«Каждой семье – педагогическую культуру» - это девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.
Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребенка, уважая мнение взрослых, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей.
Многие молодые родители понимают необходимость формировать личность ребенка с малых лет, укреплять контакты с детским садом. Однако многие задачи семейного воспитания не осуществляются по разным причинам. Одна из существенных причин – недостаточная педагогическая культура родителей. Им часто недостает этических, юридических, психологических и педагогических знаний, важнейших практических умений.
Растут дети, и вместе с ними должны расти родители: меняется стиль общения, корректируются требования, учитываются индивидуальные особенности определенного периода детства. Как научить этому отцов и матерей…
В нашем дошкольном учреждении создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности.
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении, поэтому родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.
В семье есть все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье.
В нашем дошкольном учреждении широко применяются такие формы работы, как: родительские собрания, консультации, посещения семьи, беседы, связанные с оформлением стендов и папок-передвижек, индивидуальные формы работы.
Однако предложенные формы работы оказываются не всегда эффективными. Родители, в силу своей занятости на работе (посменная работа) не всегда посещают родительские собрания, не имеют возможности прочитать консультации на папках-передвижках и стендах, в силу большого объема информации и маленького промежутка времени, отводимого на эти цели родителями. Поэтому работа с родителями, по повышению педагогической культуры, планируется и проводится таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять участие в этой просветительской работе.
Наиболее эффективной формой работы, на наш взгляд, является психолого-педагогическое просвещение родителей при помощи издаваемого нами информационного бюллетеня.
Он включает в себя следующие вопросы:
- характеристику познавательных интересов детей;
- особенности их развития в дошкольном возрасте;
- условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду, а так же различную консультативную информацию специалистов и педагогов нашего ДОУ.
Родители, имеют возможность, познакомится со всей размещаемой информацией на стендах и папках-передвижках в своё свободное время дома, в спокойной обстановке. Тщательно проанализировать её, и пополнить свой педагогический багаж необходимыми знаниями. Современное содержание воспитания и обучения дошкольников, научно обоснованное и подкрепленное примерами из опыта, усваивается родителями эффективнее.
Цели издания информационного бюллетеня:
- Повышение ответственности родителей за воспитание детей;
- Побудить у них интерес и желание заниматься с ним;
- Вызывать желание сотрудничать с детским садом.
Издаваемый нами информационный бюллетень мы назвали «Цветные ладошки». Издавая бюллетень, мы стремимся не просто подсказать актуальные направления в образовании, но и предложить некоторые способы ведения образовательного процесса в определенных направлениях. В данную бюллетень мы помещаем материал, направленный на работу родителей с детьми, консультации специалистов, педагогов нашей группы, а так же предлагаем материал для совместного изучения с детьми.
Таким образом, мы информируем родителей, какая тема заинтересовала детей, что у детей есть небольшой объем знаний по теме, раскрыли перед ними перспективу работы. Обратную связь осуществляем через индивидуальные беседы и новые информационные листы. Выслушав предложения родителей, мы планируем дальнейшую работу по созданию информационного бюллетеня. Таким образом, родители, участвуя в планировании, организации, а затем и отслеживании результатов, приобретают необходимые знания, являются активными участниками педагогического процесса, начинают понимать свою ответственность перед детьми и за детей.
Я думаю, что предложенный нами опыт работы по формированию педагогической культуры можно использовать в любом детском саду.
Приложения: