Цели урока:
1. Познакомить учащихся с необходимыми
организму питательными веществами.
2. Через исследование качественного и
количественного состава питательных веществ в
различных продуктах, вывести способ выбора
рационального питания.
3. Воспитание полезных привычек и внимательного
отношения к своему здоровью.
Оборудование: тетрадь “Проверим себя”, таблицы для исследования количественного состава питательных веществ, этикетки от продуктов питания, карточки с меню, картинки с изображением овощей и фруктов, сообщение о ценности витаминов.
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы говорили о пищеварении и пищеварительной системе человека. Давайте вспомним какие органы образуют пищеварительную систему.
- Какую работу в организме человека выполняет пищеварительная система?
- Сейчас откройте тетради “Проверим себя” на стр. 38 и выполните задание № 1.
- Проверьте, правильно ли вы справились с заданием, по учебнику на стр. 147
- Поднимите руку, кто не допустил ошибок?
- У кого 1-2 ошибки?
II. Подготовка к усвоению нового материала.
- Продолжим работу в тетради. Найдите задание №2. Прочитайте текст,
- Как можно назвать такие советы? (Вредные)
- Вам нужно исправить некоторые слова, заменить их другими так, чтобы советы стали полезными.
- Какой же у вас получился текст?
- В связи с теми советами, которые мы сейчас услышали, у меня есть вопросы:
(Вопросы записаны на доске)
1. Какие питательные вещества получает человек с пищей?
2. Почему полезны овощи и фрукты?
3. Почему нужно питаться разнообразной пищей?
4. Что нужно помнить, чтобы правильно выбрать пищу?
- Цель нашего урока получить полные ответы на эти вопросы.
III. Усвоение нового материала.
- Для того, чтобы ответить на первый вопрос, прочитаем статью в учебнике на стр. 146
- Какие питательные вещества необходимы нашему организму?
- Для того, чтобы узнать сколько питательных веществ находится в продукте, нужно изучить данные на этикетке.
- Сейчас мы проведем практическую работу. (Задания практической работы в учебнике на стр. 146)
(На каждом столе этикетка от продуктов, таблица у каждого ученика. Точно такая же таблица на доске. Заполняется одновременно учениками и учителем. Идет коллективная работа.)
Название продуктов |
Состав: |
||
Белки |
Жиры |
Углеводы |
|
1. Рис 2. Лапша яичная 3. Молоко 4. Кефир 5. Сырок творожный 6. Масло подсолнечное “Олейна” 7. Масло сливочное “Пастушок” 8. Свинина тушеная 9. Мясо цыпленка 10. Горбуша 11. Несквик 12. Шоколад |
9 10 2,8 2,8 15 - 0,8 13 16 21 5 7,7 |
1,6 2 3,2 2,5 8 99,9 72,5 35 12 6 3 33 |
85,7 70 4,7 3,9 11,8 - 1,3 - - - 83,5 56,5 |
Рассмотрите таблицу и сделайте вывод:
- Какие продукты богаты белками?
- В каких продуктах больше всего жиров?
- Какие продукты богаты углеводами?
- Какие питательные вещества мы не исследовали в таблице?
(Витамины)
- А о витаминах нам расскажет…(сообщение ребенка)
Витамины.
В овощах, фруктах и ягодах много полезного и необходимого для человеческого организма. Главное их “богатство” - витамины.
Витамин С. Это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Больше всего этого замечательного витамина содержится в черной смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке, петрушке.
Витамин А. Необходим для роста и развития человека. Помогает нам видеть, делает нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах, абрикосах и петрушке.
Витамин B1. Помогает мышцам быть сильными. Улучшает память, поднимает настроения. Витамин B1 есть в помидорах, чесноке, сливах, винограде.
Витамин В2. Чтобы кожа и волосы были красивыми и здоровыми, зрение – хорошим, а настроения – всегда отличным, нужен витамин В2. Его много в свежем шиповнике, зелёном луке и укропе, капусте.
Витамин В6. Так называют витамин, который делает здоровой нашу кровь, улучшает память, повышает настроение, придает силы. Он содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке, землянике.
- И так мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Давайте представим себе дом из кирпича. Кирпичи – это белки. Но дом не будет построен без пола, потолка и крыши. Для этого нужны доски. Доски – это жиры. Но их нужно гораздо меньше, чем кирпичей. В доме должны быть двери и окна. Двери – углеводы, окна – витамины. Если мы построим дом с большим количеством дверей, то дом будет не красивым, но и без них дом не построишь. А вот если в доме будет только одно окно, этот дом будет не уютным. Окон должно быть больше, чем дверей. [1]
- Из этого нужно сделать вывод:
- Для того, чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной. В выборе продуктов питание нам поможет таблица, которую мы составили.
- Но мало знать о питательных веществах, еще нужно знать и соблюдать правила правильного питания. О них мы прочитаем на стр.148. (Обсуждение с детьми каждого правила)
- Давайте сделаем вывод о том, что нужно знать и помнить, чтобы правильно питаться?
- Знать содержание питательных веществ в продуктах.
- Помнить правила правильного питания.
IV. Первичная проверка.
- Пользуясь способом, который мы получили, выполните задание “Подумай” на стр.149.
- Вам предлагается меню завтрака, обеда и ужина. Обведите в кружочек те блюда, которые бы вы выбрали с учетом тех знаний, которые получили на уроке.
Завтрак |
Обед |
Ужин |
|
|
|
V. Итог урока.
- Давайте вернемся к тем вопросам, которые записаны на доске.
- Дайте на них полные ответы. (Ответы детей на каждый вопрос)
VI. Домашнее задание.
- Расскажите о питательных веществах, содержащихся в разных продуктах питания и правила правильного питания своим родителям.
- Проверьте себя по вопросам на стр. 148.
Литература:
1. “Здоровье на тарелке” - Минск: ИООО “Красико – Принт”, 2005.