Цели и задачи.
Основной целью программы является социальная адаптация детей и подростков к жизни в многонациональном обществе и их оздоровление в условиях летнего городского лагеря.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Стимулирование познавательной мотивации у детей.
- Знакомство детей с разными видами творчества восточных культур.
- Способствовать развитию толерантного отношения к людям других национальностей.
- Приобретение детьми навыков КТД.
- Развитие у детей навыков межличностного общения.
- Развитие познавательных и творческих способностей детей.
- Физическое и психическое оздоровление в условиях городской оздоровительной площадки.
Методы и формы решения задач программы:
- беседы с интерактивными элементами разнообразной тематики (патриотические, исторические, познавательные);
- тематические экскурсии;
- мастер-класс;
- социально-психологические тренинги;
- тематические киносеансы;
- творческие мастерские;
- спортивные игры и соревнования.
Адресат программы.
Летний городской оздоровительный лагерь организуется на основе контингента детских творческих кружков клуба по месту жительства и привлечения жителей района города.
Возраст участников программы: 8-12 лет.
Ожидаемые результаты:
- Психологическое и физическое оздоровление и развитие участников лагеря.
- Расширение кругозора и знаний о культуре Востока.
- Толерантное отношение к людям других национальностей.
- Развитие коммуникативных навыков и навыков командного взаимодействия в условиях совместной деятельности.
- Развитие познавательных и творческих способностей детей.
Направления деятельности:
В соответствии с основными целями воспитательного процесса разработаны подпрограммы, отражающие основные направления деятельности:
- спортивно-оздоровительное;
- творческо-познавательное;
- художественно-эстетическое;
- социально-педагогическое;
- психологическое.
Ресурсное обеспечение лагеря:
- аудио- и видеоматериалы;
- канцелярские товары;
- просторное помещение;
- раздаточные материалы;
- тематическая литература;
- спортивный инвентарь;
- настольные игры.
План мероприятий смены
День смены | Мероприятие |
1 день. | Входная диагностика. Тренинг на знакомство. |
2 день. | Распределение по микрогруппам. Запуск КТД «Восток дело тонкое…», Игра на знакомство «А вот и мы». |
3 день. | Беседа «Культурные традиции Востока», Искусство чайной церемонии. |
4 день. | Оформление отрядного уголка «Звёзды Востока». Просмотр японских мультиков. |
5 день. | Посещение зоопарка. Познавательная игра «Животные Китая и Японии». |
6 день. | Верёвочный курс. Музыкальный конкурс «Три рояля». |
7 день. | Ролевая игра «Сокровища Востока». Беседа «Восточные люди». |
8 день. | Посещение кинотеатра. Мастер-класс «Восточные письмена». |
9 день. | Посещение выставки «Культура Японии. Культура Индии». Мастер-класс «Оригами». |
10 день. | Подведение промежуточных итогов*. Мастер-класс «Кухня Востока». |
11 день. | Конкурс «Мисс красавица Востока». Подготовка к конкурсу «Стартинейджер». |
12 день. | Конкурс «Мистер самурай». Подготовка к конкурсу «Стартинейджер». |
13 день. | Конкурс «Стартинейджер». Посещение библиотеки главы города. |
14 день. | Посещение аквапарка. Кинопоказ «Культура Восточных стран». |
15 день. | Интеллектуальный конкурс «Традиции и культура Востока». |
16 день. | День творчества. День именинника, концертная программа «С днём рождения». |
17 день. | Посещение кинотеатра. Выходная диагностика. |
18 день. | Подведение итогов смены. Операция «Нас здесь не было!» |
* - в программу заложена рейтинговая система: в начале смены все дети получают «браслет достижений», на который за каждое мероприятие или выполненное задание участники программы прикрепляют по бусине. Таким образом, в течение программы каждый участник видит свои достижения, а к концу программы получает по сувениру со смены.
Методический блок
Фразы для заучивания на японском языке:
- [Охаё] – «Доброе утро».
- [Коннитива] – «Добрый день».
- [Сараба] – «Пока».
- [Хай]– «Да».
- [Иэ]– «Нет».
- [Итадакимас] – Произносится перед тем, как начать есть.
- [Готисосама] – «Спасибо, было очень вкусно».
