Цели:
- способствовать развитию в учащихся лидерских качеств и умения строить отношения в коллективе;
- поощрять инициативу и самостоятельность;
- создавать реальные ситуации для формирования характера,
- создавать условия для самоорганизации и организации жизнедеятельности подростка, способствующих развитию лидерского потенциала, обогащению его индивидуального опыта.
Задачи:
- формирование у подростков понятия «лидер»;
- развитие навыков самостоятельного, ответственного поведения;
- формирование навыков и умения работать в команде;
- обогащение опыта подростков в личностно и общественно значимых видах деятельности; воспитание ответственности, самостоятельности и гражданской активности.
Оборудование: бумага, маркеры, магниты, презентация (Приложение 1)
Деятельность классного руководителя:
- тренинги, развивающие лидерские качества и умения,
- участие в социальных проектах,
- ролевые и деловые игры и тесты,
- психологические и коммуникативные игры через Портфолио.
Оргмомент, цели занятия.
Сейчас по моей команде на счет три вы выбрасываете руки определенным способом: кулаки, ладони или скрещиваете на груди руки. Итак, … спасибо, вы помогли мне знать ваш настрой на сегодняшнюю работу.
Кулаки – это высокая степень агрессии. Руки скрещенные – нежелание работать, а открытые ладони – вы готовы к работе.
«Давайте говорить друг другу комплименты!».
Один из французских писателей сказал: «Если одним словом ты можешь осчастливить человека, какой же надо быть скотиной, чтобы этого слова не сказать!»
Игровой блок.
«10 хлопков». Вам необходимо всем вместе про себя досчитать до 10, а затем хлопнуть в ладоши.
«Путаница». Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать.
* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.
«Космос». Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажир и «заяц». Итак, кто быстрее?
«Гром, ураган, землетрясение». Игроки разбиваются на тройки. Двое встают лицом друг к другу, держась за руки, образуя Домик, третий участник находится между ними, он Житель. Когда ведущий произносит «гром» - жители должны поменять домики. Домики стоят на месте. При команде «ураган» - жители остаются на местах, а домики, не разрывая рук, бегут искать себе нового жителя. «Землетрясение» - все меняются, жители могут стать частью домика, домики разрывают руки и либо становятся жителями, либо ищут себе других партнеров.
(Те, кто начнет зазывать к себе жителей или достраивать домики – лидеры. Они же начинают управлять процессом построения при «землетрясении»).
Проектная деятельность «Большое приключение».
Помогая окружающим, мы помогаем и себе.
Работа в двух группах.
(Разделены по предварительному опросу «Какую работу ты бы охотнее выполнял в командном проекте?». (См. Приложение 1)
На начальное этапе все - «Новички», надо принять участие в «Проектном бюро», разработать и провести дело, получить звание «Организатор», «Лидер», «Профессионал» и др.
Содержание работы Приключений направлено на организацию системы деятельности по достижению успеха в творческих, культурных, спортивных, интеллектуальных и других видах и способах организации досуга.
Группа выбирает направление.
Направления приключения:
- морское,
- романтическое,
- туристическое,
- интеллектуальное,
- историческое,
- музыкальное,
- оздоровительное,
- творческое, и т.д.
Этапы подготовки и проведения Приключений.
Мы сегодня прорабатываем первые два этапа – планирование и защита проекта
1. Разработка Приключений.
- выработка идеи Приключения (штурм, ассоциации),
- составление плана работы,
- определение необходимых ресурсов и источников,
- подготовка к защите
2. Защита Приключений, рекламная компания.
- поиск партнеров и проведение официальных переговоров,
- подготовка рекламы своего дела,
- презентация своего Приключения,
3. Организация и участие в приключениях.
- получение необходимых ресурсов,
- информирование о подготовке и ходе проведения дела,
- определение Приключений, в которых класс будет принимать участие по результатам Заявочной компании,
- формирование команд участников,
- подготовка к проведению Приключений,
- проведение плановых мероприятий подготовки дела,
- проведение задуманного Приключения
4. «Большое Приключение», анализ достижений.
- анализ подготовки и проведения каждого Приключения,
- анализ коллективных и индивидуальных достижений,
- составление отчёта об итогах реализации проекта и информирование общественности о результатах проекта.
5. Звучит музыка. Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично, теперь двигайте и локтями, позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.
Каждый из вас – дирижер своей души. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости!
Домашнее задание: заполнить индивидуальный лист «Я – лидер!» (Приложение 2), вложить в свое Портфолио.
Тестирование:
- «Психологический тип в общении»
- «Изучение коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников»
- «Можете ли вы стать лидером?» (Приложение 2)
Опрос «Какую работу ты бы охотнее выполнял в командном проекте?»
варианты ответа:
- сбор информации, интервьюирование
- оформление проекта
- презентация проекта, защита, доклад
- руководство всем проектом.
Литература:
- Борисова А.В. - Обучение актива ученического школьного самоуправления.
- Как сделать отдых детей незабываемым праздником./авт-сост. А.П.Гузенко и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Между нами лидерами/Семинар для лидеров молодежи города. Ханты-Мансийск, 2006.
- Молчанова З.М. и др. – Личностное портфолио старшеклассника. – М.: Глобус, 2007.
- Шаповалова Н.А. – Технологии управления для команды актива. Белгород, 2006.
- http://www.liderway.ru/