Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе (развитие речи) "Описание помещения. Кабинет А.С. Пушкина в Михайловском" (к учебнику Е.И. Никитиной "Русская речь")

Разделы: Русский язык


Урок-экскурсия

Цели урока: совершенствование навыков сжатого пересказа текста и навыков описания интерьера на основе понятия цепной и параллельной межфразовой связи; развитие устной и письменной речи.

Методические приемы: повторение изученного материала, реализация межпредметных связей с литературой, беседа по вопросам, подготовленный пересказ, словарная работа.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, диапозитивы “Пушкинский заповедник”, репродукция картины Н.Н. Ге “Пущин в гостях у Пушкина”, запись сочинения П.И. Чайковского “Октябрь. Осенняя песня” из сборника “Времена года”. ТСО: диапроектор, магнитофон.

На доске записаны значения слов и цель описания.

Цель описания:

1. Раскрыть характер человека, жившего в этом кабинете.

2. Показать, для чего служила каждая вещь, почему она была необходима поэту, какую память несла.

Словарик:

  • Альманах – литературный сборник произведений разных авторов.
  • Баул – продолговатый дорожный сундучок.
  • Интерьер – внутреннее пространство здания, его устройство, убранство.
  • Канапь – диван.
  • Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.
  • Монтексье – французский писатель, историк, философ.
  • Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.
  • Сафьян – тонкая и легкая кожа козья или овечья, специальной выделки.
  • Столбик с куклою чугунной – статуэтка Наполеона.
  • Туалет – столик с зеркалом, за которым одеваются, причесываются.
  • Чубук – полый деревянный стержень, на конец которого насаживается курительная трубка.
  • Штоф (штофные обои) – ткань тяжелая шелковая или шерстяная с тканым рисунком.

Ход урока

I. Подготовительная беседа

– Что составляет основу описания помещения?

– Каким оно может быть?

– В каких художественных произведениях вам встречалось описание помещения?

– Для чего писатели описывают в художественных произведениях помещение? (Обычно дом становится похож на тех, кто в нем живет, и у писателей есть даже прием: описав дом, дать тем самым характеристику хозяевам).

Сегодня на уроке вы будете описывать кабинет А.С. Пушкина и постараетесь раскрыть характер человека, жившего в этом кабинете, покажете, для чего служили вещи, какую память несут. Но чтобы описать, необходимо увидеть, и поэтому мы с вами отправимся на экскурсию – заочно – в Пушкинский заповедник, в село Михайловское, посетим дом великого поэта, его кабинет, для того, чтобы прикоснуться к миру Пушкина, чтобы он и его произведения стали нам ближе, понятнее и более любимы.

Итак, отправляемся.

Звучит мелодия П.И.Чайковского “Октябрь. Осенняя песня”. Учитель включает диапроектор, показывая диапозитивы, ведет рассказ.

Учитель: Село Михайловское (к. 1) находится на древней псковской земле. С древней псковской землей тесно связана жизнь А.С.Пушкина. Для сердца каждого человека – это светлые места. Очарование псковской природы, близость к простому народу явились истоками его удивительного поэтического вдохновения:

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель,
Спасла меня, и я воскрес душой.

Когда-то земли по берегам красивой речки Сороти и двух озер Кучане и Маленец (к. 2, 3) были дарованы прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу – арапу Петра Великого. Одно из сел – Михайловское досталось по наследству матери поэта. “Вышев из лицея, я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался я сельской жизни, русской бане, клубнике и проч.”, – вспоминал Пушкин о своей первой поездке в Михайловское в 1817 году.

В разные годы

Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я; когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; годы
Промчалися, и вы во мне прияли
Усталого пришельца; я еще
Был молод, но уже судьба и страсти
Меня борьбой неравной истомили.
Я зрел врага в бесстрастном судии,
Изменника в товарище, пожавшем
Мне руку на пиру, всяк предо мной
Казался мне изменник или враг (...)

В июле 1824 года Пушкин приехал в Михайловское ссыльным поэтом.

