Цели:
- Обобщить полученные знания по разделу “Чудесный мир классики”.
- Развивать творческие способности обучающихся.
- Воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.
Оборудование: презентация “Чудесный мир классики”, кроссворд, костюмы для инсценировки, эмблемы команд, “Родная речь” учебник для 4 кл. нач. шк.В 2 ч. Ч.1 \Сост. Л.Ф.Климанова. – М.: Пр. – 2006.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.- Вы уже убедились, что мир классики чудесен. Сегодня на нашей игре мы подведём итоги: что дали вам уроки, чему вы научились. Победить в игре вам поможет дружба, взаимовыручка, смекалка и, конечно, знания.
- А что такое КВН? Вот и вы сегодня должны быть весёлыми и находчивыми.
- На нашей игре присутствуют две команды.
- Приветствие команды “Наливное яблочко”.
- Приветствие команды “Детство”.
3.Конкурс “Биография”.
- Дайте определение слову “биография”.
- Какими источниками вы пользовались при выполнении данного задания.
- Знаете ли вы из какого языка пришло к нам это слово? Вот какое понятие нам даёт “Краткий словарь иностранных слов”, составителем которого является С.М.Локшина?
Биография – ( био + гр.grapho пишу) – жизнеописание; чей- либо путь.
“Краткий словарь иностранных слов”/ Составитель С.М.Локшина,1979. – 49 с.
- Задание 1.Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.
1.Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало.
2.Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. В семь – восемь лет – после того, как его раз взяли на спектакль к Юсуповым, – он вдруг увлёкся сочинением комедий.
3.И вот в один день мне говорят, что “ приехал твой дедушка, отец твоей мамы”. – “Где же он?” – спрашиваю я. В ответ слышу: “Он внизу, на кухне”. Спускаюсь вниз и вижу:
Он сидит на кухне и беседует с нашей кухаркой… Он остановился поговорить с обычной женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая её своим вниманием.
4.Семья писателя была талантливой русской семьёй. Павел Егорович, отец, играл на скрипке, пел, рисовал. Два брата – Александр и Михаил – стали впоследствии писателями; брат Николай был превосходным художником, Иван – выдающимся педагогом; сестра Мария Павловна, самый близкий его друг, – художница.
5.Когда собирались соседи, устраивались танцы, и раза два в год был домашний спектакль; бабушка была ласкова и добра и любила, чтобы дети играли и веселились, и нам было у неё очень весело.
Так прожили мы два года. В1827 году она поехала с Мишелем в Москву, для его воспитания.
- Задание 2. Определите, чьи портреты вы видите на слайдах.
- “И молния грозно тебя обвивала…” (“Туча”. А.С.Пушкин)
- “Вскормлен грудью облаков…” (“Дары Терека”. М.Ю.Лермонтов)
- “Глянь в забытые ворота…” (“Няне”. А.С.Пушкин)
- “И редкий солнца луч, и первые морозы…” (“Унылая пора”. А.С.Пушкин)
5. Конкурс “Сказочный”.
- В этом конкурсе вам нужно будет узнать сказку из изученного раздела по пословице и доказать отрывками из текста. (Пословицы записаны на слайде.)
Где счастье плодиться, там и зависть родится.
Кто чего сильно хочет, тот того и добьётся.
Хотя с нуждой, а добился чести.
Живи добрее, будешь всем милее.
Чем крепче дружба, тем легче служба.
6.Конкурс “Разгадай кроссворд”.
- Получилось слово прозаическая.
Что же такое проза. Какими источниками вы
пользовались? Проза – нестихотворная
литература, в отличие от поэзии.
Задание. Инсценировка басен Л.Н.Толстого.
Команда 1. – “Белка и волк”.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусть меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
Команда 2. – “Волк и собака”.
Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:
- Скажи, собака, откуда вы корм берёте?
Собака сказала:
- Люди нам дают.
- Верно, вы трудную людям службу служите?
Собака сказала:
- Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь.
- Так только за это вас и кормят? – сказал волк. Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать.
- Что ж, иди, – сказала собака. – Хозяин и тебя так же кормить станет.
Волк был рад и пошёл с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стёрта.
Он сказал:
- А это у тебя, собака, отчего?
- Да так, – сказала собака.
-Да что так?
- Да так, от цепи. Днём ведь я на цепи сижу, так вот и цепью стёрло немного шерсти на шее.
- Ну, так прощай, собака, – сказал волк. – Не пойду к людям жить. Пускай не так жирён буду, да на воле.
8. Подведение итогов игры. Рефлексия.Пока жюри подводит итоги, мы с вами определим, понравился ли сегодняшний конкурс.
- Из каждой пары предложений выберите подходящее высказывание для вашей команды.
Нам понравился конкурс, потому что…
Нам не понравился конкурс, потому что…
Лучший конкурс в игре КВН был…
Неудачным конкурсом в игре КВН является…
- Жюри награждает команды.