Цель: создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны всего лишь полвека назад; образ войны, в которой народ вновь, как в былые времена, сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою родину, но и весь мир от ужаса фашизма.
Оборудование: компьютерная презентация, Интернет-ресурсы, интерактивная энциклопедия “Большая детская энциклопедия”, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвеньи!(А. Твардовский)
II. Начало войны.
- Память... Она имеет начало, но не имеет конца. Вот уже более 65 лет всё и ждут, и ждут запаздавшие письма с войны и матери не верят похоронкам и невесты ждут, а сыновья стали взрослее своих отцов. И нет покоя вернувшимся, ибо каждый из них повторяет: "Я остался в живых, потому что кто-то погиб за меня". И их тела, возложенные в землю, давно стали землёй и благодаря одному сердцу, переставшему биться, на земле нашей стучат тысячи сердец!
- Мы сегодня поговорим о тех тяжёлых испытаниях, выпавших на долю нашего народа. Мы будем говорить о Великой Отечественной войне.
Проблемная вопрос: Что послужило началом этой войны?
- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы разделимся на группы:
- 1 группа – читает статью в учебнике;
- 2 группа – изучает статью в интерактивной энциклопедии “Большая детская энциклопедия”;
- 3 группа – изучает статью о Холокосте.
(Более 60 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе с Адольфом Гитлером. Они внушили немецкому народу, что он будет господином мира. Все остальные народы станут его безропотными рабами или будут полностью уничтожены. Гитлеровцы начали Вторую мировую войну. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами. Многих людей насильно увозили на работы в Германию, сжигали в печах, душили в газовых камерах).
Слайд 1 “Фашистская Германия”
- Кто были союзниками Германии и какие страны выступали против фашизма. Ответ на вопрос вы найдёте в учебнике (Самостоятельный поиск ответа на вопрос, выборочное чтение. Ответ на доске)
Слайд 2 “Союзники СССР и Германии”
III. Сражения Великой Отечественной войны.
Объявление войны.
- Для простых советских людей нападение оказалось неожиданным. В первый день на города у западных границ тысячами падали бомбы, по дорогам нашей страны маршировала фашистская пехота и мчались танки.
- Как вы думаете, что испытывали люди, когда слушали объявление о начале войны?
- Давайте его послушаем
Слайд 3 (просмотр фрагмента фильма “1418”)
- Тысячи людей записывались добровольцами в армию. Все люди, все народы Советского союза сплотились перед лицом страшной опасности. Но в первые годы войны враг был слишком силён и неудержимо рвался вперёд.
Слайд 4 (работа с картой по вопросам)
1. Битва за Москву.
Работа с учебником с. 22. Чтение вслух лучшими учениками.- Почему советские воины смогли дать отпор непобедимой в то время немецкой армии?
Слайд 5 (минута молчания)
2. Сталинградская битва.
Работа с учебником с. 23. Чтение вслух лучшими учениками.
- Почему эту войну называют Отечественной? Почему эту войну называют Великой?
4. Работа по изучению других сражений Великой Отечественной войны, используя Интернет – ресурсы.
План работы:
Найти даты:
- Защиты Брестской крепости;
- Обороны Ленинграда;
- Курской Битвы;
- Капитуляции Германии;
- Парада Победы.
Найти дополнительную информацию об этих событиях, используя даты, записанные раннее.
(По окончании работы подводится итог)
IV. Закрепление изученного. Работа в рабочих тетрадях и со слайдами презентации (6 - 9).
Термины:
- Вторая мировая война;
- Великая Отечественная война;
- Битва за Москву;
- Сталинградская битва;
- Фашисты.
V. Итог урока.
- Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей родины:
- стремление быть достойными их;
- наш долг ушедшим без времени неоплачен;
- наш долг любить Родину так как они;
- сделать для народа всё, что они не успели.
Герои не умирают. Они сегодня зовут вперёд. Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах!