Цель: расширить представления детей о второстепенном члене предложения-обстоятельстве.
Задачи:
- формировать умение искать связь м\у различного уровня языковыми единицами, рассматривать слово с разных точек зрения(лексики, морфологии, синтаксиса,...);
- уточнить знания учащихся об обстоятельстве места, выяснив, через практическую деятельность, какими частями речи оно может быть выражено в предложении;
- учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею, выдвигать гипотезу, находить решение через практическую деятельность;
- воспитывать умение выслушивать мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.
Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ведущий метод: поисковый, исследовательская деятельность.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, Эзопа, карточки с заданием, словари.
План урока:
1. Организационный момент.
-Приветствие гостей-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Мысленно пожелайте друг другу здоровья, успехов и всего самого доброго. Сегодня мы снова будем раскрывать тайны русского языка, готовы? Консультанты готовы?
2. Актуализация знаний.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
-«Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу, знаменитому баснописцу Эзопу, купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс.язык. «Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?»,- спросил Ксанф. «Конечно, - ответил Эзоп. -Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?»...
-Согласны ли в с мнением Эзопа, что язык - самая дорогая вещь в мире? (значение языка в жизни человека, многообразие функций)
-Как языку удаётся выполнять все эти сложные задачи? (язык-это система)
-Найдите значение слова «система»-консультанты.
-Какие системы вы ещё знаете? (солнечная, языковая, числовая, водопроводная, нервная, речная) -запишите в тетрадь эти словосочетания.
-Докажите, что язык тоже система. (в языке всё упорядочено: звук образует слог, слог-слово, слова-предложение, предложения-текст, тексты-речь)
-Какая из единиц самая главная, какую можно назвать «солнцем» языковой системы? (слово)
-Предлагаю выстроить схему языковую системы. (дети выходят к доске и прикрепляют табличку с разделом науки)
-Консультанты, пожалуйста, зачитайте названия подсистем.
-Связаны ли между собой разные подсистемы в языке? Предлагаю это проверить, выполнив небольшую творческую работу в группах. (работа в группах) (Приложение 1)
-Подводим итог работы.
Выполняя данное задание мы увидели связь м\у:
- морфологией и синтаксисом;
- морфемикой и морфологией;
- морфемикой и ликсикой;
- орфографией, лексикой, графикой, фонетикой.
-Спасибо, молодцы!
3. Изучение нового материала. Исследовательская деятельность.
-Посмотрите на тему урока, определите, в какой подсистеме мы будем проводить исследование? (синтаксис) -БЛИЦ-ОПРОС.
-Что нам известно об обстоятельстве? (…это второстепенный член предложения, обстоятельства делятся на разряды: времени, причины, цели, места, образа действия,...)
- Выдвижение проблемы.
- Что нам не известно об обстоятельстве места? (какими частями речи может быть выражено, это и будем исследовать)
ГИПОТЕЗА- (если это обстоятельство места, то может быть выражено... (варианты детей)
- Выбор метода исследования.
-Есть несколько вариантов решения проблемы, например, открыть учебник и прочитать правило...? (подвести детей к выбору самостоятельной практической деятельности)
Исследовательская работа по карточкам. (Приложение 1) (выполняя данное задание, я пришел к выводу, что обстоятельство места может быть выражено наречием места или сущ.)
- Подведение итогов.
-Давайте, проверим себя по учебнику стр.88 (учитель читает правило)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз + музыка)
4. Закрепление изученного. Самостоятельная работа.
-Предлагаю, с целью закрепления полученных знаний, выполнить самостоятельную практическую работу.стр.88 №242.
-Подводим итог работы. Что заметили, выполняя работу? (отрывки из басен И.А.Крылова)
-Спасибо.
5. Домашнее задание.
-Ребята, а вы знаете, как закончилась басня про Эзопа?
«Хорошо, -сказал Ксанф, — Иди на базар и принеси самую худшую вещь в мире вещь». Эзоп ушёл и принёс... язык.»
Дома предлагаю вам подумать над тем, почему, по мнению Эзопа, язык- самая худшая в мире вещь? + выполните упражнение стр.89 №243,
6. Подведение итогов работы на уроке.
-Какие совершили для себя открытия? Ваши впечатления от урока?