Цель: обобщение и углубление знаний учащихся о числительных и их роли в жизни.
Задачи:
- Образовательные: обобщить знания учащихся о числительном, проверить навык применения знаний на практике, закрепить правописание числительных;
- Развивающие: развитие коммуникативных качеств учащихся, формирование умений обобщать изучаемые понятия и факты;
- Воспитательные: формирование интереса к анализу числительных, воспитание толерантной личности путем изучения истории родного края.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:
- учебник “Русский язык” 6 класс М.Т. Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и др.,
- тетради,
- карточки,
- тексты,
- фотографии по истории села и школы,
- схема.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Определение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране “Морфология”. Но прежде, чем отправиться в это путешествие, откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Что изучает страна Морфология? (части речи)
- Сколько частей речи в русском языке? (10)
- К какой части речи относится слово десять? (числительное)
- Что такое числительное?
- Что вам известно о числительных? (Числительное произошло от слова “число”.
По частоте употребления числительные занимают 8-е место).
- Да в наше время эта часть речи особенно актуальна. Потому что везде и во всем человека окружают числа. Без числительных немыслима наука, сама жизнь.
- Именно о числительных мы с вами сегодня будем говорить и, обобщая ваши знания, мы заполним эту схему (см. приложение 1). Но урок наш будет необычным, мы обратимся к истории нашего села, к истории нашей школы.
III. Активизация знаний.
1. Работа с текстом.
Родина! Наша любовь, боль и счастье. Для каждого она начинается там, где качала тебя золотая колыбель детства. Наша Родина – посёлок Аяз. В этом году нашему посёлку исполнилняется 181 год. Первые переселенцы появились здесь в 1816 году.
Аяз означает “вёдро”, “солнышко”, “ясно”. Наши предки выбрали для поселения такое место, которое освещается солнцем с восхода до заката, не смотря на то, что оно с 4 сторон окружено горами.
На сегодняшний день здесь проживает 297 человек, из них 78 человек – пенсионеры. И эти люди являются главным богатством нашей малой Родины.
- Прочитайте текст, найдите изучаемую нами часть речи.
- Запишите прописью все числительные. (1 ученик у доски)
- На какие вопросы отвечают числительные? (Какой? Сколько?) Что обозначают?
- Исходя из вопросов, на какие две группы делятся числительные? (порядковые и количественные).
- Числительные могут обозначаться одним словом и несколькими словами. Как их можно назвать по этому признаку? (простые и составные)
(заполняем таблицу).
2. Выборочный диктант.
- На какие три группы делятся количественные числительные? (целые, дробные, собирательные).
(заполняем таблицу)
- Количественные числительные выпишите в 3 колонки.
Из истории леспромхоза.
В начале 1900 года приехали в Аяз двое мужчин. Лесопромышленник Александров занялся лесозаготовкой и производством кирпича. Поляков занимался сапожным делом.
В 1929 году организовался в Аязе лесопункт от Караидельского ЛПХа. Занимались лесозаготовкой, сплавляли лес плотами в Уфимскую сплавконтору. С 1935 года до 1950 года готовили специальный заказ для военной промышленности.
В 1937 году организовался самостоятельно Аскинский леспромхоз. Готовили фанерное сырьё, спичечное сырьё, тарную дощечку, кирпич. Отгрузка производилась баржами до г. Уфы.
В 1950 году начали строить дома. В это же время появились машины и трактора газогенераторные, для них готовили чарку.
В 1952 году построили узкокалейку в п. Югуз для вывозки леса из лесосек. Её протяжённость составила 15-18 километров.
В состав леспромхоза входило 3 лесопункта – Варяжский, Югузский, Табаскинский.
Леспромхоз просуществовал до 2003 года.
- Какой группы числительных не достаёт?
- Приведите примеры.
3. Работа с карточкой №1.
- Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть числительные как члены предложения.
Первая школа в посёлке Аяз была открыта в тысяча девят.сот тридцат. сед.мом году. Это была начальная школа.
В октябре тысяча девят.сот сорок вос.мого года был укомплектован пятый класс в количестве двадцат. пят. человек. Учащиеся первого – четвертого классов занимались в Аязе, а учащиеся пятого класса в бараке в поселке Заимка.
К началу сентября тысяча девят.сот пят.десят пятого года было построено здание новой школы на сто шест.десят учащихся, но в тысяча девят.сот шест.десятом году оно сгорело, поэтому следующие три года школа располагалась в частных домах.
Через три года было выстроено новое здание школы. Вос.милетка была преобразована в среднюю школу.
4. Взаимопроверка тетрадей.
- Какие орфограммы встретились в тексте?
- Какими членами предложения могут быть числительные?
(заполняем таблицу)
5. Самостоятельная работа. (карточкой № 2).
- Используя опорные слова, составьте несколько предложений о нашей школе.
В 1999 году, 2 года назад, 54 ученика, 15 учителей, 12 кабинет.
- Какие непостоянные признаки мы можем определить у числительного?
- Определите, где это возможно, род, число и падеж.
IV . Итог урока.
- Сегодня мы с вами повторили все о числительном и совершили путешествие по истории нашего посёлка.
Итог по таблице.
- Что нового и интересного вы узнали о своём селе?
(ответы детей)
Аяз! В душе моей покой,
Село в Башкирии родной.
И полон сказок и чудес,
Вокруг села зеленый лес!
- Действительно, мы с вами живем в очень красивой местности. В любое время года здесь прекрасно. Но чтобы эта красота сохранилась на долгие годы, мы должны беречь и охранять все, что нас окружает. Лес называют “легкими” нашей планеты. А почему, кто сможет объяснить?
V. Домашнее задание.
- Уровень - упражнение № 364.
- Уровень - написать сочинение на тему: “Имя числительное”.
VI. Выставление оценок.