Классный час по теме "Путешествие в страну Законию" для учащихся 2-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Тема: “Путешествие в страну Законию”

Цель: формирование представлений учащихся о Конституции как Основном законе РФ, правах гражданина России, воспитание гражданина России.

Форма: классный час с элементами игры.

План:

I. Вступительное слово (учитель и дети 4 человека).

II. Основная часть:

а) Станция “Знайка”.
б) Станция “Угадайка”.
в) Станция “Читайка”.
г) Станция “Закрепляйка”.
д) Станция “Добавляйка”.

III. Итог станция “Проверяйка”.

Оборудование:

1.Учебник “Литературное чтение” 2 кл. I часть.   Автор О.В. Кубасова стр. 106–107. “Про то, для кого Вовка учится” (по ролям).

2.Фонограмма песни “Мы едем, едем, едем…”.

3. Магнитофон.

4.Рисунки:

5.Слова: Можно, нельзя, приглашение посетить страну Законию,

Рисунок Совы.

6.Конституция РФ.

7.Книга “Ваши права” (Шабельник Е.С., Камирцева Е.Г.)

8.Название станций 6 штук,

9.Дидактическое пособие “Права ребенка”.

10. 11 букв – отдельно каждая, чтобы составить слово КОНСТИТУЦИЯ,

11. 24 буквы и знак “!” чтобы составить предложение “Знай свои права – уважай чужие!” 12.рисунки детей, где они сами изображали права.

13.Право на учебу, право на отдых, право на медицинский уход, право на воспитание в семье.

14.Рисунок паровоза.

15. Магниты 30шт.

16.Слова для детей.

17.Фломастеры.

I. Вступительное слово учителя и детей.

Игровая ситуация.

Мы много путешествуем с вами. Но сегодня нам пришло необычное приглашение посетить страну Законию. (показываю приглашение ребятам),её нам принесла Мудрая Сова (рисунок). Страна Закония удивительная страна, ее нет на карте, но познакомиться с ее жителями будет интересно. Жители страны Законии – люди гостеприимные, доброжелательные. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях и порядках. Но так было не всегда.

  • Послушайте о чем нам поведают ребята.

1.Люткевич Максим:

- Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разному. В государстве Можно все было разрешено.

Учитель:

-Как вы думаете, что разрешалось в этом государстве

-Ребята, это хорошо или плохо когда всё разрешается?

Рисунки

1. Мусор по школе, в кабинете.
2. Испорченные парты, шкафы, стулья.
3. В столовой тарелки с грязной посудой на столах.
4. Оскорбление в школе.

2. Заварницын Вова:

  • А в другом государстве. Нельзя жители жили совсем иначе. Там многое запрещалось.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, что могло запрещаться в этом государстве?

Рисунки

1. Чистая школа, кабинеты.
2. В хорошем состоянии парты, шкафы, стулья.
3. В столовой нет грязных тарелок на столах.
4. Люди общаются друг с другом вежливо.

3. Мачнева Настя:

Государство Можно и Нельзя постоянно враждовали между собой. И вот однажды государство Можно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Не трудно догадаться что тут началось. В бывшем государстве Нельзя стало процветать вседозволенность. Постепенно государство Можно пришло в упадок.

Учитель:

-Ребята, как же быть?
-Как найти выход из этого положения?
-А теперь послушайте, к какому решению пришли государства?

4. Пыжьянова Света

-Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установили порядок, а все жители этой страны стали счастливы и довольны.

Учитель:

-Как вы думаете, почему страна Закония стала процветающей т.е. лучшей?

Ответ: в стране Законии установили порядок, т.е. жители стали жить по законам.Они стали уважать права других людей и выполнять свои обязанности.

Учитель:

-А как мы с вами живём?

-По закону или без закона?

-Где находиться страна Закония?

Ответ: таковой страной является наша страна.

А в какой стране вы живёте, как она называется?

II. Основная часть.

Итак, мы отправляемся с вами в страну Законию.

- На чем можно отправиться в путешествие?

(На самолете, поезде, пароходе, автобусе)

- Давайте мысленно представим, что мы путешествуем на поезде. Машинистом будет Женя. Повторяйте за ним речеговорку.

Женя: Паравоз кричит “Ду-ду. Я иду, иду, иду” (имитирует движение паровоза проговаривая “Чух-чух-чух”)

Стоп машина!

1.Станция “Знайка”

Прибыли на станцию (хором) – “Знайка” (показывает указкой на станцию).

Тихо сели. Внимательно послушайте задание.

Задание (работа в парах):

На этой станции для приготовлены интересные задания. Посоветуйтесь с соседом по парте и отгадайте слово, которое спряталось в этих буквах.

К О Н С Т И Т У Ц И Я

  • Чья пара готова, поднимите руки.
  • Какое слово составила ваша пара? (2–3 спрос.)
  • Кто слышал это слово и где?
  • Что оно обозначает?

На доске:

Конституция – это сборник всех законов по которым живут люди.

Показываю книгу.

В этом сборнике написано всё для взрослых, а чтобы было понятно вам – написана другая книга, которая называется “Ваши права”

Показ.

Всё, что вы успели прочитать, пригодиться вам сегодня на занятии.

- Вспомните какие права вы запомнили из этой книги?

