи – это внутреннее строение дома, что находится внутри – это внутреннее строение дома. Какие предметы, окружающие нас имеют внутреннее и внешнее строение? (Слайд 5)
- Человек тоже имеет внутреннее и внешнее строение. (Слайд 6)
3.1. Внешнее строение тела человека. (Слайд 7)
- Посмотрите друг на друга и скажите, как утроено тело человека снаружи, что у нас у всех есть? (Голова, тело, руки, ноги)
- Верно, к внешнему строению тела человека относятся части тела – голова, погладьте себя по голове; шея – покажите шею; туловище – погладьте себя по спине, груди, животу; руки и ноги – похлопайте, потопайте. Руки – это верхние конечности, ноги – нижние конечности.
- Как вы думаете, для чего нам нужны части тела: голова, шея, туловище, руки, ноги?
3.2. Внутреннее строение человека.
–Мы рассмотрели внешнее строение человека, и убедились, что все части нашего тела имеют важное значение и выполняют определенную работу. А что вы можете рассказать о нашем внутреннем строении? Что у нас есть внутри? (У нас внутри есть сердце, желудок, мозг, печень.) (Слайд 8)
- Наше тело внутри состоит из различных органов. Попробуем разобраться, из каких органов состоит тело человека и какую работу они выполняют.
- Скажите, пожалуйста, чем вы любите заниматься. (Ответы детей)
- Что вы делали вчера дома?
- Чем занимались сегодня на уроке математики, письма?
- Как думаете, все ваши действия выполняются сами собой, или ими кто – то руководит?
- Все верно, всеми нашими действиями руководит «главный командный пункт нашего организма» - головной мозг. В какой части тела расположен мозг?
- Головной мозг заведует всеми мыслями и чувствами человека, ведает правильной работой всех внутренних органов. Именно он следит за тем, как мы дышим. Как думаете, как долго человек может не дышать?
- Давайте проверим. По моему сигналу задержите дыхание и, как только вам захочется вдохнуть, поднимите руку и запомните число, которое я вам назову.
(Практическая работа. Учитель с секундомером, дети по сигналу делают вдох и задерживают дыхание. Дети делают вывод, что без дыхания человек жить не может.)
- Итак, сколько секунд вы смогли не дышать? Чтобы жить, человеку нужно дышать. Кто знает, при помощи какого органа мы дышим?
-Верно, мы дышим при помощи легких, у человека их два – правое и левое. Обхватите себя руками и сделайте глубокий вдох, что вы чувствуете?
- Легкие похожи на две розовые губки (учитель показывает губку).
(Опыт с губкой. У каждого ребенка – губка. Проследите, что происходит с губкой, когда вы ее сжимаете – вы сделали выдох, теперь отпустите губку – вы сделали вдох.)
- Какой вывод можно сделать о работе наших легких? Дети делают вывод: При вдохе легкие расширяются, при выдохе - сжимаются)
- Приложите руку к левой стороне груди, что вы чувствуете?
- Верно, вы чувствуете, как бьется ваше сердце. А что такое – сердце, что вы знаете о нем? Какую работу выполняет сердце? (Ответы детей)
- Скажите, зачем мы кушаем? (Ответы детей)
- Верно, мы едим, чтобы жить. Но нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Все, что попало в рот, должно перевариться и впитаться в кровь. Переработкой пищи занимаются органы нашей «внутренней кухни». Кто знает, какие это органы? (Ответы детей)
- Главное отделение «внутренней кухни» - желудок. Он находится в верхней части живота с левой стороны. Покажите, где у вас находится желудок. Когда вы голодны, ваш желудок напоминает спущенный шарик. (Опыт с воздушным шариком). Но в желудке пища перерабатывается только наполовину. Окончательную обработку она получает в кишечнике, который тянется почти на 8 метров. Как же он помещается в нашем животе?
(Опыт с бельевой веревкой).
Кроме этого с правой стороны от желудка «живет» печень, она вырабатывает желчь, которая помогает перерабатывать пищу.
Вывод:
- Наш организм устроен очень сложно, но в нем нет ни одного лишнего органа. Все органы нужны и каждый из них выполняет определенную работу, без которой жизнь организма невозможна.
- Итак, мы с вами говорили о внешнем и внутреннем строении человека. Хотите проверить свои знания о строении нашего организма?
3.3 Закрепление изученного. (Слайды 9 – 13)
4. Подведение итогов урока. Обмен впечатлениями об изученном на уроке.
5. Домашнее задание – на выбор:
- Слайд 14 – 15;
- Составить кроссворд по теме;
- Нарисовать себя и подписать части тела.
Использованная литература:
- Учебник Н.Я.Дмитриева, Н.А.Казаков «Мы и окружающий мир».
- Н. Т. Брыкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».