Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Продолжить знакомство с произведениями русских писателей и поэтов об осени .
  • Расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас детей.
  • Учить детей правильному, выразительному, плавному чтению, любить родную природу, видеть её красоту.
  • Продолжить работу по формированию графических навыков и умений в рисовании от общего к деталям, по развитию зрительных представлений о характере силуэта, расположении ветвей у деревьев разных пород, умению передать свои наблюдения в рисунке.

Оборудование.

  • картина И.И. Левитана “Золотая осень”.
  • словарь настроений.
  • тетрадь по развитию речи.
  • аудиозапись музыки П.И. Чайковского “Времена года”.
  • гуашь,
  • альбомные листы,
  • кисти,
  • палитры

Вводная беседа.

“В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни, кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверно идешь по лесу и видишь, как теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым пронзительно-желтым светом. А глянет солнце, свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя именинником. Огонь рябины. Что ни шаг – новые краски!” (Песков В. “Русская осень”. Отрывок.)

Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.

- Я прочитала отрывок из стихотворения, которое написал русский поэт А.С. Пушкин. О чем говорится в этом стихотворении? (О том, что осень - унылая, но и очаровательная пора.)

Проверка домашнего задания.

- С каким произведением А.С. Пушкина вы познакомились на прошлом уроке? (“ Уж небо осенью дышало”.)

Чтение стихотворения наизусть.(Отвечают дети).

- Этому прекрасному времени года посвящено много стихотворений. А какие вы знаете? (Дети читают отрывки из стихотворений под тихое звучание пьесы Чайковского “Осень”.) (Приложение 1) (Рисунок - Мы любим осень. Любим бродить по лесу осеннею порою, слушать, как шуршит под ногами листва, любоваться пестрыми нарядами деревьев. Я полагаю , что, наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в Росси .

img1.JPG (11995 bytes)

Сообщение темы урока.

- Мы продолжаем знакомиться с произведениями об этом замечательном времени года. Георгий Алексеевич Скребицкий “Осень”.

Словарная работа.

- Познакомимся с новыми словами.

Кованая - изготовленный ковкой , т.е. ударами молота.

Броня - металлическая одежда воина, защищающая туловище.

Могучий - мощный, сильный

Убор - убранство.

Неподалёку - близко.

Копна - небольшой округлый стог сена.

Стог - большая высокая куча плотно уложенного сена, соломы и стогов.

Сметала - сбросить с поверхности чего-нибудь.

Косяки - стая птиц.

Парча - плотная узорчатая шёлковая ткань с переливающимися золотыми и серебряными нитями.

Знакомство с новым материалом. Чтение учителем.

Самостоятельное чтение рассказа Скребицкого “Осень”.

- Какая осень у Г. Скребицкого? Подумайте, как автор относится к осени. Опишите Художника - осень.

- Какое ваше настроение, когда вы слушаете, читаете и представляете осень Скребицкого?

Используйте словарь настроений. (Приложение 2)

- Каким цветом украсила Осень дуб-богатырь?

Найдите слова, подтверждающие свой ответ.

- Как украсила Осень другие деревья?

Какие цвета использовала?

- К какому жанру относится это произведение? Почему? (Рисунок 2)

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

- А теперь закройте глазки .

- Откройте глазки.

Русская природа - это одна из основных тем произведений художников. Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана “Золотая осень”. На ней изображен русский пейзаж, какой вы встречали в жизни не раз, но не остановили свое внимания на нем. А Левитан смог подсмотреть русское раздолье, простор лесов и полей. От картины веет спокойствием.

- Ребята, хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему? - Каким образом автор добился ,что вы смогли почувствовать все это? Какое настроение , по вашему мнению, вызывает это произведение?

- Что вы видите на переднем плане картины?

- Что вы видите на пригорке?

- Какие краски вы заметили вдали?

- Какие краски сочетаются на картине?

- Художник Левитан и писатель Скребицкий любят осень, воспевают ее в своих произведениях.

- Сегодня мы попробуем выполнить рисунок на осеннюю тему.

Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела. (Дети надевают фартуки и нарукавники)

- Назовите краски осени. (Золотая, багряная, синяя, красная, бронзовая)

- Какое дерево и кустарник в какой цвет окрашены осенью?

(Объясняется зависимость расположения ветвей и характера силуэта от породы дерева)

Демонстрация учителем поэтапного выполнения работы. (Рисунок )

img4.JPG (16364 bytes)

Выполнение учащимися коллективной работы. (Рисунок 4)

img2.JPG (22252 bytes)

Физкультминутка.

Дождик песенку поет:
Кап-кап. (постукивание пальчиками).
Только кто ее поймет?
Кап-кап. (постукивание пальчиками).
Не пойму ни я, не ты,
Кап-кап. (постукивание пальчиками).
Но зато поймут цветы!
Кап-кап. (постукивание пальчиками).
И осенняя листва!
Кап-кап. (постукивание пальчиками).
Пожелтевшая листва.
Кап-кап. (постукивание пальчиками).

Показ коллективной работы. (Рисунок 5)

img3.JPG (16374 bytes)

Чтение учеником стихотворения Т. Собакина “Осенние краски”

По волшебной сказке
Разбежались краски…
Краска синяя
На небо взобралась
Сверху капала
И в речку растеклась.
Краска белая
Побегала слегка -
Стали белыми
На небе облака.
Краска красная
В подарок сентябрю
Вечернюю зарю.
Не зевала
И зеленая без дела,
Забывать верхушки сосен
Не хотела…
Разбежались краски
По осенней сказке…

Итог урока

- На уроке сегодня был интересный разговор об осени , ее красках, звуках, запахах, которые производят на человека сильные впечатления, и хочется поделиться своими чувствами. Поэты, о которых мы сегодня вспоминали, а также художники и композиторы делают это в своих произведениях.

- Надеюсь , что вы не остались равнодушными к их творчеству.

Домашнее задание.