Урок русского языка в 4-м классе (1—4) по теме "Обстоятельства места"

Разделы: Начальная школа


Цель: расширить представления детей о второстепенном члене предложения-обстоятельстве.

Задачи:

  • формировать умение искать связь м\у различного уровня языковыми единицами, рассматривать слово с разных точек зрения(лексики, морфологии, синтаксиса,...);
  • уточнить знания учащихся об обстоятельстве места, выяснив, через практическую деятельность, какими частями речи оно может быть выражено в предложении;
  • учить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею, выдвигать гипотезу, находить решение через практическую деятельность;
  • воспитывать умение выслушивать мнение, культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ведущий метод: поисковый, исследовательская деятельность.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, Эзопа, карточки с заданием, словари.

План урока:

1. Организационный момент.

-Приветствие гостей

-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Мысленно пожелайте друг другу здоровья, успехов и всего самого доброго. Сегодня мы снова будем раскрывать тайны русского языка, готовы? Консультанты готовы?

2. Актуализация знаний.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-«Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу, знаменитому баснописцу Эзопу, купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошёл на базар и принёс.язык. «Почему ты принёс язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?»,- спросил Ксанф. «Конечно, - ответил Эзоп. -Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?»...

-Согласны ли в с мнением Эзопа, что язык - самая дорогая вещь в мире? (значение языка в жизни человека, многообразие функций)

-Как языку удаётся выполнять все эти сложные задачи? (язык-это система)

-Найдите значение слова «система»-консультанты.

-Какие системы вы ещё знаете? (солнечная, языковая, числовая, водопроводная, нервная, речная) -запишите в тетрадь эти словосочетания.

-Докажите, что язык тоже система. (в языке всё упорядочено: звук образует слог, слог-слово, слова-предложение, предложения-текст, тексты-речь)

-Какая из единиц самая главная, какую можно назвать «солнцем» языковой системы? (слово)

-Предлагаю выстроить схему языковую системы. (дети выходят к доске и прикрепляют табличку с разделом науки)

-Консультанты, пожалуйста, зачитайте названия подсистем.

-Связаны ли между собой разные подсистемы в языке? Предлагаю это проверить, выполнив небольшую творческую работу в группах. (работа в группах) (Приложение 1)

-Подводим итог работы.

Выполняя данное задание мы увидели связь м\у:

  1. морфологией и синтаксисом;
  2. морфемикой и морфологией;
  3. морфемикой и ликсикой;
  4. орфографией, лексикой, графикой, фонетикой.

-Спасибо, молодцы!

3. Изучение нового материала. Исследовательская деятельность.

-Посмотрите на тему урока, определите, в какой подсистеме мы будем проводить исследование? (синтаксис) -БЛИЦ-ОПРОС.

-Что нам известно об обстоятельстве? (…это второстепенный член предложения, обстоятельства делятся на разряды: времени, причины, цели, места, образа действия,...)

- Выдвижение проблемы.

- Что нам не известно об обстоятельстве места? (какими частями речи может быть выражено, это и будем исследовать)

ГИПОТЕЗА- (если это обстоятельство места, то может быть выражено... (варианты детей)

- Выбор метода исследования.

-Есть несколько вариантов решения проблемы, например, открыть учебник и прочитать правило...? (подвести детей к выбору самостоятельной практической деятельности)

Исследовательская работа по карточкам. (Приложение 1)  (выполняя данное задание, я пришел к выводу, что обстоятельство места может быть выражено наречием места или сущ.)

- Подведение итогов.

-Давайте, проверим себя по учебнику стр.88 (учитель читает правило)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз + музыка)

4. Закрепление изученного. Самостоятельная работа.

-Предлагаю, с целью закрепления полученных знаний, выполнить самостоятельную практическую работу.стр.88 №242.

-Подводим итог работы. Что заметили, выполняя работу? (отрывки из басен И.А.Крылова)

-Спасибо.

5. Домашнее задание.

-Ребята, а вы знаете, как закончилась басня про Эзопа?

«Хорошо, -сказал Ксанф, — Иди на базар и принеси самую худшую вещь в мире вещь». Эзоп ушёл и принёс... язык.»

Дома предлагаю вам подумать над тем, почему, по мнению Эзопа, язык- самая худшая в мире вещь? + выполните упражнение стр.89 №243,

6. Подведение итогов работы на уроке.

-Какие совершили для себя открытия? Ваши впечатления от урока?