Цель урока: совершенствовать умения умножать многозначные числа и решать задачи.
Задачи:
- Закрепить изученные приемы письменного умножения на однозначные и двузначные числа;
- Развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность;
восполнить типичные пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся;
отрабатывать навыки табличного и внетабличного умножения и деления;
учиться анализировать задачи и самостоятельно решать их.
расширять кругозор учащихся;
способствовать развитию интереса учащихся и активизировать их познавательную деятельность.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, трудолюбия, развивать интерес к предмету.
Оборудование:
Рисунки сказочных героев, коробочки “блоки”, индивидуальные доски, индивидуальные карточки.
Ход урока
I.Организационный момент.
Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Узнаем за три четверти часа.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова: “Хотим все знать!”
(На доске рисунки Кузи и его подружки ЭВМ.)
- Ребята, сегодня на урок математики Кузя из компьютерных игр привел свою подружку ЭВМ, с которой случилось несчастье. В одном из ее блоков поселился вирус, поэтому машина не может полноценно трудиться. Кузя просит, чтобы мы помогли ЭВМ. Если поможем, то блок заменят, и ЭВМ снова будет трудиться в полную силу и помогать людям в их работе.
- Поможем, ребята?
- Заглянем в первый блок.
II. Актуализация знаний.
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица
Потому что считаем во тьме!
-Давайте сначала проведем разминку нашего ума.
1.Индивидуальная работа
-Два ученика решают примеры, записанные на доске:
1887х4= (7548)
941х8= (7528)
1258х6= (7548)
1882х4= (7528)
2516х3= (7548)
3764х2= (7528)
2.Фронтальная работа
- А мы с вами поиграем в игру “Найди пару”.
- Прочитайте пример, решите его, найдите нужный ответ. Если вы решили правильно, то, перевернув ответ обратной стороной, картинка совпадёт с той, которая находится рядом с примером.
Рисунок медведя | 58:2+17 |
Рисунок зайца | 93-3х25 |
Рисунок волка | 18+64:2 |
Рисунок лисы | (100-4):24 |
Рисунок лошади | 78:6 |
Рисунок верблюда | 26х3 |
Рисунок кабана | 39х4 |
156 | 4 | 46 | 78 | 18 | 50 | 13 |
И ещё два лишних ответа:
22 | 152 |
На обратных сторонах рисунки животных.
–Как вы думаете, кто здесь лишний? Почему?
– Посмотрите внимательно на картинки. Какие из этих животных живут в лесах Хакасии?
–А где мы можем увидеть остальных животных?
3. Устные задачи:
1) Работникам Абаканского зоопарка нужно перевести на зимнее содержание 96 животных. В течение недели они перевели 32 животных. Во сколько раз меньше перевели животных, чем планировали?
2) На территории республики около 500 озер, из них примерно 390 пресных. Сколько соленых озер в Хакасии.
3) (Учитель показывает рисунок кедра)
У нас, в Хакасии, растет красивое дерево – кедр. Какое это дерево? Почему?
В кедре хвоинки растут пучками. Сколько хвоинок будет в одном пучке, если в 70 пучках их 350?
4). Наибольший возраст пихты сибирской 200 лет, а лиственницы сибирской – 700 лет.
На сколько веков лиственница живет дольше, чем пихта?
-Молодцы! Мы в этом блоке вируса не обнаружили (учитель показывает пустую коробочку). Заглянем в следующий блок.
-Но сначала проверим работу учащихся у доски. Каждый вариант проверяет свой пример.
-Что заметили? ( Дети указывают, что ответы примеров есть на информационном поле).
III. Определение темы и целей урока.
- Прочитайте числа, которые видите на информационном поле.
7548, 9287, 1121, 5308, 7528, 8413, 9047.
- Что общего вы можете сказать о них? (многозначные)
- Какие бы вы задания предложили для работы с этими числами? (Дети предлагают свои варианты: найти сумму чисел, найти разность, умножить эти числа на однозначное или двузначное число и т.д.)
- Сегодня на уроке мы и будем закреплять изученные приемы письменного умножения многозначных чисел, будем решать задачи и, конечно же, “искать вирус”.
IV. Работа по раскрытию темы урока.
1. (Учитель предлагает детям встать)
- Найдите на информационном поле наименьшее число и повернитесь к нему лицом. Назовите его.
