Программа детского оздоровительного центра дневного пребывания "Школа выживания"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Социально-педагогическое обоснование программы.

Каждому человеку хочется быть здоровым психически и физически, жить, радоваться жизни, а не думать постоянно об опасностях, угрожающих его здоровью, подстерегающих его буквально на каждом шагу.

Беда не спрашивает, готовы вы к ней или нет. Она приходит в тот момент, когда её не ждут. Наводнения и землетрясения, ураганы и пожары, террористические акты и авиакатастрофы. Взрывы и обрушения домов – какие только опасности не подстерегают человека в современном мире.

Так как же уберечь, сохранить здоровье себя и своих близких? Как правильно действовать в экстремальной ситуации? Как помочь попавшим в беду людям, требующим медицинской и психологической помощи? Как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье окружающих? Как научиться вести здоровый образ жизни?

Для решения подобных вопросов необходим новый подход, определенная перестройка сознания каждого человека. Решительные и грамотные действия в случае реальной угрозы, знание алгоритмов поведения в экстремальной ситуации, умение мгновенно ориентироваться и выйти из сложного положения с минимальными потерями – таковы принципы нового сознания, активно пропагандируемого Министерством РФ по чрезвычайным ситуациям и Министерством здравоохранения.

Наиболее уязвимыми в вопросах сохранения физического и психического здоровья перед катастрофами и стихийными бедствиями всегда были и остаются дети. Именно поэтому встал вопрос обучения детей основам действий в чрезвычайных ситуациях различного характера во время работы оздоровительного центра дневного пребывания на базе школы. Тем более, что в последние годы очевидно возрастание внимание к организации центров дневного пребывания. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, центры дневного пребывания способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Они создают условия для формирования личности, обладающей валеологической культурой: здоровой психически и физически, духовно и социально, испытаващей потребность в здоровом образе жизни. Отдых детей это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребят.

Жизнь в центре должна быть насыщенной и интересной, полной событий и встреч. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми и между собой. Досуг, игры должны не только развлекать детей, но и побуждать к приобретению новых знаний в сфере культуры здоровья и безопасности.

Организация “Школы выживания” это не только хорошая возможность дать детям отдохнуть, оздоровить свой организм, но и дать детям следующие возможности:

  • научиться предвидеть и по возможности предотвратить опасную ситуацию в повседневной жизни;
  • владеть навыками защиты в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • знать принципы здорового образа жизни, применять их с учетом индивидуальных особенностей, иметь представление о взаимосвязи духовного здоровья и безопасности жизни жизнедеятельности;
  • изготавливать простейшие средства индивидуальной защиты;
  • пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты;
  • знать правила, владеть основными навыками и проявлять готовность к оказанию первой медицинской помощи, знать принципы предотвращения заболеваний и травм.

Цель данной программы: научить выживанию в чрезвычайных ситуациях и способствовать формированию у детей моделей безопасного поведения, здорового образа жизни

Задачи программы:

  • обучение и закрепление практических навыков организации безопасной жизнедеятельности;
  • совершенствование новых форм и методов подготовки к безопасному поведению в экстремальных ситуациях, развитие заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций;
  • укрепление и восстановления здоровья, психофизического состояния детей;
  • пропаганда здорового и безопасного образа жизни;
  • развитие творческих способностей;
  • формирования навыков общения и толерантности;
  • формирование экологически безопасного поведения в природе;
  • формирование единого информационного поля, банка методических разработок, системы обмена детскими делегациями для проведения совместной работы;
  • развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения, таких ведомств как Главного Управления по делам ГО и ЧС, Управления государственной противопожарной службы МЧС, Управления ГИБДД ГУВД.

Участники программы: учащиеся школы, а так же школ района.

К работе в лагере привлекаются помимо начальника и воспитателей педагоги дополнительного образования, медицинская сестра, зам. директора по БЖ, сотрудники пожарной части № 3, центра пропаганды, врачи детской поликлиники №3, центр противопожарной безопасности, сотрудники МЧС, ГИБДД, студенческий отряд “Омега”.

Ожидаемые результаты работы :

  • приобретение теоретических и практических навыков выживания в чрезвычайных ситуациях;
  • развитие у школьников интереса к занятиям ОБЖ;
  • укрепление здоровья;
  • умение оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим;
  • приобщение к здоровому образу жизни;
  • выработка рекомендаций для детей, родителей и педагогов по проблеме формирования здорового образа жизни, безопасной жизнедеятельности детей.

