Цели урока:
- Образовательные: подвести итоги изучения внутренней и внешней политики Ивана III, изучить основные направления деятельности Василий III, познакомить учащихся с символикой нашего государства, подвести учащихся к пониманию того, что именно в правление Ивана III начинают закладываться основы российского государства.
- Воспитательные: Формировать у учащихся чувства любви и уважения к Родине к ее истории, понимания того, что только единое государство может быть экономически и политически развитым.
- Развивающие: Развивать у учащихся умения работать с исторической картой, текстом учебника, анализировать хронологические таблицы, выполнение развивающего задания, направленного на развитие мышления при чтении с выходом на говорение.
План:
- Проверка Д/З: Рассказ учащихся о деятельности Ивана III, о присоединении Новгорода и падении ига.
- Изучение нового материала: итоги правления Ивана III и Василий III.
- Подведение итогов.
- Инструктаж по Д/З.
По учебнику: “История Отечества 6 класс” авторы: А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков издательство “Просвещение”.
Д/З. §§17, 18 (до стр.151)
По уровням:
А-№1,4
В-№1,4 - по рабочей тетр.
С-№1,4
+ уровням С №3 стр. 154
В №4 стр. 154 - после § 18 письм. ответы на вопросы.
Оборудование урока:
- Портреты Ивана III (1462-1505) и Василий III (1505-1533), с датами правления.
- Даты и понятия: 1
- 478 – присоединение Новгорода
- 12 ноября 1480 – стояние на р. Угре, понятие – государство, титул, герб.
- Плакат: Этапы образования единого русского государства.
- Вклейки в тетр.
Оформление доски
Плакат | Классная работа. Число. Тема: “Образование….” План Даты и портреты. |
Государство Титул Герб |
Алгоритм выполнения развивающего задания.
- Объявить какое качество будем развивать в этом задании. Отметить, что именно в этом задании будет еще затронута кратковременная память.
- Зачем нам это надо? Это поможет учащимся в будущем работать со сложными историческими текстами.
- При выполнении учитель постоянно напоминает о времени выполнения задания, комментирует этапы урока, четко определяет завершение работы.
- Проверка может быть трех видов: самопроверка, проверка учителем, но чаще всего на уроках используется взаимопроверка.
- Рефлексия (Обсуждение с детьми насколько понравилось это задание, легко ли его было выполнять)
- Подведение итогов учителем: Я считаю, мы справились с заданием форма проведения, и темп были на высоком уровне. Когда класс работает хорошо, удачный подбор учеников, у учащихся хорошо работает долговременная память, возможна экономия времени на уроке и тогда можно выполнить второе задание.
Вклейка в тетрадь учащимся:
Ивана III (1462-1505).
Василий III (1505-1533).
1478 – присоединение Новгорода.
12 ноября 1480 – стояние на р. Угре.
Тезаурус: Герб - символ государственной власти.
При Иване III двуглавый орел, увенчанный двумя коронами, на золотом фоне. В то время орел был со сложенными крыльями, в дальнейшем герб был существенно дополнен.
Титул – наиболее почетное звание.
Государство – это организация, управляющая обществом, людьми, которые проживают на какой – то определенной территории.
Дата | Присоединенная территория. |
1463 г. | Ярославское княжество. |
1472 г. | Пермская земля. |
1474 г. | Ростовское княжество. |
1478 г. | Новгород. |
1485 г. | Тверь. |
1487-1494 гг. | Новосильское, Одоевское, Воротынское княжества и другие западные русские земли. |
1489 г. | Вятская земля. |
1483,1499-1500 гг. | Югорская земля у реки Печоры и уральских гор. |
1503 г. | Чернигово-Северская земля. |
1510 г. | Псков. |
1514 г. | Смоленск. |
1521 г. | Рязанское княжество. |
Ход урока
Учитель: На прошлом уроке мы с вами начале изучение правление Ивана III и отметили, что лишь ему удалось приступить к планомерному объединению русских земель. Начиная с этого времени лозунг собирания русских земель, становится основой государственной политики. Ребята ответьте мне на вопрос: Как Иван III собирал земли и что присоединил?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель: Объединенная Русь вступила в новый этап своего развития в новый период своей истории. Посмотрим на плакат и выделим те этапы, которые мы уже разобрали.
Работа с плакатом “Образование единого русского государства”
Учитель: Иван III прекратил уплату дани Орде, и это привело к одному из важнейших в истории России событий. Что вы знаете о нем?
Учащиеся рассказывают о стояние не реке Угре.
Учитель: Итак, целью нашего сегодняшнего урока станет изучение последнего этапа процесса образования единого русского государства, но для перехода к новой теме нам необходимо закрепить изученный ранее материал, поэтому мы с вами выполним развивающее задание, которое направлено на развитие мышления при чтение и с выходом на говорение. (Работаем по алгоритму)
Учитель: Спустя пять лет после свержения ордынского ига Иван стал активно продолжать присоединение новых земель к своему государству. Отныне он стал носить титул Государя Всея Руси. У государства появился свой герб, на котором был изображен двуглавый орел и всадник, поражающий змея. Какие символы государственной власти вы еще знаете?
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учитель: В гербе отражалась история нашего государства.
Учащиеся заслушивают сообщение.
Учитель: Сформулируем понятие, что такое герб.
Учащиеся: Предлагают различные формулировки.
Учитель: Обращает внимание учащихся к раздаточному материалу, в котором заложен тезаурус и работает с понятийным аппаратом.
Учитель: Приемником Ивана III стал его сын Василий III, который активно продолжал политику своего отца.
Давайте поработаем с таблицей и картой атласа и посмотрим, какие территории были присоединены за время правления Василия III.
Учащиеся: Работают с таблицей разными цветами: Цветными карандашами отмечают земли, которые были присоединены при Иване III и Василии III.
Таблица.
Дата | Присоединенная территория |
1463 г. | Ярославское княжество |
1472 г. | Пермская земля |
1474 г. | Ростовское княжество |
1478 г. | Новгород |
1485 г. | Тверь |
1487-1494 гг. | Новосильское, Одоевское, Воротынское княжества и другие западные русские земли. |
1489 г. | Вятская земля |
1483,1499-1500 гг. | Югорская земля у реки Печоры и уральских гор. |
1503 г. | Чернигово-Северская земля |
1510 г. | Псков |
1514 г. | Смоленск |
1521г. | Рязанское княжество. |
Иван III
Василий III
Учитель: Сегодня мы посмотрели как расширялась территория русского государства. В это же время повысился и международный авторитет нашей страны. Русские дипломаты стали активно посещать другие страны.
Сегодняшней урок подходит к концу давайте все вместе подведем итоги.
Учитель задает наводящие вопросы, которые предполагают краткие ответы учащихся.
Давайте вспомним: Какую политику проводили Иван III и Василий III.
Какие земли вошли в состав государства в этот период, повысился ли международный авторитет России,
Изменился ли статус московского князя с принятиям титула Государя Всея Руси.
Учитель: Ребята, а теперь сформулируем итоги нашего урока, опираясь на тезаурус, сделаем общий вывод.
Учащиеся: Во время правления Ивана Третьего идет процесс формирования единого российского государства, усиливается роль великого князя, меняется его статус с принятием титула Государя Всея Руси. У нашего государства появляется герб, что свидетельствует о его силе.
Учитель: инструктаж по Д/З и выставление оценок.