Цели.
- Продолжить знакомство с произведениями русских писателей и поэтов об осени .
- Расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас детей.
- Учить детей правильному, выразительному, плавному чтению, любить родную природу, видеть её красоту.
- Продолжить работу по формированию графических навыков и умений в рисовании от общего к деталям, по развитию зрительных представлений о характере силуэта, расположении ветвей у деревьев разных пород, умению передать свои наблюдения в рисунке.
Оборудование.
- картина И.И. Левитана “Золотая осень”.
- словарь настроений.
- тетрадь по развитию речи.
- аудиозапись музыки П.И. Чайковского “Времена года”.
- гуашь,
- альбомные листы,
- кисти,
- палитры
Вводная беседа.
“В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни, кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверно идешь по лесу и видишь, как теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым пронзительно-желтым светом. А глянет солнце, свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя именинником. Огонь рябины. Что ни шаг – новые краски!” (Песков В. “Русская осень”. Отрывок.)
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
- Я прочитала отрывок из стихотворения, которое написал русский поэт А.С. Пушкин. О чем говорится в этом стихотворении? (О том, что осень - унылая, но и очаровательная пора.)
Проверка домашнего задания.
- С каким произведением А.С. Пушкина вы познакомились на прошлом уроке? (“ Уж небо осенью дышало”.)
Чтение стихотворения наизусть.(Отвечают дети).
- Этому прекрасному времени года посвящено много стихотворений. А какие вы знаете? (Дети читают отрывки из стихотворений под тихое звучание пьесы Чайковского “Осень”.) (Приложение 1) (Рисунок - Мы любим осень. Любим бродить по лесу осеннею порою, слушать, как шуршит под ногами листва, любоваться пестрыми нарядами деревьев. Я полагаю , что, наверно, нигде в мире нет такой красивой осени, как у нас в Росси .
Сообщение темы урока.
- Мы продолжаем знакомиться с произведениями об этом замечательном времени года. Георгий Алексеевич Скребицкий “Осень”.
Словарная работа.
- Познакомимся с новыми словами.
Кованая - изготовленный ковкой , т.е. ударами молота.
Броня - металлическая одежда воина, защищающая туловище.
Могучий - мощный, сильный
Убор - убранство.
Неподалёку - близко.
Копна - небольшой округлый стог сена.
Стог - большая высокая куча плотно уложенного сена, соломы и стогов.
Сметала - сбросить с поверхности чего-нибудь.
Косяки - стая птиц.
Парча - плотная узорчатая шёлковая ткань с переливающимися золотыми и серебряными нитями.
Знакомство с новым материалом. Чтение учителем.
Самостоятельное чтение рассказа Скребицкого “Осень”.
- Какая осень у Г. Скребицкого? Подумайте, как автор относится к осени. Опишите Художника - осень.
- Какое ваше настроение, когда вы слушаете, читаете и представляете осень Скребицкого?
Используйте словарь настроений. (Приложение 2)
- Каким цветом украсила Осень дуб-богатырь?
Найдите слова, подтверждающие свой ответ.
- Как украсила Осень другие деревья?
Какие цвета использовала?
- К какому жанру относится это произведение? Почему? (Рисунок 2)
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
- А теперь закройте глазки .
- Откройте глазки.
Русская природа - это одна из основных тем произведений художников. Перед вами репродукция картины Исаака Ильича Левитана “Золотая осень”. На ней изображен русский пейзаж, какой вы встречали в жизни не раз, но не остановили свое внимания на нем. А Левитан смог подсмотреть русское раздолье, простор лесов и полей. От картины веет спокойствием.
- Ребята, хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник? Почему? - Каким образом автор добился ,что вы смогли почувствовать все это? Какое настроение , по вашему мнению, вызывает это произведение?
- Что вы видите на переднем плане картины?
- Что вы видите на пригорке?
- Какие краски вы заметили вдали?
- Какие краски сочетаются на картине?
- Художник Левитан и писатель Скребицкий любят осень, воспевают ее в своих произведениях.
- Сегодня мы попробуем выполнить рисунок на осеннюю тему.
Повязала Осень пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела. (Дети надевают фартуки и нарукавники)
- Назовите краски осени. (Золотая, багряная, синяя, красная, бронзовая)
- Какое дерево и кустарник в какой цвет окрашены осенью?
(Объясняется зависимость расположения ветвей и характера силуэта от породы дерева)
Демонстрация учителем поэтапного выполнения работы. (Рисунок )
Выполнение учащимися коллективной работы. (Рисунок 4)
Физкультминутка.
Дождик песенку поет:
Кап-кап. (постукивание пальчиками).
Только кто ее поймет?
Кап-кап. (постукивание пальчиками).
Не пойму ни я, не ты,
Кап-кап. (постукивание пальчиками).
Но зато поймут цветы!
Кап-кап. (постукивание пальчиками).
И осенняя листва!
Кап-кап. (постукивание пальчиками).
Пожелтевшая листва.
Кап-кап. (постукивание пальчиками).
Показ коллективной работы. (Рисунок 5)
Чтение учеником стихотворения Т. Собакина “Осенние краски”
По волшебной сказке
Разбежались краски…
Краска синяя
На небо взобралась
Сверху капала
И в речку растеклась.
Краска белая
Побегала слегка -
Стали белыми
На небе облака.
Краска красная
В подарок сентябрю
Вечернюю зарю.
Не зевала
И зеленая без дела,
Забывать верхушки сосен
Не хотела…
Разбежались краски
По осенней сказке…
Итог урока
- На уроке сегодня был интересный разговор об осени , ее красках, звуках, запахах, которые производят на человека сильные впечатления, и хочется поделиться своими чувствами. Поэты, о которых мы сегодня вспоминали, а также художники и композиторы делают это в своих произведениях.
- Надеюсь , что вы не остались равнодушными к их творчеству.
Домашнее задание.