Цель: Закрепление знаний о звуках и буквах, чтение слов с изученными буквами, объяснение смысла литературного произведения – путаница.
1. Орг. момент.
2. Работа с алфавитом.
- Хором проговорить алфавит.
- Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
- Произнесите гласные звуки.
- Назовите буквы, которые могут обозначать два звука.
- Когда они обозначают два звука.
- Назовите гласные буквы, которые могут смягчать согласные звуки.
- Назовите буквы, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки.
- Назовите буквы, которые обозначают непарные глухие согласные звуки.
- Произнесите парные твердые звуки.
- Произнесите парные мягкие звуки.
- Произнесите звуки, которые всегда твердые.
- Произнесите звуки, которые всегда мягкие.
На доске скороговорка:
Ежик –
под елкой дома.
Ершик –
в тиши водоема.
- Прочитайте скороговорку. Несколько раз повторите. Скажите скороговорку быстро. (5 человек)
- Закрыли глаза. (Меняю местами слова ежик и ершик)
- Читаем, что получилось теперь.
Ершик –
под елкой дома.
Ежик –
в тиши водоема.
- Мы нарочно перепутали слова в этой скороговорке. Как называется такое литературное произведение. (Путаница)
- Какое стихотворение – путаницу мы читали
- Это стихотворение написал К.И.Чуковский (портрет).
- Какое это стихотворение
Веселое
Смешное
Небольшое
В нем все перепутано
- Давайте вспомним отрывок из стихотворения “Путаница”. Я начинаю, а вы заканчивайте.
Чтение отрывка из произведения.
- Что еще в этом стихотворении запутано, кроме звуков, которые произносят животные
Мышки кошку изловили…
Жабы по небу летают…
Рыбы по полю гуляют…
Лисички…море синее зажгли…
Тушили море пирогами…
Бабочка крылышками море потушила…
- Путаницы любили сочинять многие детские писатели. Как вы думаете – почему?
(Веселые, смешные, дети любят читать).
Страница 94 Азбуки.
- Прочитайте про себя отрывок из стихотворения Э. Успенского.
Чтение вслух.
- Прочитайте правильный отрывок. (На доске отрывок с картинками)
Ехал (картинка мальчика) на коне,
Вёл (картинка собачки) на ремне,
А (картинка старушки) в это время
Мыла (картинка кактуса) на окне.
- У вас на партах листочки с отрывком из этого стихотворения. Поставьте картинки героев в нужные места в предложениях.
- Прочитайте запутанный вариант. (На доске меняем картинки)
- Поменяйте картинки и у вас на листочках.
- Теперь самостоятельно придумайте свой вариант путаницы, поменяв местами картинки с изображением героев путаницы.
- Прочитайте вслух свой вариант. (На доске меняем картинки местами).
- А теперь я прочитаю вам то стихотворение, которое написал Э.Успенский. Оно называется “Память” (чтение стихотворения по книге)
По сюжету стихотворений – путаниц придуманы мультфильмы. Посмотрите один из них, который называется “Небылицы в лицах”. (Просмотр мультфильма).
Физкультминутка.
Скачет лягушонок
Ква – ква – ква (Прыжки на месте)Плавает утенок
Кря – кря – кря. (Руками имитируем плавание)Прыгает козленок
Ме – ме – ме. (Прыжки на одной ноге)А за ним ягненок
Бе – бе – бе. (Хлопки)
Меняем местами слова, которые говорят, что произносят животные. Повторяем тоже самое. (Два раза)
Скачет лягушонок
Кря – кря – кря. (Прыжки на месте)Плавает утенок
Ква – ква – ква
Кря – кря – кря. (Руками имитируем плавание)Прыгает козленок
Бе – бе – бе. (Прыжки на одной ноге)А за ним ягненок
Ме – ме – ме.Скачет лягушонок
Ме – ме – ме. (Прыжки на месте)Плавает утенок
Бе – бе – бе. (Руками имитируем плавание)Прыгает козленок
Ква – ква – ква (Прыжки на одной ноге)А за ним ягненок
Кря – кря – кря.
На столах лежат листочки с напечатанными стихотворениями. Чтение стихотворений про себя. Подчеркиваем те слова, которые, по вашему мнению, стоят не на месте, перепутаны. Советоваться с соседом по парте, у вас одинаковые стихотворения. (Работа в парах)
Поднимите руку те, у кого русская народная путаница “Ехала деревня”. Прочитайте эту путаницу.
Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута.
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон.
Лошадь погоняет
Мужики кнутом.
Поднимите руку те, у кого американская песенка “Ну и ну”. Прочитайте.
Кот пиликает на скрипке,
Тут не может быть ошибки.
А корова,
Ну и ну,
Перепрыгнула Луну!
На лугу танцуют рыбки,
Тут не может быть ошибки.
А кастрюля,
Ну и ну,
Залетела на сосну!
Поднимите руку те, у кого стихотворение А.Соснина “Чудеса”. Прочитайте.
Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шёл мешком,
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам.
Поднимите руку те, у кого стихотворение Ю. Коваля “Удивительная грядка”. Прочитайте.
У меня на грядке
Крокодил растёт.
А в реке, Москва – реке|
Огурец живёт.
Осенью на грядке
Крокодил поспел.
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел.
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в реке, Москва – реке
Клюнет на крючок –
Как вам это нравится?
Страшный кабачок.
Ох, когда ж на грядке
Будет всё в порядке?
Поднимите руку те, у кого путаница Г.Остера “Было так или не так”. Прочитайте.
Мы сегодня свой ковёр
Повели гулять во двор.
На качелях покатали
И мороженое дали.
Мы вчера своих сестер
Положили на забор.
Потрясли, потом побили,
Будет в доме меньше пыли.
В виде путаницы может быть и загадка.
Я читаю! Страница 14.
Чтение загадок. Сначала отгадки, которые рифмуются, а потом правильные отгадки.
Попробуйте превратить эти загадки в правильные.
Путаницы могут сочинять не только взрослые поэты, но и дети.
Азбука страница 94.
Чтение путаниц, которые сочинили первоклассники.
Понравились вам стихи – путаницы? Кто хочет попробовать сочинить свою путаницу? Это будет ваше домашнее задание.
Оценка работы учащихся.
Заключение.