Ученик 1: Летом 1824 года царь приказал отправить Пушкина под надзор властей в Псковскую губернию в имение родителей – Михайловское. И вот он в дорожной повозке вместе с верным своим дядькой Никитой Козловым. Дорога дальняя. Только на двенадцатый день подъехали к Михайловской усадьбе (к. 4). Вот и небольшой господский дом на берегу тихой голубой и неширокой речки Сороти. С каким чувством тревоги и радости взбежал Пушкин по ветхим, шатким ступеням Михайловского дома! Здесь жила его семья – родители, брат, сестра.

Прошли первые дни, недели после приезда, и Пушкину стало ясно, что жить с родителями в мире он не станет. Отца пугало и возмущало то, что сын его – поднадзорный поэт, что ни в чем он не хочет раскаиваться, что своим безбожием и вольномыслием, как говорил отец, он заражает сестру и брата.

А за Пушкиным в Михайловском приказано было надзирать; для этого был назначен специальный человек. Вскоре Пушкин узнал, что и отец вынужден был дать подписку, что будет следить за его поведением. Примириться Пушкину с этим было трудно, и он уехал в село Тригорское, к соседям, с которыми был хорошо знаком.

Ученик 2: Окружавшие Тригорское холмы волновали воображение Пушкина своей древней историей. На берегу Сороти, между Тригорским и Михайловским, сохранились остатки древнего укрепления – Савкина гора (к. 5).

Рукотворный курган Воронич (к. 6), возвышающийся рядом с Тригорским, особенно интересовал Пушкина. В старину Воронич служил сильной крепостью. Много раз враги безуспешно осаждали стены Воронича, но в 1581 году крепость пала под ударами стотысячной армии польского короля Стефана Батория.

Интерес к героическому прошлому русского народа у Пушкина был не случайным. Нередко, надев простонародное платье, Пушкин появлялся на деревенских гуляньях, на ярмарках в Святых горах. Меткие народные выражения, стародавние сказания, припевки нищих на паперти собора, быт и нравы монахов – ничто не ускользало от внимания поэта, все записывалось в черные тетради. Все использовалось в работе.

Поэт вставал очень рано и отправлялся купаться на речку Сороть (к. 7). Затем принимался за работу: много читал, делал наброски будущих произведений, сочинял. После обеда отправлялся на прогулки.

Жизнь ссыльного поэта скрашивала его няня Арина Родионовна. Долгими вечерами при свете лучины рассказывала она удивительные сказки.

Арина Родионовна жила в небольшом флигеле, который сейчас называется “Домик няни” (к. 8). В ее комнате (к. 9) воспроизведено старинное убранство с лавками, сундуками, яркими деревенскими тканями.

Ученик 3: Друзья в Петербурге беспокоились о нем, писали ему, но письма

часто исчезали: их перехватывали на почте. Никуда из Михайловского Пушкин не смел уезжать. За ним следили, и он никогда не был уверен в завтрашнем дне: “ Уснув, не знаю, где проснусь. Всегда гоним, теперь в изгнанье влачу закованные дни”.

Изредка его навещали друзья: был Дельвиг, а в январе 1825 года неожиданно ненадолго заехал Пущин. Это было последнее свидание друзей.

В напряженном творческом труде он находил силы и мужество жить, и как всегда много работал. Писал стихи, записки о себе, о друзьях, трагедию “ Борис Годунов”, романы “Евгений Онегин”, “Арап Петра Великого” – о своем прадеде.

Земля отцов и дедов (к. 12) неодолимо влекла к себе Пушкина, давая ему желанный покой и вдохновение. “Ближе к милому пределу” завещал он похоронить свой прах.

Всего восемь раз приезжал Пушкин в Михаиловское. В последний раз он приезжал на псковскую землю в 1836 году. Он привез в Святогорский монастырь (к. 13, 14,15) для погребения тело матери. У стен Успенского собора находилось фамильное кладбище Ганнибалов-Пушкиных.

А менее чем через год, морозным февральским утром в 1837 г. приняла псковская земля прах гениального русского поэта А.С.Пушкина.

Учитывая огромное культурное и историческое значение Михайловского, Тригорского, Петровского, Святых Гор. Воронича и Савкиной горы, в 1922 году Советское государство признало их заповедниками. Но во время Великой Отечественной войны фашистские варвары разрушили дом-музей, взорвали Святогорский монастырь, заминировали могилу Пушкина.

К 150 годовщине со дня рождения А.С.Пушкина заповедник был открыт.

