Цели:
- научить определять род имён существительных,
- развивать память, внимание, речь,
- воспитывать интерес к процессу познания.
1. Организационный момент.
Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт.
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся-
Новый день оно начнёт.
- Пусть этот день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
2. Минутка чистописания.
На доске запись: Ммг, Ммд, Ммж, Ммз,
Учитель: Внимательно посмотрите на запись, найдите закономерность в написании сочетаний букв, запишите ещё два сочетания.
- Какие сочетания записали? Почему?
- На второй строчке напишите парные глухие согласные.
- Какая из записанных на двух строчках букв “лишняя”? Почему?
3. Словарная работа.
Учитель: Все словарные слова у нас сегодня на букву “м”. Здесь записаны только согласные.
Догадайтесь, какие это слова и запишите.
М_ш_н_, м_тр_, м_р_з, м_г_з_н.
4. Повторение изученного.
Учитель: Во время словарной работы слова какой части речи мы использовали?
- Расскажите, что вы знаете об имени существительном?
- Как называются существительные, которые отвечают на вопрос “кто?”, “что?”
- Приведите примеры одушевлённых имён существительных, неодушевлённых имён существительных.
- Составьте предложения с этими существительными.
- Как красиво звучат ваши предложения!
5. Изучение нового материала.
Учитель: Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.
“Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”
- Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)
- Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)
Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных. Это тема нашего урока.
- Для того, чтобы писать грамотно, не достаточно только исправить ошибки Майкла. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Поэтому мы приступаем к научно-исследовательской работе.
- Выпишите в первый столбик одушевлённые имена существительные.
- Во второй столбик мы будем записывать слова-помощники. Как бы вы сказали, что подруга ваша? (Она моя) Запишите.
- Как бы вы сказали, что друг ваш? Запишите. И т. д.
- Прочитайте слова, которые называют женщину. Прочитайте слова – помощники. Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “она моя” относятся к женскому роду. Запишем в третий столбик – ж. р.
Аналогичная работа со словами мужского рода.
Учитель: Как вы думаете, только ли одушевлённые существительные бывают женского и мужского рода? Приведите примеры неодушевлённых существительных женского и мужского рода.
- Попробуйте найти в письме неодушевлённое имя существительное, которое не относится ни к мужскому, ни к женскому роду.
- Запишите его. Подберите слова-помощники.
- Такие слова, к которым можно подставить слова – помощники “оно моё” относятся к среднему роду.
Вывод: - Каких родов бывают имена существительные?
- Какие имена существительные относятся к мужскому роду?
- Если вы подставляете слова-помощники “она моя”, то это имена существительные какого рода?
- Какие имена существительные относятся к среднему роду?
- Сравните наш вывод с правилом учебника. Прочитайте правило на с. 152.
- Мы сделали такой же вывод?
6. Физминутка.
7. Закрепление.
Учитель: В завершении нашего исследования вам предстоит выполнить творческую работу.
- Придумайте и запишите по два существительных мужского, женского и среднего рода. Существительные должны быть на тему “Школа”.
- Проверим.
8. Домашнее задание.
- Дома вы составите небольшой рассказ на тему “Школа”. В предложениях вы должны использовать слова, записанные вами.
9. Упражнения в определении рода имён существительных.
Учитель: Мы продолжим тему учения, школы и прочитаем пословицу.
Х_рошая книга – лучший дру_.
Учитель: Как вы понимаете пословицу?
- Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.
- Следующая пословица.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Задание: Списать пословицы в порядке, который соответствует шифру.
Вставить пропущенные буквы.
Над существительными надписать род.
Шифр:
М. р. Ж. р. Ср. р. 1 2 4 1 3 II 2 1
10. Подведение итогов.
Учитель: Что узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какие 3 рода есть у имён существительных?
- Как определить род имени существительного?
- Кому было трудно определять род имени существительного?
- Кому было интересно?
- Что бы вы посоветовали Майклу?
Литература:
1. Фрагмент урока Колпаковой Л. В. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003/2004 учебный год.