Урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с новыми согласными звуками б и б' и новой буквой б;

  • упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой;

  • учить распознавать новые звуки в словах;

  • продолжить формирование навыков сознательного чтения;

  • t развивать фонематический слух, речь, память, логическое мышление;

  • расширять кругозор и словарный запас учащихся; создать условия для воспитания доброты, отзывчивости, любви к животным.

Оборудование: учебник « Азбука» (авт. В.Г. Горецкий), схемы для звукового анализа слов, предметные картинки, карточки с образцами печатных и письменных букв Б, б, со слияниями БА, БО, БУ, БЫ, БЕ, БИ, напечатанные слоги и слова, картина «Море Букв», кораблики, лента букв, проволока.

Ход урока

I. Организационный момент. Артикуляция звуков.

Учитель: Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.

II. Повторение изученного.

Работа с лентой букв.

Учитель: Что нужно знать, чтобы читать слоги, слова, предложения?

Дети: Для этого нужно знать буквы.

Учитель: А все буквы вместе как называются?

Дети: Алфавит.

Учитель: Вспомните, ребята, какие бывают буквы?

Дети: Буквы бывают гласные и согласные.

Учитель: Прочитайте гласные, которые обозначают твёрдость предшествующих согласных звуков.

Дети: A, O, У, Ы.

Учитель: Прочитайте гласные, которые обозначают мягкость предшествующих согласных звуков.

Дети: И, Е

Учитель: Прочитайте особенную гласную.

Дети: Е

Учитель: Почему её так называют?

Дети: Она одна служит для обозначения целого слога-слияния, обозначает не один, а два звука, когда находится в начале слова и после гласных.

Учитель: Прочитайте гласную, которая без согласной не употребляется, она встречается только в слияниях.

Дети: Ы

Учитель: Прочитайте вот эти буквы (показать Н, М, Л, Р). Что можно сказать про эти буквы?

Дети: Они согласные, звуки бывают мягкие и твёрдые, звонкие, непарные.

Учитель: Прочитайте вот эти буквы (В, 3) Что знаете про эти согласные?

Дети: Они согласные, звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие, парные.

Учитель: Прочитайте вот эти буквы (П, К, Т, С) Что про них знаете?

Дети: Они согласные, звуки бывают мягкие и твёрдые, глухие, парные.

Учитель: А сколько пар знаем?

Дети: 3-С

III. Сообщение цели урока.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие по морю букв к островам гласных и согласных и познакомимся с жителями - новой буквой и звуками, которые живут на АРХИПЕЛАГЕ (Картина “Море Букв”)

Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, нам необходимо провести звуковую зарядку.

Дети: . Звуковая зарядка.

Летела муха около уха Ж-Ж-Ж!
Летела оса около носа С-С-С!
Ползла змея Ш-Ш-Ш!
Скакала лошадка ЦОК-ЦОК-ЦОК!
Рычал тигрёнок Р-Р-Р!
Летел комар и звенел 3-3-3!

Учитель: Но на пути корабль подстерегают подводные скалы и мели. Чтобы кораблю придти в назначенный порт, ему нужно выбрать правильный курс. А помогут нам дельфины.

Дельфины очень часто провожают корабли в открытое море. Так же помогают они тонущему человеку. Плавают они парами, тройками и целыми группами.

Человек совсем недавно начал серьёзно изучать дельфинов. Они привязываются к людям. В нашей стране их убивать запрещено. Они дружелюбные, забавные животные могут стать нашими большими друзьями.

Отправляемся в путь!

Но мы не можем начать путешествие, потому что нас не пускает подводный риф, т.е. другими словами - мы сели на мель.

Отгадаем загадку и узнаем, кто нам навредил.

Это будет первое задание. (картинка КОБРЫ)

Злее прочих змей бываю,
Но при встрече в рост встаю.
Тут же шею раздуваю,
Знак « Опасность!» подаю.

КОБРА - крупная, очень ядовитая змея, но случаи укуса людей исключительно редки, её яд применяют для лечебных препаратов, она подлежит охране.

Давайте поработаем с этим словом. Мы должны его расшифровать, т.е. выполнить слого-звуковой анализ слова КОБРА с опорой на схему.

IV. Выделение новых звуков, букв.

1. Слого-звуковой анализ слова КОБРА с опорой на схему.

Учитель: Давайте, определим количество слогов в слове. Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в слове? (2) Составляем схему этого слова (один ученик у доски, остальные - самостоятельно).

Назовите 1 слог . (КОБ - ударный). Определите количество и порядок следования звуков (КО - слог-слияние, звучит согласный твёрдо). Звук Б не входит в слияние, -РА примыкается к слогу-слиянию.

Учитель: Какой это звук?

Дети: Он согласный, твёрдый, звонкий, не образует слога, при его произнесении встречается преграда.

Учитель: Назовите 2 слог.

Дети: РА. Он состоит из двух звуков.

Учитель: Назовите их. (Р,А - это слог-слияние, согласный звучит твёрдо).

Учитель: Так сколько слогов? Почему?