Учитель: Дом, родители, предки – это корни каждого человека. Лиши корней дерево – и оно погибнет. Так же и с человеком. Пушкин не только заботился о своих корнях, но и трепетно относился ко всему, что связывало его с родным домом.

Давайте и мы войдем в дом Пушкина. В стиле пушкинского времени воссозданы интерьеры гостиной, кабинета Пушкина. Послушайте внимательно рассказ экскурсовода.

(В роли экскурсовода подготовленный ученик описывает кабинет А.С.Пушкина, используется кадр 16.)

Экскурсовод 1. Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловской ссылке. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол. На нем – стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка - ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане- гусиные перья, рядом с чернильницей – песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, тоже заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу – большой, почти во всю комнату ковер.

Учитель: Какова цель этого описания?

– Видим ли мы в этом описании Пушкина-человека, его привычки, страсти, дела?

– Почему это описание не дает нам представления, о чем думал поэт, о чем тосковал, чему радовался, чем занимался, чем интересовался, как ему жилось? Задание: составьте сжатый план описания. (Зачитывают 2–3 учащихся.)

Итак, мы знаем, какие вещи находятся в кабинете Пушкина, но ведь нам нужно знать, как ему жилось, поэтому заслушаем развернутое описание кабинета, но прежде ознакомимся с лексическим значением слов, записанных на доске (словарная работа).

Каждый человек, оказавшись в помещении, где ему предстоит жить, начинает устраиваться по-своему. Давайте понаблюдаем, как А.С. Пушкин выбирал комнату для своего кабинета и обставлял ее.

Экскурсовод 2. А.С. Пушкин долго привыкал к Михайловскому дому. Рассуждал: а зачем ему, в сущности, все эти хоромы?.. Еще в лицее он понял великое таинство уединения, “жития в пещере”, и где бы он ни был, он жил в “скромной келье”, в одной комнате – в Петербурге ли, Кишиневе, Одессе, в гостинице или трактире. В одной комнате он чувствовал себя как-то собраннее, крепче. В ней все под руками, все только нужное. Нет, никогда, никогда не станет он жить в хоромах! Никогда и ни на что не променяет он свою каморку-норку, свою “пещеру”, светелку с заветным сундучком-подголовничком, дорожной лампадкой, чернильницей и верным кожаным баулом!

После отъезда родителей, прежде чем окончательно устроить свой кабинет, он долго присматривался к дедовским покоям. Сперва ему понравилась комната в центре дома, где когда-то было ганнибалово зальце с портретами предков. Стеклянные окна и дверь в сторону Сороти вели на балкон, откуда открывался чудесный вид на окрестности. Но комната была проходной и ветхой, штофные обои клочьями свисали со стен, и кругом под штофами клопы... Остановился на большой светлой комнате, выходящей окнами на юг, во двор, на гульбище, цветники. Здесь было весело, солнечно. Вся усадьба видна была как на ладони. Все нужное рядом. Большой хороший камин. Чуланчик. Что еще надо? Вышел вызвать дворовых, старосту, крикнул няньку. Началось переселение вещей. Вещи упирались, как зажившиеся родственники. Не лезли в дверь. Хозяин громко командовал, хохотал. Еще приказывал: “ В собственной нашего высокородия апартамент поставить: книжных шкапов – два, канапей – один, туалет – тож, кресел – четыре. Кровать поставить в углу, завесив ее пологом, который приказано найти незамедлительно. Дорожный баул – под диван, ящик с пистолетами и книгами не трогать под страхом отправления в крепость”.

Оставшись один, раскрыл портфель, шкатулку, вынул помятую мелочь и стал размещать ее в кабинете. Стали на свои места портреты Жуковского, Байрона, “столбик с куклою чугунной (статуэтка Наполеона), табачница, подсвечник, чернильница, “черная тетрадь”, болван для шляпы.

Подвинув кресло к окну, забрался на него с ногами, свернулся калачиком, оперся локтями на подоконник и уставился во двор: “ Господи, а здесь все же ничего! Но боже мой, боже, угодники и святители, неужели мне суждено жить здесь долго? А вдруг вечно? До конца жизни?

Нет! Нет! Нет!” Встал, открыл ящик с пистолетом, подошел к окну, взвел курок, прицелился в небо и бабахнул.

С вершин деревьев слетела стая ворон.

