I. Конфликт – это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями. Любой конфликт имеет 2 фазы: 1 фаза – результативная, 2 фаза – эмоциональная. Результат является причиной конфликта, поскольку он не устраивает одну из сторон, либо обе стороны. Эмоции – следствие конфликта (и не только конфликта).
Основные элементы конфликта: конфликтная ситуация - скрытые, либо открытые противоречия, и инцидент - открытые действия (столкновения) оппонентов. Структура конфликтной ситуации сложна тем, что помимо внешней стороны очевидной для каждого участника, поскольку, как правило, лежит на поверхности, существует внутренняя позиция каждого оппонента. Внутренняя позиция личности формируется с детства и далеко не очевидна, особенно у взрослых людей.
Конфликты бывают конструктивные (которые не выходят за рамки общепринятых норм) и деструктивные, разрушительные. Именно они вызывают тревогу педагогов. Нас интересуют причины конфликтного, «плохого» поведения детей и подростков. То есть мотивы девиантного поведения, в частности агрессивности, которая усиливается в последние десятилетия.
II. Практикум.
- Тест К.Н. Томаса «Способы реагирования в конфликте». Обсуждение результатов.
- Психологическая игра.
Прежде чем приступить к разбору мотивов «плохого» поведения поиграем в игру. Хорошо использовать видеокамеру, на которую записывается весь процесс игры её участниками. Все участники выходят за дверь. Заходят по одному. Первому участнику зачитывается какой-либо текст на полстраницы. Далее заходит второй участник и первый передаёт ему информацию, услышанную от ведущего. Второй пересказывает услышанное третьему и т. д. После игры, просмотрев видеозапись, участники воочию, экспериментальным способом убеждаются, что, передавая информацию, люди не заинтересованные в фальсификации фактов так или иначе всё-таки эти факты искажают. И причиной конфликта часто может быть недоразумение, а не злой умысел.
III. Американский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс выделяет два основных постулата, на которых базируется конструктивный подход к «перевоспитанию» отклоняющегося поведения.
Первый постулат гласит: «Дети выбирают поведение».
Второй постулат. Существуют всего 4 мотива, по которым дети «плохо» себя ведут:
- привлечение внимания,
- власть,
- месть,
- избегание (страх) неудачи.
IV. Рассмотрим эти мотивы более подробно.
1. Привлечение внимания.
Поведение по типу «Мне нужно твоё особое внимание».
Самое неприятное для человека – это чувствовать себя пустым местом. Личностное внимание необходимо каждому, даже младенцам, для того чтобы они нормально развивались. Известно, что дети ЗПР, как правило, не дополучили личностного внимания. В детских домах в обязанность нянечек входит индивидуальное общение с каждым ребёнком, они должны брать маленьких детей на руки ежедневно, не менее 10 минут каждого. Это конечно не восполняет голод общения, поэтому у «детдомовских» детей чаще формируется девиантное поведение. Конечно это не единственный фактор, влияющий на развитие личности, но очень значимый. К сожалению в современных семьях, не смотря на их внешнюю благополучность, обстановка не намного лучше. Личностное внимание (по мнению русского учёного Щелованова) – это базовая жизненная потребность человека. Есть такая тенденция – пенсионеры быстро умирают. И причина не только в проблемах здоровья. Часто люди перестают чувствовать себя нужными. Всю жизнь они посвящали себя работе, а гармоничных семейных взаимоотношений не выстроили и своим детям - не нужны, поскольку в своё время не уделяли им достаточного внимания. Дети в свою очередь имеют те же ценности, что и родители. Получается замкнутый круг. Замечено, что бабушки (а это, как правило, бабушки), которые водятся со своими внуками, живут дольше. Детей, учат правильно есть, пить. Но как правильно, приемлемым способом просить внимание, не учат. Этого многие люди не знают даже в зрелом возрасте. «Грудничок» желает внимания, а его нет. Что будет делать ребёнок? Конечно плакать, то есть вести себя «плохо». И если его будут брать на руки, только после того как он закричит, подобное поведение закрепится. Мама с папой заняты своими делами целый день, вечером они устали и им хочется отдохнуть. Какой лучший способ чтобы ребёнка заметили? Конечно же - баловство. Ведь если ребёнок тихо сидит и рисует или читает книгу, его вряд ли вообще заметят. Таким образом, хорошее поведение не замечается, а «плохое» - закрепляется. Подобные клише дети приносят в школу. «Делай плохо - и тебя заметят». К сожалению, педагоги иногда повторяют ошибки родителей.
