Цели:
– воспитание любви к своей родине,
– воспитание уважения к национально-культурным традициям народов Башкортостана, развитие и сохранение их обычаев и традиций,
– развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры своего родного края.
Форма проведения: игра-путешествие по станциям.
Место проведения: 7 специально оформленных кабинетов под тематические станции:
1. Лингвистическая,
2. Литературно-фольклорная,
3. Памятники природы и культуры,
4. Государственные символы РБ и РФ,
5. Игровая,
6. Национальная кухня.
7. Творческая «Мы изготавливаем Ковер Дружбы».
Подготовительная работа: Класс делится на 5 команд. Игру проводят вожатые-старшеклассники. Учащимся заранее предложен круг вопросов, которые будут ставиться в ходе игры с тем, чтобы учащиеся подготовились, а также на станцию «Национальная кухня» специальное задание: приготовить национальное блюдо русской и башкирской кухни, красочно оформить и представить рецепты этих блюд.
Оформление, оборудование:
– таблички на дверях кабинетов с указанием станций,
– компьютер и файлы Программы-презентации «По моей Республике»,
– аудиомагнитофон с записью Гимна РФ и РБ,
– плакаты с изображением флага, Герба РФ и РБ,
– выставка книг «Моя родина – Россия, Башкортостан»,
– лист ДВП размером 100+100см и набор необходимых материалов для изготовления «Ковра Дружбы»: одноразовые бокалы (по количеству учеников), гуашь 6–12 цветов, мука, масло растительное, соль, клей ПВА, вода, полотенца, вода для мытья рук.
План проведения: В помещении, оборудованном компьютером, проводится Старт Игры. В исполнении детей звучит литературно-музыкальная композиция «В семье единой», группам вручаются «Маршрутные Листы» с указанием порядка движения по станциям (см. Приложение). Группы уходят по маршруту (время нахождения на каждой станции ограничено 5–6 минутами согласно графику). На каждой станции в «Маршрутный Лист» ставятся оценки по 5-балльной системе. После прохождения всех станций ученики собираются в стартовом помещении, где будут изготовлять «Ковер дружбы», символ единения всех наций и народностей, населяющих нашу Родину, Республику Башкортостан. Рефлексивно-оценочный этап. Затем подводятся итоги. Награждение. Чаепитие.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Кабинет красочно оформлен. Плакаты с
изображением государственной символики России и
Республики Башкортостан. Рисунки детей «Моя
родина», книжная выставка «Моя родина – Россия,
Башкортостан».
Вступительное слово учителя.
Демонстрируются слайды компьютерной
презентации «По моей Республике».
Литературно-музыкальная композиция «В семье единой»
«Откуда родом ты?» –
Меня спросили.
И я ответил гордо:
« Из России,
А если говорить точней –
С Урала я.
Там родина – Башкирия моя».
Наш дом родной – Башкортостан –
Народов разных дружная семья.
Здесь наших предков первобытный стан –
У эпохальных вех история своя.
Приветствую тебя, страна благословенна
Страна обилия и всех земных богатств.
На любой карте наша республика похожа своими
очертаниями на человеческое сердце. Про хорошего
человека говорят: «У него доброе сердце», а что
можно сказать о нашей республике?! – Очень
многое.
Нам есть чем гордиться – прекрасна природа
нашего края, красивы наши города и села, богаты
полезными ископаемыми недра республики. Но самое
главное богатство – это люди.
Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу.
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили.
Храни огонь родного очага!
Горят самоцветы Урал-горы
Под небом лазоревым дотемна.
Не так ли дружба наша с тобой
Негаснущим солнцем озарена?
Сбегают с Урал-горы ручейки,
Начало реки – в глубине родника.
И наши судьбы,
Сливаясь в одну,
Текут, Россия, как Волга-река.
Ты – синяя звездная высота,
Надежда моя
И моя мечта.
Простор неоглядный, родные края –
Россия, единственная наша судьба!
Россия и Башкортостан – вместе на века!
