Цель:
- Познакомить учащихся начальных классов с русскими народными праздниками, обычаями, традициями русского народа, связанными с христианством.
- Приобщить учащихся к нравственным основам Православия.
- Воспитывать чувство гордости за русскую землю.
Программное содержание
Знакомство детей с событиями Страстной седмицы. Подготовка к празднику Пасхи,
Светлого Христова Воскресения.
Материал к занятию
1. Дерево, нарисованное на ватмане, листья с названиями праздников.
2. Нарисованная на большом ватманском листе «Лестница Великого поста».
3. Икона (или репродукции иконы) «Распятие».
4. Иконы (или репродукции икон) «Снятие со Креста», «Положение во гроб» и «Мироносицы у гроба».
Ход классного часа
1. Оргмомент.
История Руси полна драматизма. Частые набеги кочевников, монголо-татарское нашествие, войны, пожары, природные катаклизмы уничтожили многие произведения нашей культуры. Поэтому особенно важно бережно хранить то, что досталось нам в наследство.
Культуру Руси можно сравнить с величавым деревом, крона которого имеет тысячи ветвей, несметное количество листьев и мощные, глубоко уходящие в землю корни.
Это дерево будет находиться у нас в классе и каждый раз, как мы познакомимся с чем-то новым из традиций русской народной культуры, мы будем на него прикреплять очередной листик.
2. Беседа.
Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.
На пасху катали крашеные яйца, соревновались в силе и ловкости. В мае дружно встречали весну, украшали берёзки, плели венки из цветов. В июне, под Иванов день, вереницей ходили в луга, прыгали через горящие костры, а, возвращаясь под утро, свистели в самодельные липовые дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных», а зимой в святочные дни, продолжающиеся две недели, ходили ряжеными по улицам, надевали маски, пели колядки.
После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Все «официальные» праздники разделились на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Таким великим праздником, выпадающим на разные дни, начиная с 22 марта по 25 апреля, была на Руси Пасха.
Но празднованию пасхи предшествовал Великий пост, который завершался особой седмицей (т.е. неделя).
На доске учитель вывешивает название всех седмиц Великого поста
Носит эта неделя особое название – Страстная, потому что именно в эти дни вспоминаются страсти – страдания Спасителя: то, как Он был предан и казнен жестокой казнью – распят на Кресте.
Жестокие, лицемерные иудейские правители решили убить Христа. Жадный и сребролюбивый ученик Христа Иуда предал им Учителя, получив за это тридцать сребреников.
Мы уже знаем с вами, что страна Палестина, где жил Христос, была в те времена провинцией Римской империи. Поэтому разрешение на казнь должен был дать римский правитель Понтий Пилат. Он не находил за Христом вины, но иудейские правители и обезумевший народ требовали казни.
Спасителя повели к горе, называемой Голгофа. Он шел, сгибаясь под тяжестью Креста, на котором Его должны были распять. Рядом со Христом распяли двух разбойников. Один из разбойников в невыносимой боли, злобе и отчаянии стал насмехаться над Спасителем. Другой же разбойник, страдая так же тяжело, говорил товарищу: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы же осуждены справедливо и достойное по деяниям нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Обращаясь же ко Христу, разбойник благоразумный проговорил: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Об этом рассказывает нам Евангелие.
Перед вами картина «Голгофа», написанная Николаем Николаевичем Ге в 1892 году.
Рисунок «Голгофа» Н.Н. Ге 1892 г
В письме Л.Н. Толстому (26 октября 1893 г) художник дал следующее разъяснение своего замысла: «И вот я нашёл способ выразить Христа и двух разбойников вместе без крестов на Голгофе, только что приведённых. Все три страдальца, всех громко и страшно поражает молитва самого Христа. Одного разбойника бьёт лихорадка, другой убит горем, что жизнь своя погана и вот до чего довела».
Вспоминая эти события, мы понимаем, что они касаются и нас; тех, кто живет на земле спустя две тысячи лет: ведь наши поступки бывают похожи на предательство Иуды, на жестокость и бессердечие воинов, на безвольное поведение римского правителя Пилата. И редко-редко оказываемся мы подобными благоразумному разбойнику.
Ученик 1:
Евгений Санин
Голгофа и мы
Голгофа не кончилась.
