Программа городского летнего лагеря для детей и подростков "Звезды Востока"

Разделы: Социальная педагогика


Цели и задачи.

Основной целью программы является социальная адаптация детей и подростков к жизни в многонациональном обществе и их оздоровление в условиях летнего городского лагеря.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Стимулирование познавательной мотивации у детей.
  2. Знакомство детей с разными видами творчества восточных культур.
  3. Способствовать развитию толерантного отношения к людям других национальностей.
  4. Приобретение детьми навыков КТД.
  5. Развитие у детей навыков межличностного общения.
  6. Развитие познавательных и творческих способностей детей.
  7. Физическое и психическое оздоровление в условиях городской оздоровительной площадки.

Методы и формы решения задач программы:

  • беседы с интерактивными элементами разнообразной тематики (патриотические, исторические, познавательные);
  • тематические экскурсии;
  • мастер-класс;
  • социально-психологические тренинги;
  • тематические киносеансы;
  • творческие мастерские;
  • спортивные игры и соревнования.

Адресат программы.

Летний городской оздоровительный лагерь организуется на основе контингента детских творческих кружков клуба по месту жительства и привлечения жителей района города.

Возраст участников программы: 8-12 лет.

Ожидаемые результаты:

  1. Психологическое и физическое оздоровление и развитие участников лагеря.
  2. Расширение кругозора и знаний о культуре Востока.
  3. Толерантное отношение к людям других национальностей.
  4. Развитие коммуникативных навыков и навыков командного взаимодействия в условиях совместной деятельности.
  5. Развитие познавательных и творческих способностей детей.

Направления деятельности:

В соответствии с основными целями воспитательного процесса разработаны подпрограммы, отражающие основные направления деятельности:

  • спортивно-оздоровительное;
  • творческо-познавательное;
  • художественно-эстетическое;
  • социально-педагогическое;
  • психологическое.

Ресурсное обеспечение лагеря:

  • аудио- и видеоматериалы;
  • канцелярские товары;
  • просторное помещение;
  • раздаточные материалы;
  • тематическая литература;
  • спортивный инвентарь;
  • настольные игры.

План мероприятий смены

День смены Мероприятие
1 день. Входная диагностика. Тренинг на знакомство.
2 день. Распределение по микрогруппам. Запуск КТД «Восток дело тонкое…», Игра на знакомство «А вот и мы».
3 день. Беседа «Культурные традиции Востока», Искусство чайной церемонии.
4 день. Оформление отрядного уголка «Звёзды Востока». Просмотр японских мультиков.
5 день. Посещение зоопарка. Познавательная игра «Животные Китая и Японии».
6 день. Верёвочный курс. Музыкальный конкурс «Три рояля».
7 день. Ролевая игра «Сокровища Востока». Беседа «Восточные люди».
8 день. Посещение кинотеатра. Мастер-класс «Восточные письмена».
9 день. Посещение выставки «Культура Японии. Культура Индии». Мастер-класс «Оригами».
10 день. Подведение промежуточных итогов*. Мастер-класс «Кухня Востока».
11 день. Конкурс «Мисс красавица Востока». Подготовка к конкурсу «Стартинейджер».
12 день. Конкурс «Мистер самурай». Подготовка к конкурсу «Стартинейджер».
13 день. Конкурс «Стартинейджер». Посещение библиотеки главы города.
14 день. Посещение аквапарка. Кинопоказ «Культура Восточных стран».
15 день. Интеллектуальный конкурс «Традиции и культура Востока».
16 день. День творчества. День именинника, концертная программа «С днём рождения».
17 день. Посещение кинотеатра. Выходная диагностика.
18 день. Подведение итогов смены. Операция «Нас здесь не было!»

* - в программу заложена рейтинговая система: в начале смены все дети получают «браслет достижений», на который за каждое мероприятие или выполненное задание участники программы прикрепляют по бусине. Таким образом, в течение программы каждый участник видит свои достижения, а к концу программы получает по сувениру со смены.

Методический блок

Фразы для заучивания на японском языке:

  • [Охаё] – «Доброе утро».
  • [Коннитива] – «Добрый день».
  • [Сараба] – «Пока».
  • [Хай]– «Да».
  • [Иэ]– «Нет».
  • [Итадакимас] – Произносится перед тем, как начать есть.
  • [Готисосама] – «Спасибо, было очень вкусно».