Режим работы “Школы Выживания”

Школа функционирует во время осенних, зимних, весенних и летних каникул.

Режим работы:

9. 45 – 10. 00 встреча детей.

10. 00 – 10. 15 – утренняя зарядка.

10. 15 – 10. 30 – утренняя линейка

10. 30 – 11. 00 – завтрак.

11. 00 – 12. 00 – “ время здоровья”- практические занятия и беседы по оказанию первой медицинской помощи, работа фитобара;

12. 00 – 13. 00 – подпрограмма “Юный спасатель” (занятия по безопасной жизнедеятельности, работа штаба школы выживания)

14. 00 – 15. 00 – обед.

15. 00 – 16. 00 – игры, конкурсы, соревнования, творческие мероприятия, связанные с безопасной жизнедеятельностью, формированием здорового образа жизни.

Посмотрев на режим работы школы выживания можно быть уверенным, что ребенок получит определенные знания и учения в области культуры безопасности, валеологической культуры станет физически и психологически более устойчивым, так как знает в каком направлении ему следует искать выход из ситуации, не тратя время и силы на случайные варианты, которые могут привести к ухудшению обстановки. Но все ли в реальной жизни так, как сказано выше. Ребенок, зная ситуации криминогенного характера может открыть дверь квартиры незнакомому человеку, зная о вреде курения и алкоголя для здоровья начинает пить и курить… И возникает вопрос почему это происходит? Как сделать занятия более эффективными? Как сделать, чтобы получение знания применялись на практике?

Отвечая на эти вопросы педагогический коллектив пришел к выводу. Все мероприятия должны быть яркими, запоминающимися, практическими, подготовленными самими детьми. На протяжении всей работы у каждого ребенка должен быть позитивный настрой к происходящему, они должны быть первыми помощниками у взрослых. Для этого бала разработана следующая структура руководящего органа – штаба “Школы выживания”.

Программа “Школы выживания” включает следующие блоки-сессии:

“Противопожарная безопасность”, “Терроризм”, “ЧС природного характера и безопасность на дорогах”, “Здоровый образ жизни” “Выживание. Туризм”, состоящие из мероприятий, направленных на гармоничное разностороннее развитие личности – духовное, интеллектуальное, физическое. В программу лагеря включаются мероприятия по выявлению лидерских качеств детей, обучению потенциальных лидеров детских коллективов, развитию здорового, активного подхода к жизни. Для формирования единого информационного поля в программу включаются проведение круглого стола – расширенных заседаний штаба, выпуск газет, листовок и сборника методических материалов, памяток для детей и взрослых.

Сессия “Противопожарная безопасность” включает в себя: знакомство с ЧС аварийного характера в жилище (пожар, обрушение здания). Безопасное обращение с электроприборами. Состав и предназначение средств индивидуальной защиты. Защитные костюмы и противогазы. Правила эвакуации при пожаре. Средства простейшей защиты органов дыхания и пользование ими. Оказание первой мед помощи при ожогах, переломах, ушибах, стрессовых ситуациях. Знакомство с жизнью пожарных.

Содержание сессии “Терроризм”: Террористический акт. Ребенок один дома. Нападение на человека. Химический и биологический терроризм. Правила поведения при захвате террористами. Если ты попал в заложники. Телефонный терроризм. Правила оказания первой мед. помощи при обмороке, обморожение, переломах, огнестрельных ранениях, кровотечениях, искусственное дыхание. Знакомство с работой отряда МЧС. Уроки самообороны, альпинизма.

Содержание сессии “ЧС природного характера и безопасность на дорогах”: Характеристика видов транспорта. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения, в аварийных ситуациях. Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами. Транспортные аварии. Разновидности ЧС природного характера. Наводнение. Опасности и порядок действия при наводнении. Возможные последствия при ураганах, бурях. Правила действий во время ураганов, бурь. Землетрясения. Опасности и порядок действия при угрозе землетрясения. Снежная лавина. Гололед. Снежный занос. Гололед. Оказание первой мед. помощи утопающему, при переохлаждении, при отравлении.

Содержание сессии “Здоровый образ жизни”: Оптимальная двигательная активность. Полезное питание. Личная гигиена. Режим дня. Закаливание. Психологический климат в семье и в школе. Вредные привычки и как с ними бороться. Экологическая и валеологическая культура. Я и здоровый образ жизни.

