Тема: “Путешествие в страну Законию”
Цель: формирование представлений учащихся о Конституции как Основном законе РФ, правах гражданина России, воспитание гражданина России.
Форма: классный час с элементами игры.
План:
I. Вступительное слово (учитель и дети 4 человека).
II. Основная часть:
а) Станция “Знайка”.
б) Станция “Угадайка”.
в) Станция “Читайка”.
г) Станция “Закрепляйка”.
д) Станция “Добавляйка”.
III. Итог станция “Проверяйка”.
Оборудование:
1.Учебник “Литературное чтение” 2 кл. I часть. Автор О.В. Кубасова стр. 106–107. “Про то, для кого Вовка учится” (по ролям).
2.Фонограмма песни “Мы едем, едем, едем…”.
3. Магнитофон.
4.Рисунки:
5.Слова: Можно, нельзя, приглашение посетить страну Законию,
Рисунок Совы.
6.Конституция РФ.
7.Книга “Ваши права” (Шабельник Е.С., Камирцева Е.Г.)
8.Название станций 6 штук,
9.Дидактическое пособие “Права ребенка”.
10. 11 букв – отдельно каждая, чтобы составить слово КОНСТИТУЦИЯ,
11. 24 буквы и знак “!” чтобы составить предложение “Знай свои права – уважай чужие!” 12.рисунки детей, где они сами изображали права.
13.Право на учебу, право на отдых, право на медицинский уход, право на воспитание в семье.
14.Рисунок паровоза.
15. Магниты 30шт.
16.Слова для детей.
17.Фломастеры.
I. Вступительное слово учителя и детей
.Игровая ситуация.
Мы много путешествуем с вами. Но сегодня нам пришло необычное приглашение посетить страну Законию. (показываю приглашение ребятам),её нам принесла Мудрая Сова (рисунок). Страна Закония удивительная страна, ее нет на карте, но познакомиться с ее жителями будет интересно. Жители страны Законии – люди гостеприимные, доброжелательные. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях и порядках. Но так было не всегда.
- Послушайте о чем нам поведают ребята.
1.Люткевич Максим:
- Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разному. В государстве Можно все было разрешено.
Учитель:
-Как вы думаете, что разрешалось в этом государстве
-Ребята, это хорошо или плохо когда всё разрешается?
Рисунки
1. Мусор по школе, в кабинете.
2. Испорченные парты, шкафы, стулья.
3. В столовой тарелки с грязной посудой на столах.
4. Оскорбление в школе.
2. Заварницын Вова:
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, что могло запрещаться в этом государстве?
Рисунки
1. Чистая школа, кабинеты.
2. В хорошем состоянии парты, шкафы, стулья.
3. В столовой нет грязных тарелок на столах.
4. Люди общаются друг с другом вежливо.
3. Мачнева Настя:
Государство Можно и Нельзя постоянно враждовали между собой. И вот однажды государство Можно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Не трудно догадаться что тут началось. В бывшем государстве Нельзя стало процветать вседозволенность. Постепенно государство Можно пришло в упадок.
Учитель:
-Ребята, как же быть?
-Как найти выход из этого положения?
-А теперь послушайте, к какому решению пришли
государства?
4. Пыжьянова Света
-Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установили порядок, а все жители этой страны стали счастливы и довольны.
Учитель:
-Как вы думаете, почему страна Закония стала процветающей т.е. лучшей?
Ответ: в стране Законии установили порядок, т.е. жители стали жить по законам.Они стали уважать права других людей и выполнять свои обязанности.
Учитель:
-А как мы с вами живём?
-По закону или без закона?
-Где находиться страна Закония?
Ответ: таковой страной является наша страна.
А в какой стране вы живёте, как она называется?
II. Основная часть.
Итак, мы отправляемся с вами в страну Законию.
- На чем можно отправиться в путешествие?
(На самолете, поезде, пароходе, автобусе)
- Давайте мысленно представим, что мы путешествуем на поезде. Машинистом будет Женя. Повторяйте за ним речеговорку.
Женя: Паравоз кричит “Ду-ду. Я иду, иду, иду” (имитирует движение паровоза проговаривая “Чух-чух-чух”)
Стоп машина!
1.Станция “Знайка”
Прибыли на станцию (хором) – “Знайка” (показывает указкой на станцию).
Тихо сели. Внимательно послушайте задание.
Задание (работа в парах):
На этой станции для приготовлены интересные задания. Посоветуйтесь с соседом по парте и отгадайте слово, которое спряталось в этих буквах.
К О Н С Т И Т У Ц И Я
- Чья пара готова, поднимите руки.
- Какое слово составила ваша пара? (2–3 спрос.)
- Кто слышал это слово и где?
- Что оно обозначает?
На доске:
Конституция – это сборник всех законов по которым живут люди. |
Показываю книгу.
В этом сборнике написано всё для взрослых, а чтобы было понятно вам – написана другая книга, которая называется “Ваши права”
Показ.
Всё, что вы успели прочитать, пригодиться вам сегодня на занятии.
- Вспомните какие права вы запомнили из этой книги?