Звучит Государственный Гимн России и Государственный Гимн Республики Башкортостан. Приглашение к путешествию. Вручение «Маршрутных листов».
Станция «Лингвистическая»
Родной язык мой, ты – как древний лес,
Где есть такие чащи и поляны,
Куда вхожу я, будто в мир чудес,
Где все звучит светло и необманно.
Тамара Искандарова
Приветственное слово членов жюри.
Задания.
1. Разгадать кроссворд «Школа».
Ответы:
1. kэлэм,
2. дэфтэр,
3. ручка,
4. makma,
5. одmэл,
6. китап.
2.Угадай букву и придумай слова, начинающиеся с этой буквы:
Э О К Y
3. Проверим вашу грамотность
Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
– Я одел пальто и пошел гулять.
– Дружба спаивает товарищей.
– Наш класс гремит по всей школе хорошими
отметками.
– Я взял книгу с этажерки и переставил ее на
другое место.
– Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя
ножками.
– У дороги стоял пожилой дуб.
– Степа присел на пенек, собиравший грибы.
–Наша команда проиграла благодаря отсутствию
двух ведущих спортсменов.
4.Соедините слова из левой колонки с подобными им по смыслу в правой части задания.
Вор Сливки Возлюбленная Подросток Иностранец Прием пищи Солнце Ягненок Жизнь |
Живот Отрок Трапеза Ярило Вершки Тать Агнец Немец Зазноба |
Станция «Литературно-фольклорная»
Открой мне, книга, сокровища свои,
Из чистых родников меня знаньем напои.
Рашит Нигмати
Приветственное слово членов жюри.
Задания:
1.Какие русские писатели в своих произведениях изображали Башкирский край?
2. Отгадайте башкирские загадки.
Гибкая все лето она
Белый пух – ее наряд,
Глазки фиолетово
Осенью горят. (Черемуха)
Ростом – так себе, с кулак.
А вот шуб не снять никак. (Капуста)
Игрушка мала,
А в ней – на пчеле пчела. (Огурец)
Цветет белым-бело,
А плоды красные. (Яблоко)
Без отца, без матушки
Оранжевый домок.
Уместил ребятушек –
Сколько мог. (Тыква)
3. Найдите эквивалент в русских пословицах.
А) В своем доме – горшок с водой, в чужом –
горшок с маслом. (В чужом саду яблоки
вкуснее)
Б) У кого много друзей, у того много сил. (Не имей
сто рублей, а имей сто друзей)
В) Егета по его другу узнают. (Скажи, кто твой
друг, и я скажу, кто ты)
Г) Кто не спит – с добычей будет. (Поздняя
пташка глазки открывает, ранняя пташка зобик
набивает. Кто рано встает, тому бог подает.)
Д) Решайся – и в работу впрягайся. (Назвался
груздем – полезай в кузов.)
Станция «Игровая»
В празднике, в игре познается народ...
Приветствие членов жюри.
Задание: представить и показать национальную игру башкирского и русского народов.
Станция «Национальная кухня»
На широких нарах – богатый стол:
Сэксэк, куллама, ватрушки...
Приветствие членов жюри.
Домашнее задание: подготовить по одному блюду башкирской и русской кухни. Красочно оформить рецепт блюда и представить его.
Станция «Государственные символы Российской Федерации и Республики Башкортостан»
О музыка свободы и любви –
Святой источник языка родного!
Лишь добротой полны цветы твои,
Не злу, а счастью служит твое Слово.
С тобою мир мой ясен и велик.
С тобой душа к высокому стремится.Тамара Искандарова
Приветственное слово членов жюри.
Вопросы:
1. Что входит в понятие «Государственная
символика»?
2. Кто автор слов и музыки Гимна России?
3. Кто автор музыки Гимна Республики
Башкортостан?
4. Опишите Государственный Флаг России.
5. Опишите Государственный Флаг Республики
Башкортостан.
6. Расскажите о Государственном Гербе России.
7. Расскажите о Государственном Гербе Республики
Башкортостан.
