Цели урока:
- Обобщить и систематизировать материал по данной теме;
- Провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применение для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень;
- Введением игровой ситуации снять нервно – психическое напряжение. Развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность;
- Сформировать у них положительный мотив учения.
На данном уроке решаются следующие задачи:
- Образовательные: формирование умений и навыков работы с обыкновенными дробями.
- Воспитательные: воспитывать культуру общения в групповой работе, стремление к самостоятельности.
- Развивающие: вырабатывать умения самостоятельно применять, полученные знания, развивать творческие способности учащихся.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой.
Организационные формы: Групповая, коллективная, индивидуальная
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
- Актуализация опорных знаний.
- Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на этом этапе обучения.
- Подведение итогов игры и урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Урок проводится в соревновательной форме. Каждая команда (по 5 - 6 человек) проходит все этапы. На каждом этапе даётся задание. Во время работы групп, ответ каждого из ребят вносит определённый вклад в победу команды. Ведь индивидуальная работа сочетается с групповой работой. После выполнения задания, команды обмениваются решениями и проверяют их, с помощью компьютера (на экране появляется правильное решение). Результаты взаимопроверки передаются жюри. Побеждает та команда, которая дала правильные ответы. Отметим, что те ребята, которые раньше других ответили на вопрос, получают 1 дополнительный балл (за скорость решения).
Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1), мультимедиа проектор, компьютер, экран, карточки с заданиями. Лист ватмана, на котором отмечают результаты работы каждой из команд
Ход урока
1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
Сообщаются тема и цели урока, а так же правила соревнования.
Проводим выборы капитана в необычной форме, решают анаграммы (гиперссылка: курсор навести на слово).
2. Актуализация опорных знаний.
Проводится конкурс капитанов, им предлагаются вопросы по определениям, правилам сложения, вычитания и сравнения обыкновенных дробей и смешанных чисел, выделения целой части из неправильной дроби, а так же перевод смешанного числа в неправильную дробь.
3. Игровые действия, включающие познавательное содержание и диагностирующие уровень усвоения системы знаний и умений каждого учащегося по заданной теме на этом этапе обучения.
1-е задание.
«Расположите дроби в порядке возрастания, и вы узнаете имя знаменитого математика»
Правильный ответ:
2-е задание «Задача» (один раз нажать клавишу). Ответ (второй раз нажать клавишу).
3-е задание «Окошко 1». Ответ появляется по щелчку.
4-е задание «Окошко 2». Ответ появляется при каждом последующем нажатии на клавишу.
5-е задание «Решите уравнение». Ответ появляется при каждом последующем нажатии на клавишу.
6-е задание «Покорение Эвереста». Ответ появляется при каждом последующем нажатии на клавишу
7-е задание «Аукцион» (появляется картина).
4. Подведение итогов игры и урока.
5. Домашнее задание.
Составить презентацию по теме «обыкновенные дроби» или рисованный видеоролик с заданиями для соседа.
6. Рефлексия.
По окончании урока команды рисуют «своё настроение», с помощью цифр.
Литература:
- Учебник «Математика 5».Под редакцией Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и другие.
- Дидактический материал по математике 5 класс. В.И. Жохов.
- Математика. Итоговые уроки 5-9класс. Автор- составитель О.В. Бощенко.