Учитель: Какие качества души увидели вы в этом эпизоде?

– Почему А.Пушкин любил уединяться в одной “каморке-норке”?

– Перечислите вещи, которые появились в комнате А.Пушкина. Как они отражают занятия, чувства, привязанности, привычки поэта?

– Зачем нужна каждая из этих вещей?

– Как меняется настроение поэта? Почему? Дополните свой план.

Восстановить интерьер кабинета Пушкина помогли воспоминания И.И. Пущина, который отразил каждую деталь обстановки.

“...Комната Александра была возле крыльца с окном во двор, через которое он увидел меня, заслышав колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами и прочее. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда, с самого лицея писал оглодками, которые едва можно держать в руках). Вход к нему прямо из коридора; против его двери – дверь в комнату няни, где стояло множество пяльцев.

Я приглядывался, где бы умыться. Дверь во внутренние комнаты была заперта, дом не топлен. Кой-как это уладили, копошась среди отрывистых вопросов: что? как? где? и пр.”

– Что нового вы узнали о Пушкине, его кабинете из воспоминаний И.И. Пущина?

(Он работал увлеченно, не замечая ничего вокруг, даже холода не ощущал; писал быстро, переживал, поэтому валялись обожженные перья, оглодки перьев (ломал, обкусывал, исписывал, обжигал.)

– Обратите внимание на картину Н.Н.Ге “Пущин в гостях у Пушкина”. Что взял художник для себя из воспоминаний Пущина?

За работой Пушкина не раз заставал и его сосед из Тригорского

А.Н. Вульф: “По шаткому крыльцу вошел я в ветхую хижину первенствующего поэта русского. В молдаванской красной шапочке и халате увидел я его за столом, на коем были разбросаны все принадлежности уборного столика поклонника моды; дружно на нем лежали Монтексье и “Сельские чтения” с журналом Петра I, ежемесячники Карамзина и изъяснения снов, скрывавшиеся в полудюжине альманахов; наконец, две тетради в черном сафьяне остановили мое внимание на себе: мрачная их наружность заставила меня ожидать чего-нибудь таинственного, заключенного в них”.

– Ребята, дополните свой план.

Вы познакомились с тем, что находилось в кабинете, и теперь, опираясь на свой план и на картину Н.Н. Ге, постарайтесь описать кабинет А.С. Пушкина в Михайловском. Не забывайте, ваша цель – развернутое описание: для чего служила каждая вещь, почему она была необходима поэту, какую память несла.

Во время работы вам необходимо проверить написание слов; слева, справа, неподалеку, напротив, металлический; исписанные (листы), заставленная (книгами), обожженные (перья); письменный (стол), деревянная (кровать), гусиные (перья).

Обратите внимание на пунктуацию. На прошлом уроке, выполняя упр. 95, 97, вы встречались с подобным построением предложений. Почему в данных предложениях тире?

Над диваном – портрет Байрона.

На противоположной стене – полка.

При описании кабинета, предметов, находящихся в нем, какой вид связи предложений в тексте будет преобладать?

Итак, подготовительный этап закончен, пора приступать к самостоятельной творческой работе. Давайте пофантазируем: представим себе, что наступило позднее зимнее утро в Михайловском, на улице мороз, в окна бьет солнечный свет, трещат дрова в камине, из людской тянет запахом лепешек. Пушкин проснулся, откинул полог кровати и оглядел свою комнату...

Литература.

1. Гейченко С.С. Рассказы о Пушкине и Государственном Пушкинском заповеднике. Изд. “Планета”, 1979. (“Пушкин устраивает свой кабинет”, “Михайловское”.)

2. Дудин М. На земле поэзии, с. 16–17.

3. “Приют, сияньем муз одетый”. Фотолитературная композиция Е. Кассина и Г. Расторгуева. Изд. “Планета”, 1988.

4. Пущин И.И. Записки о Пушкине, с. 11, 64, 65, 76.

5. Языков Н.М. Тригорское, с. 156, 157, 160.

6. Учебно-школьные диапозитивы “Пушкинский заповедник”.

7. Вересаева В.В. “Пушкин в жизни”. – М.: Недра, 1929.

8. “Письма, воспоминания и прочие материалы к биографии А.С. Пушкина”. – Москва, Изд. АН СССР, 1957.