  • право на жизнь
  • право на образование
  • право на отдых
  • право на свободу и неприкосновенность
  • право на медицинское обслуживание

Молодцы ребята!

Наше путешествие продолжается.

Прочитайте до какой станции мы добрались?

2 станция “Угадайка” (работа по группам) Приглашены родители детей.

На этой станции будем работать в группах.Давайте разделимся на группы по интересам

За столик №1 к Татьяне Николаевне сядут мальчики, которые занимаются в спортивных секциях (А.Ж, К.Н.,Ш.Э.,З. В., А.С.).

За столик №2 к Елене Викторовне садятся девочки, которые занимаются спортивной аэробикой и танцами. (Х.Л., М.Н., А.О., Л.А., К.Н.).

За столик №3 к Надежде Сергеевне сядут дети, которые посещают кружок “Художесвенное слово” (П.С., Г.К., Н.Д., Ш.Н., Р.И.).

За столик №4 к Алёне Анатольевне, сядут ребята, которые любят заниматься другими полезными делами. (З.В., Щ.Н., З.О., Л.М., К.В.).

Задание:ребята, на этой станции задание приготовили для вас мамы.

Послушайте задание.

Посоветуйтесь со всеми ребятами в группе и угадайте какое право изобразил художник на картинке.

Как будете готовы – вся группа встаёт.

-Вспомним правила работы в группе.

1.Будь вежлив с товарищами.
2.Умей выслушать мнение каждого.
3.Доказывай своё мнение.
4.Выберите представителя от группы.
5.Внимательно выслушай мнение другой группы.
6.Задай вопрос на понимание.

А теперь проверим правильный ответ.

Угадали вы, или нет.

Открываем право, читает вся группа хором, или 1 человек.

Молодцы, ребята – смогли справиться с трудным заданием.

Продолжаем наше путешествие дальше.

Прочитайте до какой станции мы добрались.

3 станция “Читайка”

А на этой станции вопрос хотят задать вам ваши одноклассники.

А вопрос такой – говорит Лиля:

-Послушайте произведение и отгадайте, о каком праве здесь говорится?

Роли исполняют:

Автор – Хабибрахманова Лилия.
Папа – Киприянов Влад.
Бабушка - Гущина Кристина.
Мама – Лисанова Алена.
Шурик – Зиганшин Влад.

Ответ: (в этом произведении речь идет о праве на учебу, т.е. каждый человек имеет право на образование).

  • Для кого и для чего учитесь вы?
  • Выскажите свое мнение (1 чел. от группы).

Двигаемся дальше.

4 станция “Закрепляйка”

В путешествие вы взяли интересные рисунки, покажите их (все поднимают рисунки вверх, показывают).

Как вы здорово нарисовали, молодцы!

Задание:

Выберите 1 рисунок от группы и загадайте для других, какое право вы на нем изобразили, нужно отгадать. Правильно обращайтесь к гостям (скажите пожалуйста, какое право изображено на рисунке).

Вопрос гостям:

Уважаемые гости, отгадайте какое право здесь изображено?(Агафонов Е.)

1 рисунок – (Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды).

Уважаемые родители, отгадайте право? (МачневаА)

2 рисунок – (Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жесткому или небрежному обращению.)

Уважаемая Алевтина Андрияновна, а какое право здесь изображено?

3 рисунок – (Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.)

Учитель: ребята, а теперь вы отгадайте какое право здесь изображено?

4 рисунок – (Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.)

Ребята, я напоминаю вам что у вас есть право на отдых и предлагаю спеть песню.

(Песня “Мы едем, едем, едем…”)

Движение под песню “Мы едем, едем, едем…”

Вот так с хорошим настроением мы и добрались до следующей станции.

5 станция “Добавляйка”

О правах детей мы поговорили, а какие же права есть у родителей?

Родители:

Мы посовещались и хотим дать слово человеку, профессия,которого связана с разъяснением людям всех прав и обязанностей.

(Алена Анатольевна – юрист, 2 мин. кратко – договориться с ней, о чем будет речь)

Примерно: ст.26 (3)

  1. Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей.
  2. ст.24
  3. каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.

  4. ст.21 (1,2)
  • Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной.
  • Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

III. Итог.

6 станция “Проверяйка”

Наше путешествие подходит к концу и на перроне нас ждет Проверяйка.

Задание:

(Психологический фон занятия определить по цветам)

У вас на парте лежат буквы, закрасьте буквы по своему настроению, соберем из букв слова и составим предложение.

(Вся группа выходит по очереди)

Прочитайте хором, что у нас получилось - Знай свои права – уважай чужие!

Как вы думаете, что обозначает это предложение?

Учитель:

-Знай свои права – этому мы учились сегодня. Уважай чужие –этому мы будем учиться на следующих занятиях и в течении всей школьной жизни.

-Почему нужно знать свои права? (зная права мы можем за них бороться и закон будет на нашей стороне)

-При нарушении ваших прав вы можете обратиться к взрослым.

-В нашей школе есть социальная служба, а в городе существует телефон доверия, куда можно обратиться если возникли проблемы.

Ребята, пусть в вашей жизни всегда будут люди, которые вам подскажут и помогут в трудную минуту. Всего вам доброго!

Спасибо за работу. Занятие закончено.