Нравственное воспитание на уроках химии

Разделы: Химия


Спросите у любого родителя: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет? Хорошо знающим биологию, физику, географию? Без запинки цитирующим классиков русской литературы? Или в уме решающим сложные задачи?». Наверное, каждый взрослый хочет, чтобы его дети выросли здоровыми, жизнерадостными, аккуратными, честными, справедливыми, настойчивыми, трудолюбивыми, заботливыми по отношению к своим близким. Как бы это ни было обидно для учителей - предметников, но содержание предмета «отходит» всегда на второй план. Родитель скорее предъявит требования к учителю, как к педагогу. Ему нет дела до государственных стандартов и степени обученности. Его волнует, как чувствует себя ребенок на уроке, найден ли контакт с ним, нет ли предвзятости, оказывает ли школа воспитательное воздействие.

Проблема воспитательного воздействия предметного обучения не нова. Огромную значимость правильно построенного воспитания подтверждают слова В. Г. Белинского: «Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего...».

К.Д. Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитании» писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой…Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…».

Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «…научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Немецкий педагог Иоган Гербарт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «…из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». [17]

Итак, решающая роль нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалась в педагогике с давних времен. Поэтому для учителей - практиков сразу же возникает вопрос о том, как осуществлять шаги в сторону повышения духовности образования? Как наполнить фактический материал значимыми для нравственного становления знаниями?

Формирование нравственных качеств личности, утверждение духовных ценностей как доминанты в целеполагании и содержании образования можно начинать через гуманизацию знаний, создание целостной гармоничной картины мира с отображением в ней культуры и красоты человека.

Именно поэтому особенно важно изменить схему обучения основам естественных наук, нацеленную в основном на решение задач, технику измерений, проведение эксперимента, владение компьютером, умение работать с тестами. Это означает смещение акцента с технократического подхода на знакомство со способами получения научных знаний, расширение представлений об этических проблемах научного познания (проблема ответственности ученого за последствия сделанных открытий, проблема выбора средств достижения поставленной научной цели и т.д.).

Иллюстрируя сказанное выше, очень хочется привести цитату из романа писателя-фантаста Герберта Уэллса «Остров доктора Моро». В разговоре с другим главным героем, доктор Моро излагает точку зрения на правомочность хирургических экспериментов, с помощью которых из животных можно «создавать» человекоподобные существа.

- Но я все еще не понимаю вас, - возразил я - Чем оправдываете вы себя, причиняя живым существам такие страдания?..

- Ах! Оно (страдание) так ничтожно! Разум, подлинно открытый науке, должен понимать всю его ничтожность. До сих пор меня никогда не беспокоила нравственная сторона дела. Изучение природы делает человека в конце концов таким же безжалостным, как и сама природа. Я работал, думал лишь о своей цели, а то, что получалось (т.е. неудачные и страдающие образцы человекоподобных существ)... уходило от меня в хижины...

Какой подход к научному исследованию ближе нашим ученикам? Волнует ли их нравственно-этическая проблема? Не станет ли их дальнейшая деятельность во взрослом мире основой для трагедий в жизни других людей? Эти вопросы должны стать первостепенными для нас, педагогов.

Одним из важнейших путей раскрытия человеческого смысла любой науки является обращение к ее истории. Сведения по истории науки в школьных учебниках или вообще отсутствуют, или представлены датами, именами и кратким описанием основных достижений. Поэтому они не выполняют воспитательной функции. Каким образом, какой ценой было достигнуто новое в науке, часто остается «за кадром». Личность ученого исчезает, ее достоинства и недостатки не поддаются анализу, от внимания ускользает значение пройденного человеком жизненного пути. Для усиления воспитательного воздействия «героем» курса истории науки должна стать научная мысль, ее победы и поражения, взлеты и падения, ее трагедии. Только в этом случае возможно доказать, что научные открытия являются уникальными достижениями ученых, имеющими значение для человечества в целом, а не для отдельного химического процесса или области применения.

История науки рассматривается нами на следующих уровнях:

  1. Научное открытие: случайность, поиск, трудолюбие, гениальная догадка. Цель: учащиеся должны понимать, что любое открытие завершает кропотливую, многолетнюю деятельность многих ученых.
  2. «Человеческое лицо» химической реакции: какой путь научного поиска стоит за химическими формулами. Цель: учащиеся должны знать, что к любому знаку в уравнении химической реакции надо относиться с большим уважением, как к результату чужого труда.
  3. Почему человек стремится совершить научное открытие? Цена научного открытия. Цель: учащиеся должны объяснять, какие мотивы деятельности движут познавательной активностью человека.
  4. Ответственность за научное открытие, или можно ли поставить знак равенства между ученым и высоконравственным человеком? Цель: учащиеся должны анализировать поступки и мотивы других людей, оценивать последствия этих поступков.

С целью реализации данных направлений предлагаем использовать следующие методические приемы. Заранее просим прощения за обилие цитат. История есть история – невозможно обойтись без описания фактов. По нашему мнению, главное – как применяется информация и как она интерпретируется.

Научное открытие

Науку химию создавали люди необычной судьбы – вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые вещества, необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни не только интересно, но и полезно. Это помогает лучше понять, как совершаются научные открытия, как порой трудно и мучительно познается истина. При изучении какой-либо темы предлагаем учащимся проанализировать информацию из разных источников и выполнить задания (см. Приложение 1).