Диагностика подобного поведения.
1. Чувства педагога, наблюдающего «плохое» поведение – это раздражение. Из него легко рождается негодование и возмущение.
2. Что хочется сделать? Сделать замечание. Иногда прочитать нотацию.
3. Ответная реакция ребёнка. Временно прекращает выходку (обратите на это внимание, если он не прекращает её после вашего замечания, - мотив другой, о нём далее).
Итак, дети привлекают внимание и основная проблема педагога – как дать это внимание (ведь они имеют на него право), не подкрепляя неконструктивный условный рефлекс «хочешь внимания – делай плохо».
2. Власть.
Поведение по типу «Ты мне ничего не сделаешь».
Две главные причины властолюбия:
1. Перед глазами детей практически отсутствуют примеры достойного конструктивного послушания. Семейные отношения достаточно часто строятся на основе борьбы за главенствующее положение в семье. Мать и отец, в упоительных боях за лидерство, забывают о детях. Дети, глядя на то, как строить свои отношения с окружающими, просто не знают, что такое послушание. Они, конечно, слышали, что это такое, но наглядного примера перед глазами никогда не имели. А потому, все нравоучения на эту тему для них пустой звук. Можно сколько угодно рассказывать, что такое ананас, но пока вы его не увидите и не попробуете, для вас это нечто абстрактное. Опять мы говорим о семье. Корни большинства проблем находятся в семье, в самом раннем детстве. Но если ребёнок усваивает подобные отношения, то и свою семейную жизнь он будет строить по тем же принципам.
2. Мода на «сильную» личность, на «крутых», мода на агрессию.
Иногда даже взрослые наивно полагают, что крутой и есть сильная личность, крутой – это человек, который принимает решения за других. На самом деле, «крутой» ничего не решает за других, он просто не позволяет решать другим за себя.
В настоящее время, пропаганда насилия в кино и с телеэкранов, является одним из основных факторов формирования агрессивности среди детей и подростков. Все герои этих фильмов сильные и жестокие, попирающие достоинство других людей. Однако именно ими восхищаются в конечном итоге, именно они выходят победителями. Таким образом, программируется подобное поведение. Будешь жестоким, безжалостным – тебя будут уважать, тебе будет доступно всё.
Диагностика подобного поведения.
1. Чувства педагога, наблюдающего властолюбивое поведение. Это гнев, негодование, возмущение, часто даже страх.
2. Что хочется сделать?
Хочется немедленно прекратить выходку, пусть даже с использованием физических действий. Иными словами, когда кулаки сжимаются – имеешь дело с мотивом «власть».
3. Ответная реакция ребёнка.
Он прекратит выходку, когда сам решит! Ребёнок вас провоцирует, вы выходите из себя – именно этого он и добивался. Он победил и наслаждается минутами торжества. Почему же он должен прекращать? Конечно, можно забыть про гуманизм и унизить или напугать его. Но тогда вы наверняка сделаете из него мстителя. А «месть» - более тяжёлый, чем «власть», мотив «плохого» поведения.
3. Месть.
Поведение, суть которого «Вредить в ответ на обиду».
Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения глубже. Властолюбец просто испытывает вас, а мститель изживает внутреннюю боль, которую ему нанесли, может быть, и не вы.
