Цель:
- продолжить формирование вычислительных навыков, выработать алгоритм умножения двузначного числа на однозначное, закреплять умение решать сложное уравнение, продолжить работу по умению строить углы заданной величины;
- развивать логическое мышление, внимание, воображение;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, наблюдательность.
Оборудование: учебник математики, карточки (сорбонки), памятка-алгоритм «Умножение многозначного числа на однозначное»; карта математического города с названием улиц и автобусных остановок, макет автобуса, транспортир.
Ход урока
I. Организационный момент.
Математика – королева наук!
Без нее не летят корабли,
Без нее не поделишь ни акра земли,
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,
Что почем, не узнаешь,
А узнав, не поймешь!
II. Основная часть.
Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в необыкновенный город – Внетабличное умножение. Улицы города имеют разные названия. На каждой улице есть остановки для пассажиров.
Определите на каком транспорте мы будем путешествовать:
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином!
- Да, это автобус. Возьмите, пожалуйста, проездные билеты. Отправляемся в дорогу.. Готовы?»
Дети (хором): «Готовы!»
1-я остановка «Вспоминайка».
Подготовительный этап:
а) Работа с сорбонками (учитель показывает сорбонки, учащиеся записывают ответы):
200 * 4, 300 * 2, 200 * 2, 300 * 3, 400 * 2, 200 * 3,
80 * 4, 50 * 5, 40 * 6, 70 * 3, 80 * 6, 90 * 2.
Проверка в парах (учащиеся обмениваются тетрадями).
б) Используя распределительный закон умножения / деления относительно сложения, допишите равенство так, чтобы оно было верным:
- (42 + 63): 3 =
- 15 * 7 + 32 * 7 =
- 81: 9 + 18: 9 =
- (24 + 46) * 8 =
2-я остановка «Знайка».
Работа над новым материалом: № 161, стр. 3
а) На какие группы можно разделить все произведения; запишите каждую группу в отдельный столбик и найдите значение произведений (самостоятельная работа с последующей проверкой). Запись на доске:
*
4 * 7 7 * 3 4 * 8 8 * 3 |
*
60 * 8 50 * 3 70 * 7 20 * 3 |
б) Подумайте, как найти значение произведения 28 * 3, какие равенства могут помочь? (подчеркните их).
в) Подробная запись (выработка алгоритма вычисления: по ходу решения выставляются таблички с глаголами, указывающими на выполненное действие):
28 * 3 = | (20 + 8) * 3 = | 20 * 3 + 8 * 3 = | 60 + 24 = 84 |
представляю в виде сумы разрядных слагаемых | применю распределительный закон относительно сложения | считаю | нахожу конечный результат |
3-я остановка «Закрепляйка».
Закрепление:
Учащиеся объясняют у доски:
- 72 * 4 =
- 64 * 5 =
- 232 * 3 =
4-я остановка «Отдыхайка».
Физкультминутка. (для проведения данной физминутки используются наглядные пособия)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов,
И присядем столько раз,
Сколько уточек у нас.
На носочки встанем,
Потолок достанем
И тихонько сядем.
5-я остановка «Соображайка».
Работа над задачей (записана на доске):
В автопарке стояли 4 ряда такси по 12 машин в каждом ряду, а автобусов на 16 меньше, чем такси. Сколько всего машин стояло в автопарке?
а) Словарная работа: автопарк, машины.
б) Краткая запись составляется коллективно, а 1 ученик записывает у доски.
в) Решение самостоятельное (индивидуальная помощь),
г) Проверка:
- 12 * 4 = 48 (м.) – такси
- 48 – 16 = 32 (м.) – автобусы
- 48 + 32 = 80 (м.)
Ответ: всего 80 машин стояло в автопарке.
6-я остановка «Повторяйка».
Работа с уравнением:
1-й ученик объясняет у доски:
(256 + а)+ | 323= | 713 |
1 сл. | 2 сл. | зн. с |
256 + а = 713 – 323
256 + а= 390.
1 сл. 2 сл. зн. с.
а = 390 – 256
а = 134
(256 + 134) + 323 = 713
713 = 713
7-я остановка «Измеряйка».
Геометрический материал:
- Что такое угол? Какие углы вы знаете? (острые, тупые, развернутые, центральные)
Начертите угол:
I вариант – 70 градусов;
II вариант – 50 градусов.
Чем похожи эти углы? (острые)
8-я остановка «Поиграйка».
Математические загадки:
3 подружки – 3 сестрицы
Заплели по 2 косицы.
Задаю я вам вопрос:
«Сколько вместе было кос»?Четыре теплых варежки
Связала внукам бабушка.
Кто ответит из ребят:
Сколько у нее внучат?Бежали по дорожке
Гусь, петух и кошка.
Сколько лапок топало
Той дорожкой по полю?Маленькому Родику
Минуло два годика.
А его сестричка Аза
Старше Родика в три раза.Отыщите-ка ответ:
Сколько нашей Азе лет?Модница - сороконошка
Стала примерять сапожки:
Черных восемь пар надела
И четыре пары белых.
Сколько остается ножек
Для коричневых сапожек?
9. Домашнее задание: № 148.
10. Итог: Вот и подошло к концу путешествие по городу Внетабличное умножение. Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли нам благополучно завершить поездку. Жители города вами довольны, ведь чаще правильно выполняли задания. Я благодарю вас всех. Прошу сдать проездные билеты.
III. Заключительная часть.