Человеческие отношения, нормы поведения начинают интересовать ребенка очень рано. Что можно и что нельзя, кто добрый и кто жадный, что хорошо и что плохо – эти и другие вопросы волнуют дошкольников даже больше, чем жизнь животных или явления природы. Ответить на эти вопросы может только взрослый. Ребенку важно понять сущность требований взрослого, утвердиться в своей правоте. Поэтому дети уже хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и на личные, касающиеся жизни людей. Чтобы обрести уверенность в общении, ребенок должен научиться понимать внутренний мир других людей. У дошкольника резко возрастает потребность в общении со сверстниками, сравнении себя с другими, подражании. Становится достаточно устойчивым стремление участвовать в каком-либо деле из интереса к самой деятельности и к сверстникам-партнерам. На основе совместных игр возникает детское общество, ребенок начинает осознавать свое место среди сверстников. Именно в сфере социально–личностного развития детей происходит развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру – развитие коммуникативной и социальной компетентности.
Портрет будущего выпускника, отражающий социальное развитие, должен соответствовать следующим критериям:
- Ребенок должен научиться понимать внутренний мир других людей;
- Испытывать потребность в общении;
- Быть готовым налаживать сотрудничество;
- Уметь ладить с другими людьми;
- Рационально разрешать возникающие конфликты.
Как показывает практика, многие дети затрудняются вербально выразить свои чувства в ситуации одобрения, сочувствия, несогласия, похвалы и др. Поэтому в мою задачу входит знакомство дошкольников с различными речевыми средствами, которыми дети смогут воспользоваться в определенной ситуации общения. Развитие социально-речевых навыков невозможно осуществить в каком либо одном виде деятельности, поэтому решаю эту задачу во всех видах деятельности: организованной, совместной и во взаимодействии с семьей.
Одним из главных видов взаимодействия на занятиях я бы назвала такое направление, как “Речевой этикет”. Это направление я использую во всех видах деятельности с детьми, но на занятиях оно приобретает особую ценность, ведь, в отличие от индивидуальной работы, на занятии работают одновременно 8-10 человек, и если не соблюдать нормы и правила поведения, то окружающим будет некомфортно.
Основными задачами “Речевого этикета” являются:
- Стимулирование способности активного слушания;
- Сдерживание своего желания перебивать;
- Придерживаться правила очередности в высказывании своего мнения
- Воспитание культуры диалогической и монологической речи;
- Осмысленные ответы на вопросы;
- Выражение своего мнения культурным способом.
Например, игра “Волшебная палочка” успешно помогает решить задачу соблюдения правила очередности. Обычно, когда я задаю вопрос, например: Какие звери живут в зоопарке?, все дети начинают отвечать одновременно. Но когда я показываю им “волшебную палочку”, и объясняю, что говорить может только тот, у кого она в руках, то после того, как мы попробуем ответить на тот же вопрос по новым правилам, дети сами делают вывод, что говорить по очереди более удобно, все друг друга слышат, никто никого не перебивает. Я часто во время занятий предлагаю детям задания в парах. Например, в игре “Найди общее” дети учатся вести диалог, договариваться. Давая детям пары картинок, я даю задание найти в них три общих признака. Почему именно три? Потому, что один общий признак не дает возможность договориться, каждый ребенок будет говорить, не советуясь. Также я воспитываю в будущих первоклассниках такое важное умение, как умение слушать, помогаю осознать, что слушание – это тоже труд, что слушатель должен быть внимательным и вежливым. В решении этой задачи на занятиях мне часто помогает такая игра, как “Радио”, когда я прячусь за ширму, и дети не отвлекаются на мои жесты и мимику, слушают мой голос, активизируя только слуховые анализаторы.
Дошкольный возраст – период бурного проявления познавательного отношения ребенка к речи. Ведь речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для воздействия на поведение, мысли и чувства партнера.
У детей младшего возраста начинает формироваться фонематический слух, умение слышать и корректировать собственное звукопроизношение, улавливать общее и различное в звучании слов. Уже на этом этапе в организованной деятельности я много играю с детьми в такие игры, которые помогают детям в формировании грамматического строя речи и развитии словаря, что поможет им в общении с окружающими.
В старшем дошкольном возрасте формирование грамматической правильности речи обусловлено возникновением и развитием критического отношения к речи, стремлением говорить точно и правильно. Поэтому, поддерживая это стремление, я много работаю над морфологической стороной речи. Дети с упоением обыгрывают грамматические формы, и именно это экспериментирование со словом создает предпосылки для последующего грамматически правильного оформления речи, что помогает им удовлетворять свою потребность в общении и взаимодействии с партнером.