Основной социальной причиной роста мстительного поведения у детей считается рост жестокости в мире. Но и непрофессиональное, неэтичное поведение педагога (взрослого) часто также является причиной мести. Мстители делают не просто пакости, они выбирают то, что особенно впечатлит именно этого человека. Например, мститель методично опаздывает, если часто говорят о пунктуальности, и т. п.
Диагностика.
1. Чувства педагога. Растерянность, фрустрация, гнев, негодование, страх дополняются обидой: «Почему? За что? Чем я такое заслужила?». Это сильные чувства, они уже не статусные, а глубоко личные.
2. Что хочется сделать? Хочется биться на равных – «до последнего», или убежать и скрыться.
Это древняя первобытная формула. Она включается в момент опасности, и изменить её крайне трудно. В этот момент, сильного эмоционального всплеска, очень важно контролировать свои эмоции.
3. Ответная реакция ребёнка.
Она та же, что и у «властолюбца». Особая проблема – как изменить поведение мстителя? Личная проблема педагога: как научиться прощать детей, которые им мстят, как вообще относится к ним? Одна из психологических тонкостей здесь следующая: нужно разделять личность (в данном случае человека, который пытается выжить, изживая внутреннюю боль через агрессию) и поведение человека-то, что он сделал. Поступок, очевидно, нуждается в санкциях, а вот личность – в поддержке.
4. Избегание неудачи.
Поведение, суть которого – «Не буду и пытаться – всё равно не получится». Эти тихие послушные дети, просто они ничего не решают и не стремятся к этому, потому что боятся вновь столкнуться с ощущением полного своего ничтожества. «Я знаю, у меня, как всегда, всё равно ничего не получится».
Привлечение внимания, власть и месть имеют свои «сильные» стороны, даже если это в неприемлемой форме. В позиции «избегание неудачи» «сильной» стороны нет.
Диагностика.
1. Чувства педагога. Сначала – жалость. Но после многих дополнительных занятий, объяснений, которые ни к чему не привели, возникает ощущение полной профессиональной беспомощности.
2. Что хочется сделать? Отвести к психологу и получить «индульгенцию» - он не тянет. Однако психолог утверждает, что интеллектуальное развитие соответствует возрастным нормам. И он прав, поскольку большой процент «ЗПР» есть ни что иное, как проблема мотивации. И педагогу необходимо работать не только с интеллектом, но и с мотивацией и эмоциями ребёнка.
3. Ответная реакция ребёнка.
Он впадает в зависимость. Он готов на всё. Часто приходится слышать от педагогов: «Ну не способен он, не дано, но ведь он старается, такой трудолюбивый и полы помоет, и доску, цветы польёт. Даже заставлять не нужно, сам предложит». Это как раз такой вариант.
Понятно, что каждому типу необходима поддержка, на которую они имеют право. Каждому необходимо ваше внимание. Однако во внимании больше всех нуждается именно 4 тип.
V. Формула поддержки.
Мотив |
Сколько поддержки нужно |
Привлечение внимания |
Х 1 |
Власть |
Х 10 |
Месть |
Х 100 |
Избегание неудачи |
Х 1000 |
Сильные стороны разных типов «плохого» поведения.
- Привлечение внимания – ребёнок нуждается в контактах со взрослыми, он ищет этих контактов, поэтому он их получает.
- Власть – постоянное желание сопротивляться чужому влиянию, а это не так уж плохо для выживания.
- Месть – мстители умеют изживать внутреннюю боль.
- В поведении детей с мотивом «избегание неудачи» нет сильных сторон, поэтому им необходимо 1000 единиц поддержки, то есть в 1000 раз больше, чем тем детям, которые её активно требуют.
VI Вывод:
Строить отношения с детьми движущими разными мотивами необходимо по-разному. Следует обратить внимание на то, что «плохое» поведение, в большинстве случаев, сопровождается агрессией со стороны ребёнка. Поэтому следует учитывать правила поведения с агрессивными детьми.