- право на жизнь
- право на образование
- право на отдых
- право на свободу и неприкосновенность
- право на медицинское обслуживание
Молодцы ребята!
Наше путешествие продолжается.
Прочитайте до какой станции мы добрались?
2 станция “Угадайка” (работа по группам) Приглашены родители детей.
На этой станции будем работать в группах.Давайте разделимся на группы по интересам
За столик №1 к Татьяне Николаевне сядут мальчики, которые занимаются в спортивных секциях (А.Ж, К.Н.,Ш.Э.,З. В., А.С.).
За столик №2 к Елене Викторовне садятся девочки, которые занимаются спортивной аэробикой и танцами. (Х.Л., М.Н., А.О., Л.А., К.Н.).
За столик №3 к Надежде Сергеевне сядут дети, которые посещают кружок “Художесвенное слово” (П.С., Г.К., Н.Д., Ш.Н., Р.И.).
За столик №4 к Алёне Анатольевне, сядут ребята, которые любят заниматься другими полезными делами. (З.В., Щ.Н., З.О., Л.М., К.В.).
Задание:ребята, на этой станции задание приготовили для вас мамы.
Послушайте задание.
Посоветуйтесь со всеми ребятами в группе и угадайте какое право изобразил художник на картинке.
Как будете готовы – вся группа встаёт.
-Вспомним правила работы в группе.
1.Будь вежлив с товарищами.
2.Умей выслушать мнение каждого.
3.Доказывай своё мнение.
4.Выберите представителя от группы.
5.Внимательно выслушай мнение другой группы.
6.Задай вопрос на понимание.
А теперь проверим правильный ответ.
Угадали вы, или нет.
Открываем право, читает вся группа хором, или 1 человек.
Молодцы, ребята – смогли справиться с трудным заданием.
Продолжаем наше путешествие дальше.
Прочитайте до какой станции мы добрались.
3 станция “Читайка”
А на этой станции вопрос хотят задать вам ваши одноклассники.
А вопрос такой – говорит Лиля:
-Послушайте произведение и отгадайте, о каком праве здесь говорится?
Роли исполняют:
Автор – Хабибрахманова Лилия.
Папа – Киприянов Влад.
Бабушка - Гущина Кристина.
Мама – Лисанова Алена.
Шурик – Зиганшин Влад.
Ответ: (в этом произведении речь идет о праве на учебу, т.е. каждый человек имеет право на образование).
- Для кого и для чего учитесь вы?
- Выскажите свое мнение (1 чел. от группы).
Двигаемся дальше.
4 станция “Закрепляйка”
В путешествие вы взяли интересные рисунки, покажите их (все поднимают рисунки вверх, показывают).
Как вы здорово нарисовали, молодцы!
Задание:
Выберите 1 рисунок от группы и загадайте для других, какое право вы на нем изобразили, нужно отгадать. Правильно обращайтесь к гостям (скажите пожалуйста, какое право изображено на рисунке).
Вопрос гостям:
Уважаемые гости, отгадайте какое право здесь изображено?(Агафонов Е.)
1 рисунок – (Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды).
Уважаемые родители, отгадайте право? (МачневаА)
2 рисунок – (Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жесткому или небрежному обращению.)
Уважаемая Алевтина Андрияновна, а какое право здесь изображено?
3 рисунок – (Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.)
Учитель: ребята, а теперь вы отгадайте какое право здесь изображено?
4 рисунок – (Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.)
Ребята, я напоминаю вам что у вас есть право на отдых и предлагаю спеть песню.
(Песня “Мы едем, едем, едем…”)
Движение под песню “Мы едем, едем, едем…”
Вот так с хорошим настроением мы и добрались до следующей станции.
5 станция “Добавляйка”
О правах детей мы поговорили, а какие же права есть у родителей?
Родители:
Мы посовещались и хотим дать слово человеку, профессия,которого связана с разъяснением людям всех прав и обязанностей.
(Алена Анатольевна – юрист, 2 мин. кратко – договориться с ней, о чем будет речь)
Примерно: ст.26 (3)
- Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних детей.
- ст.24
- ст.21 (1,2)
каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.
- Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной.
- Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
III. Итог.
6 станция “Проверяйка”
Наше путешествие подходит к концу и на перроне нас ждет Проверяйка.
Задание:
(Психологический фон занятия определить по цветам)
У вас на парте лежат буквы, закрасьте буквы по своему настроению, соберем из букв слова и составим предложение.
(Вся группа выходит по очереди)
Прочитайте хором, что у нас получилось - Знай свои права – уважай чужие!
Как вы думаете, что обозначает это предложение?
Учитель:
-Знай свои права – этому мы учились сегодня. Уважай чужие –этому мы будем учиться на следующих занятиях и в течении всей школьной жизни.
-Почему нужно знать свои права? (зная права мы можем за них бороться и закон будет на нашей стороне)
-При нарушении ваших прав вы можете обратиться к взрослым.
-В нашей школе есть социальная служба, а в городе существует телефон доверия, куда можно обратиться если возникли проблемы.
Ребята, пусть в вашей жизни всегда будут люди, которые вам подскажут и помогут в трудную минуту. Всего вам доброго!
Спасибо за работу. Занятие закончено.