Станция «Памятники природы и культуры народов Республики Башкортостан»
Какое солнце всходит над горами,
Как хорошо и радостно в душе!
Я день встречаю звонкими словами:
Цвети, земля, цвети и хорошей!..Хай Мухамедьянов
Приветственное слово членов жюри.
Вопросы.
1. Какие памятники археологии на территории Республики Башкортостан вы знаете? Где они расположены? (Башиевский микрорайон, Капова пещера – Бурзянский район, Мавзолей Бэкдэбикэ, Мавзолеи Турахана, Хусейнбека – Чишминский район.)
2. Демонстрируются фотографии памятников культуры г. Уфы (набор открыток). Нужно назвать памятник или здание, указать, где они расположены, назвать автора сооружения, год открытия:
– монумент Дружбы народов,
– памятник Салавата Юлаева,
– здание Театра оперы и балета,
– здание Башкирского театра драмы имени М.Гафури,
– здание Русского драматического театра.
Станция «Творческая»
«Мы ткем Ковер Дружбы»
Наш дом родной – Башкортостан –
Народов разных дружная семья.
Здесь наших предков первобытный стан –
У эпохальных вех история своя.
Издавна на земле Башкортостана жили люди
разных национальностей и продолжают жить в семье
единой. 2007-й год в Республике Башкортостан
является годом 450-летнего юбилея добровольного
вхождения Башкирии в состав Русского
Государства, Годом единства. Сегодня мы с вами на
самой заключительной станции – «Творческой» –
будем ткать так называемый «Ковер Дружбы».
Разные цвета и оттенки нашего «Ковра» – это
разные люди, их чувства, дела, творения. Но общее
для нас всех – это наша Родина, Россия,
Башкортостан. И «Ковер Дружбы» – это наше первое
творческое дело по укреплению нашей Единой
Семьи.
(Подходим к столу, на котором приготовлены все
необходимые материалы.) Без чего нет дружбы? –
Без доброго отношения к людям. – Насыпаем в
каждый стакан по 2 ложки добра (мука). А добро
всегда побеждает какие-то неприятности, зло.
(Кладем в стакан по 1,5 ложки соли). Масло, или
добрые слова на родном языке помогают нам лучше
понять друг друга – (наливаем по 0,3 ложки масла
растительного). Все хорошо перемешиваем. Это –
вечный дар – чистая вода – она дается нам на века
нашими предками, нашими прабабушками и
прадедушками, бабушками и дедушками, папами и
мамами. И мы передаем ее из поколения в поколение.
Вода. (Наливаем ее, хорошо перемешиваем, чтобы
получилось тесто такой консистенции, как на
блины). Для того, чтобы наша дружба между народами
стала крепкой, положим сюда клей ПВА (2 ложки). А
раскрасим наш ковер разноцветными красками.
Каждый кладет по 1 чайной ложке гуашь любого
цвета. Хорошо перемешиваем. Выливаем на лист ДВП
в круг по очереди, затем проводим ровные лучики
из центра круга. Получился красивый «Ковер»,
похожий на звезду, – наш «Ковер Дружбы».Пусть наш
«Ковер» станет символом дружбы всех народов
Республики Башкортостан, проживающих «в семье
единой». Через 1.5 суток он высохнет, и мы поместим
его в класс как память о нашем празднике,
посвященном Году единства и 450-летию
добровольного вхождения Башкирии в состав
Русского Государства. Спасибо всем за участие.
Приглашаем всех на чаепитие.
Рефлексивно-оценочный этап
На выходе из кабинета на лист ватмана нанесено изображение стилизованного цветка Курай. Рядом лежат разноцветные полоски бумаги, из них дети «раскрашивают» цветок. Красный цвет полоски бумаги обозначает оценку: «Все очень понравилось!». Синий цвет – «Понравилось». Зеленый цвет – «Не понравилось». По преобладанию цветовой гаммы можно судить об оценочной рефлексии.
Заключительный этап
Подведение итогов. Награждение.
Чаепитие.