Содержание сессии “Выживание. Туризм”: Виды туризма. Уроки туртехники. Ориентирование. Ориентирование по карте, компасу, по местности. Приготовление пищи в походных условиях. Как в выжить в экстремальных условиях. Простейшие укрытия. Молния. Правила поведения при грозе. Средства народной медицины. Первая помощь при укусах, порезах, отравлениях. 2- дневный поход. Уроки скалолазания. Знакомство с работой отряда водолазов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 сессия “ Противопожарная безопасность”

1 день Предвыборная кампания “Давайте познакомимся”.

2 день Экскурсия в пожарный центр.

3 день Час здоровья “ Ожог и первая помощь при ожоге”. Экскурсия в пожарную часть “ Я б пожарные пошел, пусть меня научат”.

4 день Час здоровья “Бытовая травма. Виды травм, оказание первой помощи”. Практическое занятие “Пожар. Эвакуация”. КВН “Спасатели, вперед!”

5 день Час здоровья “Перелом, первая помощь при переломе”.

Экскурсия в краеведческий музей. Лекарственные растения нашего края.

6 день Час здоровья “Береги глаза”. В гостях “Белые медведи”. Практическое занятие. Ролевая игра “Я б в спасатели пошел”.

7 день Туристическая полоса препятствий. Эстафета с элементами оказания пострадавшему первой помощи. Закрытие смены.

2 сессия “Терроризм и террористические акты”.

1 день Открытие сезона “Новый год нас собирает”.

2 день Час здоровья “ Обморок. Искусственное дыхание”. “взрывоопасные предметы и вещества. Действия при обнаружении таких веществ”” Как вести себя при похищении и став заложником. Меры защиты”. Ролевая игра “Что такое терроризм”.

3 день Новогодняя елка на площади Советов.

4 день Час здоровья : Теоретическое занятие “Кровотечение”. Беседа “Меры защиты при проведении террористических актов. Если вас завалило обломками”. Экскурсия в клуб “Восходитель”. Ролевая игра “ Если ты дома один”.

5 день Спортивное занятие “Элементы самообороны”. Спортивная эстафета.

6 день Один день из жизни МЧС. Экскурсия в часть МЧС.

7 день Час здоровья “ Химический и биологический терроризм”. Закрытие лагеря.

3 сессия “Чрезвычайные ситуации природного характера и знания ПДД”

1 день Подготовка к открытию сессии. Час здоровья Беседа “Наводнение. Опасности и порядок действия человека при угрозе наводнения Оказание первой медицинской помощи попавшему в ЧС на воде” Беседа “Безопасность на льду зимой и весной. Просмотр фильма “Безопасность на льду”. Открытие лагеря “ И снова мы вместе”.

2 день Час здоровья Теоретическое занятие. “Переохлаждение. Как восстановить запасы питательных веществ в организме”. Беседа. “Оползни. Сели. Обвалы. Правила безопасности при их угрозе. Снежная лавина”. Практическое задание “Стихия”. КВН “Не зная броду, не суйся в воду”.

3 день Экскурсия в музей ГИБДД.

4 день. Час здоровья. “Первая помощь при психологическом стрессе. Аутотренинг”. Беседа “Ураган, буря, смерч. Правила действия”. Беседа “Землетрясение”. Практическая игра “Помоги себе и товарищу”

5 день Час здоровья “Первая помощь пострадавшим в ДТП”. Беседа с инспектором ГИБДД. “Дорожно-транспортное происшествие. Ответственность пешехода за безопасность на улице”. Игра-эстафета “Помни правила движенья, как таблицу умножения”. Закрытие лагеря “До новых встреч”.

4 сессия “Выживание и туризм ”.

1 день Предвыборная кампания “Давайте познакомимся”. Открытие смены “Мы туристы”

2 день Час здоровья “Сам себе врач. Переутомление и утомление”. Беседа: “Поход и его маршруты”. Практическое занятие “ Учимся готовить”. Спортивная эстафета “ Зов леса”.

3 день Час здоровья “Заболевания, связанные с животными. Псевдотуберкулез. Беседа и практическое занятие:“Снаряжение туристов”. Малые олимпийски игры. (Студенческий отряд МЧ “Омега”. )

4 день Час здоровья “Знакомьтесь, “Лесная аптека”. Беседа и практическое занятие: “ Рюкзак и палатка”. (Клуб “Восходитель”. ) Игра “Поле чудес “За здоровьем к растениям”.