«Человеческое лицо» химической реакции: какой путь научного поиска стоит за химическими формулами

В 1787 году Антуан Лоран Лавуазье писал: «Слово должно рождать представление, представление должно отображать факт. Это три оттиска одной и той же печати». Соответствие между уравнением реакции, пониманием ее сути, значения и историей появления можно устанавливать, отвечая на вопросы викторины. Викторину предлагаем проводить в конце изучения темы или раздела, а также использовать в виде отдельных фрагментов на уроках (см. Приложение 2).

Почему человек стремится совершить научное открытие? Цена научного открытия

Интересно, что человек, безусловно, заслуживавший Нобелевской премии по химии, – Дмитрий Иванович Менделеев – так и не получил ее. В 1906 году он был номинирован на премию, однако Нобелевский комитет решил, что от Менделеева-то премия никуда не денется, а пока нужно поощрить молодого и отчаянного Анри Муассана, которому и дали премию «за получение элемента фтора и введение в лабораторную и промышленную практику электрической печи», ну а в 1907 году создатель знаменитой таблицы скончался. Кстати, как и Муассан. [28] Зачем тратить усилия и драгоценные секунды жизни для испытания минутной славы? Или чтобы умереть, не получив признания… Материалы к внеклассному мероприятию «Два огонька в ночи» (см. Приложение 3, презентация Microsoft Power Point).

Ответственность за научное открытие, или можно ли поставить знак равенства между ученым и высоконравственным человеком?

В книге Рафаила Батманова «Властелин Окси - мира» [7] приводится интересный прием, который использовала на уроке учительница химии:

«Это было год назад, в седьмом классе. Надежда Фёдоровна (она ведёт у нас химию) заявила вдруг, что наши знания – всего класса – её совершенно не удовлетворяют. «Вы не понимаете специфики предмета! – уверяла она. – Для вас химия – книжка. А химия – жизнь. Не зная химии, не чувствуя её, вы просто не сможете жить! Ясно?»
Надежда Фёдоровна достала из туго набитого портфеля пачку плотных белых картонок и разложила их, как экзаменационные билеты, на столе. Мы насторожились. Ожидалось что-то интереснее разговоров.
Надежда Фёдоровна объяснила условия. Мы берём по одному билету. В каждом билете три химических элемента. О первом нужно написать подробно, о двух других – коротко. Срок – месяц. Можно пользоваться книгами и учебниками. Только не списывать. Главное – наши собственные впечатления об элементе. Именно по личным впечатлениям она будет оценивать работы.
Но поразило нас не это. Вместо двоек и пятёрок – номера. Тот, кто лучше всего напишет, – «Химик № 1», следующий – «Химик № 2». Поскольку у нас в классе было тридцать учеников, кому-то предстояло стать «Химиком № 30» – удовольствие сомнительное…» (автор стал «Химиком № 28»)

Что получится, предложи мы своим ученикам такие «билеты» об отношении к открытиям и человеческим качествам знаменитых химиков-классиков? Может быть, ничего, а может - вот такие сочинения…(см. Приложение 4).

Вместо заключения

Можно добавить только одно. «Человечество будет извлекать из новых открытий больше блага, чем зла», если мы объясним своим ученикам - будущим жителям XXII века, что такое добро и что – зло, научим тонкому искусству отличать одно от другого.

Информационные источники:

  1. Н. Клевалина. Букет для Марии; Вокруг света; сентябрь, 2004.
  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л. А. Савина. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
  3. Б. Д. Степин. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2006.
  4. М. Васильев. Знакомые незнакомцы (элементы земли, воды и воздуха). – М.: Издательство «Советская Россия», 1964.
  5. Н. П. Гаврусейко, В. И. Дебалтовская. Химические викторины. – Минск: Издательство «Народная Асвета», 1972.
  6. С. Галактионов. Биологически активные. – М.: Мол. гвардия, 1988.
  7. Р. Батманов. Властелин Окси-мира. – М.: Издательство «Советская Россия», 1975.
  8. Н. А. Фигуровский. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в. - М.: Издательство "Наука", 1969.
  9. http://www.alhimik.ru/teleclass/pril/gaber.shtml
  10. http://www.peoples.ru/science/chemistry/gaber/index.html
  11. http://library.istu.edu/hoe/books/entchem.pdf
  12. http://www.ucheba.ru/referats/11210.html
  13. http://www.chem.msu.su/rus/history/element/P.html
  14. http://lib.ru/MEMUARY/ZHZL/kury.txt
  15. http://www.krugosvet.ru/articles/110/1011024/1011024a1.htm
  16. http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/nobel/1906-Moissan.html
  17. https://him.1sept.ru/articlef.php?ID=200600802
  18. http://n-t.ru/ri/ps/pb035.htm
  19. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BC
  20. http://chemfiles.narod.ru/element/br/brom.htm
  21. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/krugosvet/2/1011293.htm
  22. http://library.istu.edu/hoe/personalia/boyle.pdf
  23. http://www.alhimik.ru/great/pristley.html
  24. http://n-t.ru/ri/ps/pb088.htm
  25. http://ruscore.ru/rqref/part14/item18270.html
  26. https://him.1sept.ru/articlef.php?ID=200002901
  27. http://lomonosov-diplom.narod.ru/phis.htm
  28. http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATURE/02_02/MENDEL.HTM