Она и сейчас
У каждого спрашивает из нас –
Кто мы: Иуда, Пилат или воины,
Которые Бога казнить «удостоены»?
Но, может, не этот, не тот и не те –
Но разбойник,
Покаявшийся на кресте?..
Ученик 2:
Спаситель умер на Кресте за наши грехи.
Сын Божий отдал Себя в жертву за спасение людей.
Над Голгофой – Лобным местом —
Тьма, съедая свет, ползла.
Но, взойдя на страшный Крест, Он
Победил всю силу зла!
Мукой той бесчеловечной,
Кровью, что текла из ран,
Спас Он всех от смерти вечной –
Православных христиан!
Учитель: Давайте рассмотрим с вами икону Распятия.
- Что изображено на иконе?
Дети высказывают свои предположения.
Икона Распятия
Учитель: В центре иконы изображен распятый на Кресте Господь Иисус Христос. Над Крестом скорбно застыли Ангелы. У подножия Креста немного людей: почти все ученики Христа испугались происходящего и убежали. В самые тяжкие минуты Его земной жизни осталась со Спасителем Матерь Божия. Она и еще одна из женщин, учениц Христа, стоят у подножия Распятия с одной стороны. С другой стороны от Креста стоит, склонившись в великом горе, любимый ученик Господа, Иоанн; а за ним – воин, участвовавший в Распятии.
Вдалеке видна городская стена: Спаситель был распят за пределами города Иерусалима.
Господь страдает на Кресте, но кажется, что прибитыми ко Кресту руками Он как будто обнимает всех нас. Ведь ради нашего спасения от власти греха и смерти принял Христос крестные муки.
После того как Господь предал Свой дух Богу Отцу – умер на Кресте, тело Спасителя сняли с Креста, оплакали, завернули, по обычаю той страны, в белые пелены и положили в каменную пещеру. Тяжелым камнем заложили вход в пещеру. Было все это в пятницу.
Снятие с креста. 1878. холст, масло. 155,5 – 242 В. Перов
Детьми рассматривают иконы или репродукции икон «Снятие со Креста» и «Положение во гроб».
- Обратите внимание на скорбь учеников Спасителя, как они выражают любовь к своему Учителю.
Учитель: В воскресенье же, рано утром, женщины, слушавшие Слово Спасителя и плакавшие о Нем в эти дни, пошли к месту погребения Христа, приготовив миро – особое благовонное масло, чтобы помазать им тело Учителя. Церковь называет этих женщин – жены-мироносицы.
Послушайте, что рассказывает о женах-мироносицах Евангелие.
Учитель читает детям повествование Евангелия от Луки.
«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о том, что это может значить, вдруг предстали пред ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они (жены-мироносицы, пришедшие ко гробу) были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес!»
Икона «Мироносицы у гроба»
Детьми рассматривается икона «Мироносицы у гроба»
Учитель: Обратите внимание на то, что во гробе нет тела Спасителя, а остались одни лишь белые пелены, в которые тело было завернуто, и отдельно лежащий белый плат, которым была покрыта голова положенного во гроб Христа.
Учитель: Услышав от ангелов весть о воскресении Христа и увидев опустевший гроб, жены-мироносицы и те ученики Господа, что были с ними, пошли в Иерусалим рассказать другим ученикам о случившемся. Вечером этого же дня сквозь запертые двери явился Христос ученикам. И они увидели своими глазами: Он воскрес!
Дети слушают аудиозапись песнопений Страстной седмицы, а затем запись пасхальных песнопений.
Учитель: Опишите словами характер мелодий Страстной седмицы
Дети: Грустный, скорбный, печальный
Учитель: И характер пасхальных напевов
Дети: Радостный, праздничный, торжествующий, победный
Ученик:
Вся церковь, ликуя, поет:
Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав.
Что означает:
Христос воскрес из мертвых,
Победив Своею смертью смерть,
И даровал нам, смертным людям,
Вечную жизнь.
4. Итог
- О чём мы сегодня говорили?
- Что вы запомнили?
- Что больше всего запомнилось?
- Можем ли мы поместить на наше дерево листик с названием «Великий пост»?
Вызванный ученик помещает лист на дерево.
5. Домашнее задание:
Найти в словаре значение слова «Пасха», спросить у своих прабабушек или прадедушек о том, как они отмечали пасху, когда были молодыми.