Ролевая игра «Сокровища Востока».
Цель: сплочение участников лагерной программы в условиях совместной игровой деятельности.
В мероприятии принимают участие все дети, посещающие лагерь. Оптимально сформировать команды по 5-7 человек. В ходе игры детям необходимо выполнить ряд заданий: интеллектуальных, спортивных и т.п. Задание считается выполненным при участии в деятельности всех членов группы. При выполнении задания группа получает подсказку о местоположении следующего задания.
Сценарий игры.
Вожатый помогает детям найти письмо и карту: «Дорогие искатели приключений! Вам предстоит отыскать затерянные Сокровища Востока. Для того, чтобы до них добраться, вам нужно выполнить задания-подсказки. Будьте внимательны, и удача улыбнется Вам!»
Задание 1. «Болото».
Чтоб подсказку Вам найти,
Нужно до песочницы дойти.
Для этого два листа возьмите
И отряд через «болото» переведите.
Детям, используя 2 листа бумаги, по одному человеку необходимо пройти расстояние 7 метров, не наступив на землю. Если ребёнок оступается - он начинает выполнять задание заново. Задание считается выполненным, когда все участники перебрались на «другой берег». Необходимо поощрять детей поддерживать друг друга.
Задание 2. «Музыка ветра».
Молодцы, что справились с заданьем!
Теперь Вас ждёт новое испытание.
Дружно песню про цветы споёте –
Дальше за подсказками пойдёте.
Необходимо вспомнить и дружно спеть любую песню, где упоминается слово «цветы» или название цветов. Если большая часть группы молчит – задание считается невыполненным. Необходимо повторить исполнение песни всей группой или привлечь не задействованных в пении к творческому (например, танцевальному) сопровождению.
Задание 3. «Физкультминутка».
А теперь без помощи рук
Быстро Вы постройтесь в круг.
Долго не стойте на одном месте,
В треугольник постройтесь все вместе!
Детям необходимо всем вместе выполнить задание, данное в подсказке.
Задание 4. «Наши друзья».
Вам нужно загадку отгадать,
Вместе её без слов показать:
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный.
Только этот кран живой –
С настоящей головой.
Дети должны отгадать загадку (жираф) и без слов выстроить живую фигуру. Задание считается выполненным, когда в фигуре будут задействованы все члены отряда. Можно использовать любую другую загадку – на любую тему (животные, архитектура, фрукты и т.д.)
Задание 5. «Зарядка самурая».
На этой станции много времени не тратьте,
Просто пятнадцать раз все вместе присядьте.
Детям необходимо всем вместе выполнить задание, данное в подсказке.
Задание 6. «Пещера мудреца».
Вам этот ребус нужно разгадать,
Чтобы Сокровища Востока отыскать.
В ребусе загадано название места, где спрятаны сокровища.
Сокровищами могут быть сладости, сувениры на память, оформленные в виде клада. Важно, чтобы каждый участник получил своё «сокровище». Также за участие в мероприятии каждый член отряда получает очередной знак отличия.
Литература:
- Атлас. Экономическая и социальная география мира / Под ред. Е.М. Регентовой, И. Ю. Каменской – М.: АТКАР-ПКО «Картография», 1998.
- Зедлаг У. Животный мир Земли / Под ред. В.Г. Гептнер. Пер. с нем. Н.В. Хмелевская – М.: Мир, 1975.
- Каптерева Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока / Детская литература – М., 1989.
- Народное творчество стран Востока. Структура. Художественные особенности. Дефиниции / Под ред. Гамзатова П. Р. – ДомКнига, 2007.
- Сергей И. Змей, рождённый летать // ГЕО - июнь 2007.
- Что есть что: Самураи. Рыцари Дальнего Востока / Под ред. В. Тарновский, худож. Д. Хайденрайх / Пер. с нем. А. В. Волкова – Изд-во Слово.
- Энциклопедия. География. К. Варли, Л. Майлз / Пер. с англ. И.И. Викторова – М.: «РОСМЭН», 1994.
- Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. – М.: Аванта+, 1997.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: География / Авт.-сост. В. А. Маркин; худож. Е. В. Пузиков и др. / Под ред. О.Г. Хинн. – М. АСТ, 1995.