Ролевая игра «Сокровища Востока».

Цель: сплочение участников лагерной программы в условиях совместной игровой деятельности.

В мероприятии принимают участие все дети, посещающие лагерь. Оптимально сформировать команды по 5-7 человек. В ходе игры детям необходимо выполнить ряд заданий: интеллектуальных, спортивных и т.п. Задание считается выполненным при участии в деятельности всех членов группы. При выполнении задания группа получает подсказку о местоположении следующего задания.

Сценарий игры.

Вожатый помогает детям найти письмо и карту: «Дорогие искатели приключений! Вам предстоит отыскать затерянные Сокровища Востока. Для того, чтобы до них добраться, вам нужно выполнить задания-подсказки. Будьте внимательны, и удача улыбнется Вам!»

Задание 1. «Болото».

Чтоб подсказку Вам найти,
Нужно до песочницы дойти.
Для этого два листа возьмите
И отряд через «болото» переведите.

Детям, используя 2 листа бумаги, по одному человеку необходимо пройти расстояние 7 метров, не наступив на землю. Если ребёнок оступается - он начинает выполнять задание заново. Задание считается выполненным, когда все участники перебрались на «другой берег». Необходимо поощрять детей поддерживать друг друга.

Задание 2. «Музыка ветра».

Молодцы, что справились с заданьем!
Теперь Вас ждёт новое испытание.
Дружно песню про цветы споёте –
Дальше за подсказками пойдёте.

Необходимо вспомнить и дружно спеть любую песню, где упоминается слово «цветы» или название цветов. Если большая часть группы молчит – задание считается невыполненным. Необходимо повторить исполнение песни всей группой или привлечь не задействованных в пении к творческому (например, танцевальному) сопровождению.

Задание 3. «Физкультминутка».

А теперь без помощи рук
Быстро Вы постройтесь в круг.
Долго не стойте на одном месте,
В треугольник постройтесь все вместе!

Детям необходимо всем вместе выполнить задание, данное в подсказке.

Задание 4. «Наши друзья».

Вам нужно загадку отгадать,
Вместе её без слов показать:
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный.
Только этот кран живой –
С настоящей головой.

Дети должны отгадать загадку (жираф) и без слов выстроить живую фигуру. Задание считается выполненным, когда в фигуре будут задействованы все члены отряда. Можно использовать любую другую загадку – на любую тему (животные, архитектура, фрукты и т.д.)

Задание 5. «Зарядка самурая».

На этой станции много времени не тратьте,
Просто пятнадцать раз все вместе присядьте.

Детям необходимо всем вместе выполнить задание, данное в подсказке.

Задание 6. «Пещера мудреца».

Вам этот ребус нужно разгадать,
Чтобы Сокровища Востока отыскать.
В ребусе загадано название места, где спрятаны сокровища.

Сокровищами могут быть сладости, сувениры на память, оформленные в виде клада. Важно, чтобы каждый участник получил своё «сокровище». Также за участие в мероприятии каждый член отряда получает очередной знак отличия.

Литература:

  1. Атлас. Экономическая и социальная география мира / Под ред. Е.М. Регентовой, И. Ю. Каменской – М.: АТКАР-ПКО «Картография», 1998.
  2. Зедлаг У. Животный мир Земли / Под ред. В.Г. Гептнер. Пер. с нем. Н.В. Хмелевская – М.: Мир, 1975.
  3. Каптерева Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока / Детская литература – М., 1989.
  4. Народное творчество стран Востока. Структура. Художественные особенности. Дефиниции / Под ред. Гамзатова П. Р. – ДомКнига, 2007.
  5. Сергей И. Змей, рождённый летать // ГЕО - июнь 2007.
  6. Что есть что: Самураи. Рыцари Дальнего Востока / Под ред. В. Тарновский, худож. Д. Хайденрайх / Пер. с нем. А. В. Волкова – Изд-во Слово.
  7. Энциклопедия. География. К. Варли, Л. Майлз / Пер. с англ. И.И. Викторова – М.: «РОСМЭН», 1994.
  8. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. – М.: Аванта+, 1997.
  9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: География / Авт.-сост. В. А. Маркин; худож. Е. В. Пузиков и др. / Под ред. О.Г. Хинн. – М. АСТ, 1995.

Приложение (Фотографии).