Однако, было бы наивным полагать, что проводя занятия несколько раз в неделю, я могу сформировать привычку, потребность соблюдать нормы литературного языка, правила речевого этикета, научить детей сознательно управлять своим поведением. Такая работа должна вестись постоянно, целенаправленно, методично. На занятиях я лишь определяю ту или иную нравственную проблему, в процессе игры знакомлю с речевыми средствами, мы разыгрываем и анализируем ситуации общения. Практические же навыки приходят только в результате совместной или самостоятельной деятельности. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-пространственной развивающей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую и социально-речевую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои возможности, стимулирует проявление их самостоятельности, инициативности, творчества.
Важной задачей в развитии детей дошкольного возраста является развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Я показываю детям рост их достижений, вызываю у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Мы обсуждаем успехи и достижения ребенка, фиксируем их зримо – знаками, рисунками, пиктограммами. В младшем возрасте используем “ромашку”, сердцевиной которой является фотография ребенка. Вместе с ребенком обсуждаются достижения, которые зарисовываются на лепестках. Лепестки ребенок крепит к своей сердцевине. В конце недели такие “ромашки достижений” помещаются в приемной. Вместе с родителями ребенок вспоминает свои достижения, проговаривает их (Не заплакал, когда делали прививку! Придумал интересный рассказ! И т.д.) Постепенно дети овладевают способностью отмечать свои достижения самостоятельно, фиксируя их доступным способом. У детей старшего дошкольного возраста уже выработана потребность поделиться своими достижениями, и они с удовольствием используют “Ромашку” для рассказа о своих успехах детям группы, сотрудникам и родителям. Потребность быть услышанным и заслужить поощрение делают речь детей более связной и полной. Кроме того, они учатся радоваться успехам других. У старших дошкольников я развиваю способность к планированию. Это умение обязательно пригодится ребенку не только в школе, но и в жизни вообще. Для этого я предлагаю ребенку определиться, чем он будет заниматься в течение дня (а в дальнейшем и в течение недели). Речевые высказывания фиксируются условными обозначениями на панно. В конце дня (или недели) вместе с детьми в беседе выясняем, все ли получилось так, как он запланировал.
Особое внимание я уделяю развитию у ребенка представлений о нем самом, его возможностях и силах, учу познавать себя, используя самонаблюдение. В группе обязательно заводится фотоальбом, где дети могут видеть свой рост и развитие, что служит поводом для обсуждения и начала познавательных бесед. Мы с детьми часто разговариваем на темы: “Моя семья”, “Что я люблю и что не люблю”, “Что я умею и чему хочу научиться”, “Мои друзья”, “Моя мечта”, и т. д. Эти темы мы записываем, зарисовываем, делаем фотообзоры. Привлекаю к этому и родителей, предлагаю сделать семейные альбомы, газеты или общие фотовыставки, или выставки рисунков и поделок на заданную тему. Такие газеты размещаем в группе: дети с удовольствием не только рассматривают, но и учатся в корректной форме делиться впечатлениями, сравнивают свои представления, увлечения с другими.
Произвольному, сознательному отношению к себе, своей деятельности способствуют различные виды игр, в том числе – режиссерская и театрализованная деятельность. В них ребенок вмещает в свое “Я” множество различных образов и позиций. В ролевых взаимодействиях есть возможность для сравнения, сопоставления, объективной оценки своих и чужих поступков. А “Уголок ряжения” в театрализованном уголке позволяет моим малышам не только изменять свой облик, но и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Ребенок, не постигший тайну “вживания” в роль, не сможет понять чувства и мысли другого человека, проникнуть в его мир, предугадать его поведение и желания. Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и людей, в том числе себя. Для того, чтобы малыш мог наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом, мог видеть себя среди других детей, я разместила в разных местах группы зеркала. Я заметила, что маленькие дети забывают и про свои обиды, и про слезы, когда видят свое отражение в зеркале. А вид своего разгневанного лица часто останавливает от необдуманных действий и заставляет задуматься. В этом возрасте они очень чувствительны к оценке взрослого, поэтому я их поддерживаю, подхваливаю, одобряю их действия.
Педагоги знают, что на шестом году жизни ребенка совершенствуются нервные процессы – возбуждение и торможение. А такая деятельность благоприятно сказывается на возможностях саморегуляции, и дети начинают чаще поступать “как надо” и воздерживаться от нежелательных действий. У детей возрастает произвольность поведения. А это важная характеристика, свидетельствующая о готовности ребенка к школе. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности выражена еще недостаточно. Наблюдается импульсивность поведения, реакций. Поэтому значительное место в совместной деятельности я отвожу играм с правилами, которые способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения дошкольников.