1. Привлечение внимания.
Если ребёнок регулярно привлекает ваше внимание: необходимо уделять его ему не тогда, когда он «плохо» себя ведёт, а когда он ведёт себя «хорошо», закрепляя, таким образом, позитивное поведение. Возможно, иногда игнорировать незначительные агрессивные проявления.
2. Власть.
Педагогу необходимо:
- контролировать собственные негативные эмоции;
- сохранять положительную репутацию ребёнка;
- демонстрировать своё собственное твёрдое поведение, лишённое агрессии;
- акцентировать внимание на поступках, а не на личности ребёнка;
- обсуждать проступок (лучше это делать наедине, без свидетелей, когда страсти улягутся и обе стороны успокоятся);
- не усиливать напряжение ситуации (т.е. не использовать те действия, которые могут повлечь за собой напряжение и агрессию).
Действия, усиливающие напряжение и агрессию:
- повышение голоса, изменение тона на устрашающий;
- демонстрация власти «Будет так, как я скажу»;
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты;
- сарказм, насмешки;
- оценка личности ученика и его близких (черты характера, внешность, национальность и т.п.);
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт других людей;
- настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди;
- угрозы или наказания;
- оправдания, защита;
- обобщения типа: «Все вы одинаковые»;
- придирки;
- сравнения с другими детьми;
- команды, жёсткие требования, давления;
- подкуп, награды;
- передразнивания.
Для того чтобы демонстрировать неагрессивное поведение педагог может пользоваться следующими приёмами:
- выдерживание паузы;
- предоставление возможности подростку успокоиться наедине;
- внушение спокойствие невербальными средствами;
- прояснение ситуации наводящими вопросами;
- использование юмора;
- признание чувств и интересов собеседника;
- сообщение своих интересов;
- апелляция к правилам.
3. Месть.
Как уже говорилось прежде, мститель своим агрессивным поведением изживает боль, которую ему некогда причинили. Осознав причину мстительности, Ёс «властолюбцем». Однако, как мне кажется, исходя из опыта, «шокотерапией» в данном случае может послужить тёплое, понимающее отношение к ребёнку. Не заискивание, не потакание, а доброжелательное отношение зрелого, сильного человека, способного проявлять любовь к ребёнку с «дикими выходками». Любовь – универсальное средство в работе с детьми. Нет ребёнка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным. Проявления теплоты должны быть искренни, т. к. дети очень чувствительны ко ложи. Искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций, вот мостик по которому можно построить взаимоотношения понимания между учеником и педагогом.
4. Избегание неудачи.
Для избегающего неудачи твёрдость не поможет, здесь нужна только поддержка, но поддержка, оказанная профессионально, точно по форме и по количеству. Каким же образом педагог может оказать поддержку:
- создать в классе (а также в отношениях педагог-ребёнок) атмосферу взаимопонимания, доверительности;
- необходимо найти любую область реальных успехов учащегося;
- постоянно указывайте, желательно в окружении одноклассников, о значимости и ценности тех положительных качеств, которые присущи ребёнку;
- дайте возможность ребёнку самореализоваться и самоутвердиться, пережить успех и обрести утраченную веру в себя;
- ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
- проявляйте спокойствие, не раздражайтесь на медлительность и некоторую заторможенность;
- не выполняйте за него то, что он может сделать сам;
Детей нельзя испортить большим количеством поддержки. Испортить ребёнка можно, если неадекватно реагировать на его плохое поведение и не учитывать его мотива.
Литература:
- «Агрессия у детей и подростков», С-Петербург, издательство «Речь» 2004г., под редакцией Н.М. Платоновой.
- Конспект лекций «Предотвращение конфликтных ситуаций в педагогическом процессе», «Норильский межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки», лектор Хазиева М.Х.