Урок обществознания в 7-м классе по теме "Развитие навыков межличностного общения"

Разделы: История и обществознание, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Тема. “Развитие навыков межличностного общения”.

Цели. Повторение понятий дискуссия, конфликт, консенсус, выработка правил ведения дискуссии и поведения в конфликте.

Организация урока:

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Основная часть (40 мин.).

3. Подведение итогов (1–2 мин.).

Ход урока

1. Организационный момент

Беседа с обучающимися – 5–7 мин.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы попытаемся выработать правила поведения человека в дискуссии, конфликте, для этого необходимо вспомнить, что такое конфликт, дискуссия, правила ведения дискуссии и поведения человека в конфликте.

Итак, что такое конфликт? (возможно, записать тетрадь – столкновение разных интересов, спор).

К понятию конфликта близко понятие дискуссия, что это такое? (записывается в тетрадь – это спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе).

Давайте вспомним правила ведения дискуссии и поведения человека в конфликте (записываются на доске высказывания обучающихся).

Как правило, спор должен завершаться подведением итогов, спорящие должны прийти к общему мнению.

2. Основная часть

Учитель. Скажите, пожалуйста, что такое общение? (Ответ обучающихся.) Для того чтобы отработать навыки общения в спорной ситуации мы сейчас поиграем в игру, которая называется “Племя”. Для этого необходимо разделиться на две группы (если урок открытый, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей). 1-я группа – старейшины племени; 2-я группа – молодежь племени. На территории, где проживает племя, ухудшились природные условия, сложнее стало добывать пищу. Такая ситуация продолжается несколько лет. Молодежь племени утверждает, что необходимо искать другое место для жизни племени, старейшины – что нужно остаться и ждать улучшения. Вам необходимо в течение 5–7 минут найти доводы в защиту своей позиции, и убедить вторую группу в своей правоте (примерно 20 мин.).

В конце дискуссии проводиться обсуждение по вопросам (10–15 мин.):

1. Удалось или не удалось прийти к общему мнению? Почему?

2. Как вы вели себя во время обсуждения в группе, между 2-мя группами?

3. Что для вас было сложным в игре?

4. Почему необходимо знать и по возможности придерживаться определенных правил поведения в конфликтных ситуациях.

5. Что нового вы узнали для себя сегодня?

Если остается время можно провести игру “Ассоциации”.

3. Подведение итогов