В младшем дошкольном возрасте я использую такие социально-речевые игры, как “Пирамидка ласковых слов”, где дети складывают колечки пирамидки на стержень, говоря каждому колечку ласковое слово, при этом развивая свой активный словарь и учась выказывать доброе отношение к окружающему миру. В игре “Лодочки”, где один ребенок ложится на спину в позу зародыша, а другой раскачивает его за плечи, я решаю задачи взаимодействия в парах, умение брать ответственность за другого, доверие партнеру, умение договариваться, кто сейчас будет в какой роли. Игра “Мячик на полянке”, где дети все вместе берутся за разные стороны отреза ткани и катают мяч, стараясь его не уронить, мы учимся взаимодействовать в группе, чувствовать сопричастность общему делу. Игра “Звездная карусель”, в которой дети берутся за ленточки, которые я держу и бегут по кругу учит ребят чувствовать ощущение принадлежности к группе, уметь взаимодействовать по правилам (не обгонять, не отставать, иначе лучики запутаются). В игре “Я – хороший!”, я прошу малышей сначала сказать эти слова, затем крикнуть по одному и всем вместе, что повышает самооценку ребенка.
В старшем дошкольном возрасте для развития социально-речевых навыков я использую игры с более сложными правилами, например: Игра “Разминка”. Дети образуют два круга – внешний и внутренний, которые начинают двигаться по моему сигналу. Когда они слышат хлопок в ладоши, они останавливаются, и партнер из внешнего круга говорит партнеру из внутреннего круга комплимент (хвалит его за что-то, находит, что либо, общее), а затем партнер отвечает ему, называя что-то свое. Таким образом, в этой игре дети учатся принимать любого человека, находить в нем хорошее, учатся говорить комплименты. Игра “Рисование на спине”. Дети разбиваются на пары. Сначала один рисует на спине у другого простые картинки пальчиком, а другой их отгадывает, затем они меняются местами. Эта игра развивает коммуникативные навыки, умение сосредоточиться на ощущениях. Игра “Мячик на ладошках”. Ребята встают в круг и делают из ладошек кольцо. Стараясь прокатить мяч по ладошкам по кругу и не уронить его, дети учатся взаимодействовать в группе, учатся сопричастности. Игра “Пирамида любви”. Ребята встают в круг. Я говорю: “Все мы с вами любим кого-то или что- то, и все выражаем это по-разному. Сейчас я протяну руку и назову что-то, что я люблю, а затем каждый из вас назовет что-то свое и положит руку сверху.” После того, как все высказались, я подвожу итог: “Закройте глаза. Чувствуете, какое тепло исходит от наших рук? Какая замечательная пирамида любви у нас получилась! Она свидетельство того что мы любим и любимы сами!”. В этой игре дети учатся высказываться, задумываются над ответом своим и других детей, учатся чувствовать сопричастность к группе и чувствовать свою уникальность.
Вступая в мир детской игры, мы можем многому научиться сами и научить наших детей. Дети, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают и учебную деятельность в детском саду, а затем и в школе. Ребенок, не умеющий ориентироваться на игровые правила (забывает их, путает, нарушает, упускает), служит для меня, педагога, сигналом неподготовленности к учебной деятельности. В результате целенаправленной и системной работы по данной проблеме все выпускники не только быстро адаптируются к условиям школы, но и успешно осваивают школьную программу.
Важным моментом в становлении личности растущего малыша является понимание своих и чужих чувств и эмоций. Никакое общение и взаимопонимание детей не будет эффективным, если дети не научатся читать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. Для решения этой задачи я выделила в группе “Уголок настроений”. Также я стараюсь использовать естественно возникающие ситуации или специально создаю таковые для показа детям конкретных способов проявления заботы о людях, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Эффективным является использование картинок – ситуаций, изображающих различные эмоциональные и нравственные проявления людей и оценки этих проявлений. Например, используя панно “Экологический светофор”, мы с ребятами рассуждаем о том, хорошо или плохо поступают персонажи, обсуждаем эмоции окружающих, и личные эмоции детей при просмотре этого панно. Таким образом я помогаю воспитанникам осваивать социальный опыт, включая их в разные виды деятельности.
Формы, методы и приемы, которые я использую для социально-речевого развития моих воспитанников помогают им:
- проявлять интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим;
- смотреть на себя со стороны глазами других людей;
- предвидеть стратегию ролевого поведения;
- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для окружающих;
- открыто и искренне выражать их;
- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
- доверять друг другу;
- поддерживают высокую общую самооценку личности ребенка
(Я – хороший!)
При организации воспитательной деятельности, определяя цель, которую хочу достичь, и конкретизируя ее на уровне задач, я продумываю поэтапность процесса, варианты, способы и пути достижения цели. При этом внимательно отношусь к мнению коллег и родителей, собственному опыту и интуиции.
Решая главную проблему – развитие личности ребенка, я предпочитаю творчески подходить к организации воспитательной деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода.