Логопедическое занятие для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВ ОНР) и недоразвитием пространственно-временных отношений, 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: Посуда.

Цели и задачи:

1. Расширять имеющиеся представления о посуде; познакомить с основными материалами, из которых изготовляется посуда;
2. Развивать активный и пассивный словари словами кухонная, столовая, чайная, хрустальная, фарфоровая, донышко, стенки, крышка, ручка, носик, горлышко;
3. Продолжать работу по формированию внимания, памяти, конструктивного мышления, координации движений, навыков в ориентировке в пространстве;
4. Учить детей работать в коллективе; продолжать формировать интерес к учебе, умение отвечать на поставленные вопросы.

Оборудование: дидактическая игра “Собери посуду” (разрезные картинки); дидактическая игра “Подбери и назови”; предметы кухонной, чайной, столовой посуды; предметы домашнего быта.

Оформление учебного кабинета: кабинет оформлен под внутреннее убранство старинной русской избы: печь, дрова, самотканые дорожки и коврики, скатерти, рушники ручной работы, старинные предметы домашней утвари (коромысло, деревянное ведро); на стенах прикреплены изображения тараканов и паутина.

Логопед в костюме Федоры Егоровны из сказки К.И. Чуковского “Федорино горе”.

Ход занятия.

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, милые! Давно к Федоре Егоровне никто в гости не заходил. Сейчас я вас за стол усажу. Чаем напою!

Что такое? Не пойму?!
Что случилось? Почему?
“Села бы я за стол,
Да стол за ворота ушел.
Сварила бы я вам щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы…
Остались одни тараканы…
Ой, горе, Федоре, горе!!!”
- Ну, что ж, раз пришли, садитесь.

/Дети садятся на стульчики полукругом/

Сообщение темы занятия. Развитие конструктивного мышления.

- Посмотрю, что у меня осталось… ой, бедная я, Федора, бедная! Вот одни осколки какие – то? Ребята, помогите мне прибраться в доме, да заодно тараканов повывести, пауков повымести. Соберите черепки. Что получится?

/Дидактическая игра “Собери посуду”/

- Что получилось у Димы (Ромы, Кати…)? (сковорода, сахарница, чайник заварочный, чашка с блюдцем, тарелка, ложка, кастрюля, нож и вилка)

- Как одним словом можно назвать все эти предметы? (посуда)

- Правильно, сегодня мы и поговорим о посуде.

Закрепление навыков образования множественного числа существительных.

- Назовите еще раз предметы, которые у вас получились, но во множественном числе. Например: чашка – чашки и т.д.

- Ребята, вы молодцы! Правильно образовали множественное число! Вот и нет одного таракана!!!

/Один из тараканов снимается со стены/

Работа по уточнению словаря.

- Скажите, какие предметы посуды вы еще знаете?

- Назовите предметы посуды, в которой готовят еду. (кастрюля, сковорода, дуршлаг, скороварка, противень и т.д.)

- Эта посуда называется “кухонная”.

/Вывесить на доску полоску со словом “кухонная”/

- Назовите предметы, из которых мы едим суп, вторые блюда. (тарелка глубокая, салатник, солонка и т.д.)

- Как называются приборы, которыми мы пользуемся при еде? (ложка, вилка, нож)

- Эта посуда называется “столовая”.

/Вывесить на доску полоску со словом “столовая”/

- Что мы еще с вами не назвали? (чашка, блюдце, сахарница и т.д.)

- Правильно, ребята. Зачем нам нужна такая посуда? (пить чай)

- Эта посуда называется “чайная”.

/Вывесить на доску полоску со словом “чайная”/

- Итак, посуда, в которой готовят еду, называется…. (кухонная)

- Посуда, из которой мы едим, называется … (столовая)

- Как называется посуда, из которой мы пьем чай? (чайная)

- Посуда бывает кухонная, столовая и чайная. Посмотрите, еще один таракан убежал.

/Шорох за дверью/

- Ребята, кажется под дверью кто-то копошится.

/“Федора” втаскивает в “комнату” корыто с посудой/

- Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пришли, мои немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Оболью вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять.

- Ребята, вернулась моя посуда. Только вот перепуталась вся: тут и тарелки и щетки, и утюги. Помогите мне разобраться. Возьмите в руки посуду, а ненужные вещи оставьте в корыте.

/Дети выбирают из корыта посуду: сковорода, кастрюля, супница, тарелки глубокие и плоские, стакан, глиняная чашка, пластмассовый стакан, сахарница, салатник, солонка…/

Работа по составлению предложений.

- Давайте посмотрим, что у нас осталось в корыте? (утюг, щетка, подсвечник, ножницы)

- Это не посуда.

- Тогда докажите, что у вас в руках именно посуда. Расскажите, что вы отобрали и как это применяют.

/Дети составляют предложения. Например: У меня в руках кастрюля. В ней варят суп, тушат картофель./

- Молодцы. Хорошие получились предложения. Вы убедили меня в том, что у вас в руках посуда. И еще один таракан убежал.

Закрепление умений словообразования прилагательных от существительных.

- Ребята, кто из вас знает, из чего делают посуду. (из дерева, пластмассы, глины, хрусталя, фарфора)

- Как назвать посуду, сделанную из стекла? (стеклянная посуда)

- Из пластмассы? Из хрусталя? Из глины? Из фарфора?

ФИЗМИНУТКА:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
Пейте чай, вода вскипела.

Осуществление анализа наглядных образов – предметов.

- Что мы сейчас изобразили? (чайник)

- А теперь я посмотрю, как хорошо вы знаете части посуды.

/На столик выставить чашку, чайник, стакан, кастрюлю с крышкой./

- Найдите общее в этих предметах. ( дно, стенки)

- Что значит “выпил до дна”? (ничего не осталось)

- Назовите особенности каждого предмета. Чем они отличаются друг от друга?

- Подумайте и скажите, какой предмет здесь лишний? (стакан – без ручки)

- Вот какие молодцы вы у меня! Долой еще одного таракана!!!

Итог занятия.

- Ну вот, с посудой разобрались. Осталось только расставить ее по местам.

/Дети расставляют посуду под соответствующими надписями на доске/

- Итак, Дима, что у тебя в руках? (кастрюля)

- К какому виду посуды относится кастрюля? (кухонная) и т.д.

- Замечательно справились с заданием. Теперь вся посуда расставлена по своим местам: кухонная посуда на столике для кухонной посуды, предметы чайного сервиза на столике для чайной посуды, а столовые приборы стоят на столике для столовой посуды.

- Вот и паутины больше нет!!! Слышу. Кто-то копошится опять за дверью…

/“Федора” вносит самовар с баранками /

- “А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит
Словно жар горит
И пыхтит и на бабу поглядывает:
“Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна,
Угощай своих детушек славненьких!”

/“Федора” угощает детей чаем с баранками. /