- Найдите наибольшее число и повернитесь к нему. Назовите его.
- Повернитесь к числу, где число десятков выражено ненатуральным числом.
- Найдите число, в котором разряды сотен отсутствуют.
- Найдите число, в котором две сотни.
- Найдите число, где сумма цифр равна 22.
- Запишите числа в тетрадь в порядке возрастания.
2. Самостоятельная работа.
1-й вариант:
-Все четные числа, которые есть на информационном поле, увеличьте в 24 раза.
2-й вариант:
-Все нечетные числа, которые есть на информационном поле, увеличьте в 32 раза.
(2 ученика работают на индивидуальных досках, слабый ученик работает с обратной стороны доски с помощью учителя)
-Для тех, кто раньше справился, берет карточку с заданием повышенной сложности (см. Приложение).
3.Взаимопроверка в парах.
- Молодцы! Вы справились с заданием и в этом блоке вирус не обнаружен. (Показывается пустая коробочка.)
V. Работа над задачей.
- А вот следующий блок называется “блок Туманности”.
1.Знакомство с задачей.
- Прочитайте текст.
(Текст на доске)
У Кузи в киоске три полки с компьютерными дисками. На первой полке у него 40 дисков, на третьей – в 3 раза больше. Сколько всего дисков у Кузи в киоске?
- Что заметили? (Задача с недостающими данными).
- Так вот, оказывается, почему блок называется “блоком Туманности”.
2. Работа над условием задачи.
- Что в задаче известно? Что неизвестно? Какие данные скрыла ЭВМ?
- Угадайте число, которое скрыло ЭВМ. Оно двузначное, десятки выражены наивысшим баллом в школе, а единицы – это неудовлетворительная оценка ученика, выраженная четным числом. (52)
- Измените, условие задачи так, чтобы она решалась. (Рассматриваются два варианта, для решения выбираем один из предложенных.)
3. Составление краткой записи.
4.Анализ задачи.
- Что обозначает каждое число?
- Что нужно узнать?
-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Чтобы узнать, сколько дисков на 3 полке, какие две величины нам необходимо знать?
5.Задание по выбору:
- Решите задачу самостоятельно по действиям или выражением.
(2 ученика работают на индивидуальных досках)
6. Индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
- Кому требуется помощь?
( Учащимся раздаются карточки для индивидуальной работы с дозированной помощью, см. приложение.)
7.Проверка.
- Мы исправили этот блок, но вируса в нем нет. (Учитель показывает пустую коробочку) Ищем дальше.
VI. Физминутка
VII. Групповая работа.
- Остался последний блок, в нём-то и находится вирус. А устранить его мы сможем тогда, когда правильно справимся с заданием.
У каждой группы лежит на столе альбомный лист, клей и конверт, в котором геометрическая фигура (прямоугольник или квадрат) разрезана на несколько произвольных частей.
Задание: составить геометрическую фигуру (прямоугольник или квадрат), наклеить её на альбомный лист, измерить. Здесь же вычислить периметр и площадь составленной фигуры.
Проверка.
(От каждой группы командир выходит к доске и объясняет, как вычисляли.)
VIII. Итог урока.
1. Релаксация.
- Молодцы, вы сумели оказать помощь пострадавшей ЭВМ. Мы узнали, что в последнем блоке у Кузиной подружки был вирус и устранили его. (Учитель достает блок-коробочку, открывает, оттуда выпрыгивает вирус).
- Вот теперь ЭВМ будет трудиться в полную силу, и помогать людям в их работе.
- Какой блок для вас был более интересным?
- На каком блоке вам трудно было “искать вирус”? Почему?
- Какой вывод вы сделали для себя?
2. Выставление оценок.
Приложение
1.Карточка №1 (задание повышенной сложности)
Расставь скобки так, чтобы равенства были верными:
720:9х20+60=64
720:9х20+60=6400
720:9х20+60=166
2.Карточки с дозированной помощью.
Карточка №1 (для учащегося со средним уровнем)
Подумай, сколько нужно чисел сложить, чтобы получить общее количество дисков на всех полках?
Карточка №2 (для учащихся с низким уровнем)
1.Найди количество дисков на третьей полке.
2.Найди количество дисков на первой и второй полках вместе.
3. Найди общее количество дисков на всех полках.