Урок математики в 4-м классе по теме "Понятие скорости. Единица скорости"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сформулировать представление о новой величине “скорость” и единицах ее измерения.
  2. Соотнесение зависимостей между скоростью, временем и расстоянием с графическими моделями и выражение их в буквенном виде.
  3. Учить использованию таблиц для фиксации и анализа условия текстовых задач.
  4. Введение в курс задач на движение с буквенными данными.
  5. Приучать аккуратно работать с чертежными инструментами.

Ход урока.

1 Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Найдите значение выражений и расшифруйте слово.

2628 3563 10965 61120 2470 970 103 304
               

В 657*4
Е 509*7
Л 2193*5
И 7640*8
Ч 7410:3
И 4850:5
Н 618:6
А 912:3

Что называется величиной? (то, что можно измерить)

Какие величины вы знаете? (масса, расстояние, температура, площадь, время…)

Сегодня мы с вами поговорим еще об одной величине. Чтобы узнать о какой величине пойдет речь, необходимо решить проблему.

3. Проблема.

Представьте, что нам надо рассудить спор двух друзей – Миши и Игоря. Они учатся в разных школах и никак не могут разобраться, кто из них быстрее бегает на лыжах. Миша на соревнованиях в своем классе прошел 60 м за 20 с, а Игорь – 45 м за 15 с. Каждый из них считает себя лучшим спортсменом: Игорь говорит, что затратил меньше времени, а

Миша с ним не соглашается – ведь он бежал большее расстояние. Выберите листок с именем того мальчика, кто по вашему мнению, пробежал быстрее.

Беседа

Учащиеся высказывают свои версии. В процессе беседы устанавливается, что ни время, ни расстояние сами по себе не являются характеристиками скорости движения, хотя скорость и зависит от них.

4. Постановка задачи.

О какой величине пойдет речь?

Что мы хотим узнать о ней?

(Установить, как измеряется скорость и как она связана со временем и расстоянием.)

Тема урока: “Скорость. Единицы измерения скорости”.

5.“Открытие” нового знания.

Что нужно сделать, чтобы разрешить спор ребят?

Подвести учащихся к мысли, что для сравнения скоростей Миши и Игоря нужно узнать, сколько метров пробежал каждый из них за 1 секунду. Миша пробежал за секунду

80:4=20 метров, а Игорь- 45:3= 15 метров. Значит, скорость Миши была больше, чем Игоря.

Вывод: СКОРОСТЬ характеризуется не временем отдельно и не расстоянием, а РАССТОЯНИЕМ, ПРОЙДЕННЫМ В ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ. Поэтому, чтобы найти скорость нужно расстояние разделить на время.

Так скорость автомобиля, который за 3 часа проехал 180 км, равна 180:3=60 км/ч

Соответствующий чертеж, который знакомит детей с графическим изображением движения, они должны нарисовать в тетради:

img1.gif (2204 bytes)

Обозначения единиц скорости: КМ/Ч, М/МИН, М/С, КМ/С.

Прибор для измерения скорости: спидометр

На шкале спидометра стрелкой показывается скорость, с которой движется тело.

6.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

7. Продолжение работы над темой.

А с какой же скоростью могут двигаться различные тела?

При решении задач необходимо учитывать значения скорости для определенных объектов.

Суждения о возможных значениях скоростей изображенных объектов.

Задание: выбрать для них подходящее значение скорости и соединить линиями.

Объект Значение скорости
Пешеход 4 км/ч
велосипедист 18 км/ч
Лыжник 18 км/ч
Автомобиль 60 км/ч,45 км/ч,90 км/ч
Автобус 60 км/ч,45 км/ч,90 км/ч
Поезд 60 км/ч,45 км/ч,90 км/ч
Самолет 900 км/ч,1000 км/ч,2500 км/ч
Ракета 6 км/с
Лошадь рысью 13 км/ч

 Сравнить результат с образцом.

8. Решение задачи на нахождение скорости.

Скорость, время и расстояние принято обозначать латинскими буквами. Для удобства, условие задачи записывают в таблицу. Подготовьте, пожалуйста, таблицу, состоящую из трех столбцов и двух строк. Внесите в первую строку название величин

№ 11 (1)

Как найти скорость? ( Расстояние разделить на время)

9. Рефлексия.

Выполнение теста.

Тест.

1.Среди данных обозначений единиц измерения выбери 1) единицы измерения расстояния; 2) единицы измерения времени; 3) единицы измерения скорости.

Кг, т, с, км/ч, см, км, сут., ц, м, л, г, мин, м/мин, ч, м/с

1:
2:
3:

2.Выбери правильное утверждение и подчеркни его.

  1. Скорость – это расстояние между двумя точками.
  2. Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.
  3. Скорость- это быстрая езда.

3.Обведи кружком букву, которой обозначается:

А) скорость – s v m t p.

Б) время – s v m t p.

В) расстояние – s v m t p.

4.Соотнеси части одного и того же правила.

А)

Чтобы найти скорость, нужно… …расстояние разделить на время.

Чтобы найти время, нужно… …расстояние разделить на скорость.

Чтобы найти расстояние, нужно… …скорость умножить на время.

Б)

S= S : t
T= v * t
V= S : v

5.Как называется прибор для измерения скорости.

А) тонометр
Б) спидометр
В) амперметр.

О чем говорили на уроке? Что интересного узнали?

Что хотели бы узнать?

В завершении “Это интересно”.

Что вычитал интересного Андрей из энциклопедии, пока мы решали задачу?”

(Сообщение о развитии скоростного транспорта)

10. Д/З.

№ 12, стр. 5, сочинить задачу на нахождение скорости.