5день Час здоровья “Раны и ожоги”. Беседа и практическое занятие: “Организация бивака”. “Костер. Правила разведения костра”. Конкурс туристкой песни “Турист без песни, что птица без крыльев”.

6 день Час здоровья: Кишечные инфекции. Беседа и практическое занятие: “Ориентирование по солнцу и местным признакам”. “Определение сторон горизонта по компасу, часам”. Игра “Найди клад”.

7 день Туристическая полоса препятствий (Клуб “Восходитель”) Час здоровья “Воздушно капельные инфекции. Краснуха Беседа: “ Как в лесу не умереть с голоду”. Библиотека “Путешествие по Лукоморью”. Викторина “ Лес и друг и враг”.

8 день Час здоровья “Отравления. Чем и как можно отравиться. Как этого избежать”. Беседа и практическое занятие “Ядовитые растения грибы плоды”. “Лекарственные растения Кузбасса”. Выпуск плакатов “ Берегите лес”.

9 день Час здоровья “Клещевой энцефалит”. Беседа и практическое занятие: “Как уберечься от молнии”. КВН “ В мире животных”.

10 день Час здоровья “Тепловой и солнечный удар” Визит к стоматологу: здоровые зубы. Игра “Ключ старого леса”.

11 день Час здоровья “Способы наложения повязок при порезах и ушибах”. Визит к стоматологу: здоровые зубы. Конкурсная программа “Мисс и Мистер лагеря”.

12 день Час здоровья “Воздушные ванны и водные процедуры”. Визит к стоматологу: здоровые зубы. ДК “Смелость в нас самих”. (Просмотр фильма) Веселые старты (Студенческий отряд “Омега”)

13 день Час здоровья “Витамины и мое здоровье”. Визит к стоматологу: здоровые зубы. Веселые старты

14 день Час здоровья “Походная аптечка”. Прогулка по памятным местам города. Игра “Необитаемый остров”.

15 день Час здоровья “Улыбка продлевает жизнь”. Игра “День улыбки”.

16 день Час здоровья “Здоровый сон”. Экскурсия в клуб “Восходитель”.

17 день Час здоровья “Обморок”. Игра “Мы скалолазы”.

18 день Закрытие смены.

5 сессия “ Здоровый образ жизни”

1 день Предвыборная кампания “Давайте познакомимся”. Открытие смены “ Здоровый образ жизни”.

2 день Час здоровья Беседа: “ Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья”. Игровая программа “Советы доктора воды”

3 день Час здоровья “Чтобы глаза видели, чтобы уши слышали” Комплекс упражнений для профилактики близорукости. “Угадай мелодию”.

4 день Час здоровья “ Здоровая пища для всей семьи”. Игровая программа “Кулинарные бои”.

5 день Час здоровья “ Мое настроение”. Театрализованная программа “Смехопанарама”

6 день Туристический поход. Игры на природе.

7 день Час здоровья “Как закаляться. Обтирание и обливание”. Игра “Последний герой”

8 день Час здоровья “Почему мы болеем?”. Комплекс упражнений вытягивания для малого роста. Игровая программа “Ниши встречи с Неболитом”

9 день Час здоровья “ Какие врачи нас лечат”. Экскурсия в детскую поликлинику. КВН “Наше здоровье”.

10 день Туркараван

11 день Час здоровья “ Я умею выбирать”- трененг безопасного поведения”.

Игра “Форд Боярд”

12 день Час здоровья “ Злой волшебник наркотик”. ДК “Смелость в нас самих”. (Просмотр фильма) РОР фестиваль “Я тоже против наркотиков”

13 день Час здоровья “Сегодняшние заботы медицины”. Комплекс упражнений для девочек и мальчиков. Валеологический светофор

14 день Час здоровья “Как помочь больным и беспомощным”.

Игра соревнование “Культура здорового образа жизни”

15 день Час здоровья “Злой волшебник табак”. Экскурсия в медицинский институт. Акция “Меняю сигарету на конфетку”. Театрализованное представление “Суд над сигаретой”.

16 день “Походов много небывает”. Огонек здоровья. Конкурс рекламы “Страшилки для любителей пива”

17 день Час здоровья “Движение – это жизнь!”. Комплекс упражнений на плоскостопие Игра “ Зов джунглей”

18 день закрытие смены.