Дети: Повторяют хором: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Учитель: Какой новый звук услышали?

Дети: Звук Б.

Учитель: Где?

Дети: В середине.

Учитель: Какой он?

Дети: Согласный.

Учитель: Почему согласный?

Дети: Есть преграда во рту.

Учитель: Какой он: звонкий или глухой, мягкий или твёрдый? Вывод: Какой новый звук услышали в слове КОБРА?

Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.

Учитель: Продолжаем путешествие. Но вновь препятствие. Новое задание.

Требуется внимание.

Ребята, из строя вышла радиоаппаратура. И на помощь нам пришли птицы. О каких птицах идёт речь?

Рассказ учителя: Много сотен лет служили людям эти почтовые птицы. Сейчас, когда вести доставляют радио и телеграф, поезда и самолёты, птичья почта потеряла своё значение. ЭТО ГОЛУБИ.

Знаменит голубь умением точно находить дорогу и возвращаться из очень далёких мест- за 500 км и более.

Слого-звуковой анализ слова ГОЛУБИ с опорой на схему.

Составляем схему этого слова (у доски ученик и индивидуально).

Учитель: Давайте, определим количество слогов. Назовите первый слог (ГО - слог-слияние, он ударный, два звука, согласный звучит твёрдо) (взять карточку)

Назвать второй слог (ЛУ - это слог-слияние, согласный звучит твёрдо)

(взяли карточку)

Назвать третий слог (БИ). Назвать звуки.

Как звучит согласный? (мягко)

Чем обозначена мягкость согласного звука? (гласной И)

- Какой он? (согласный, звонкий, мягкий).

Учитель: Мы познакомились с новыми согласными звуками: Б, Б.

Вывод: звуки согласные, звонкие, бывают твёрдые и мягкие, парные.

Закрепление.

Учитель: Продолжаем путешествие на наш остров. Проведём упражнение в распознавании твёрдых и мягких согласных в словах. Работа по сигнальным карточкам (синие и зелёные квадраты). У: Возьмите в руки «светофорики»

Рассмотри-ка всё внимательно
Поразмысли не спеша
И отыщешь обязательно
Все слова со звуками Б, Б.

Определите твёрдость (мягкость) звука в этих словах (дети поднимают нужную карточку

БУЛКА, БЕРЁЗКА, СОБАКА, ЗЕБРА, КОБРА, ДЕЛЬФИН, БИНТ, БАРСУК, ГРИБОК, БЕРЕГ, БАБА, БЕЛКА, БЕГЕМОТ. (Дети могут назвать свои слова по картинке, если будет время). Вывод: звуки Б, Б встречаются в начале, середине слова.

V. Знакомство с буквой «БЭ», которой обозначаются изучаемые звуки.

1. Учитель: А какой буквой обозначим эти звуки на письме?(показать букву).

Где в ленте букв будет жить буква «Б»? На первом или втором этаже?

Какая она бывает? (Она бывает большая (заглавная) и маленькая (строчная)).

Когда пишем большую букву?

Дети: В именах, названии городов, рек, начало предложения.

2. На что похожа буква? (картинка).

Ученик читает стихотворение.

Буква Б проснётся рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Улыбайся! Будь здоров!
Богатырь Борис Бобров.

Задание на аудирование.

Учитель: Кто больше услышит в стихотворении слов со звуками Б и Б.

3. Мы - конструкторы.

Учитель: Сконструировать из проволоки букву Б.

Вывод:

Так какие звуки обозначает эта буква? Какие они у нас всегда бывают?
(Согласные, звонкие)

А что меняется?

(они могут быть твёрдыми и мягкими).

А где его можно встретить в слове?

А какая у него пара звуковая?

4 Отличие звука от буквы.

5. Учитель: Значит, мы завершили путешествие на остров « Парных согласных». Мы в гостях у буквы «Б». Теперь мы должны читать.

VI. Чтение слогов с новой буквой.

Чтение слов-слияний по таблице (развитие зрительного поля). При чтении дети смотрят на точку в середине треугольника.

Чтение слогов на доске: БА-БО-БУ-БЫ-БИ-БЕ.

А) прочитать слоги, в которых Б звучит твёрдо. (БА-БО-БУ-БЫ)

Б) мягко (БЕ-БИ) (по одному и хором).

Чистоговорка: БА-БО-БУ-БЫ - стоят на острове столбы.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (присесть 4-6 раз),
Прыгать и скакать.

Учитель: Но что мы видим. На острове хозяйничают пираты и выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой.

VII. Работа с книгой.

1. Чтение и анализ слов. Читать столбики по одному и хором.

Прочитать слова, в которых буква «Б» находится в середине, а потом в начале. Определить количество слогов в словах (по рядам).

2. Найти слово в слове.

Зебра-БРА кобра-БРА барсук - БАР, СУК зубры-ЗУБ

(объяснить значение этих слов)

Учитель: Зубр занесён в Красную книгу (картинка)

- Как назвать их одним словом? (Звери).

З. Игра.

Отгадайте слово по первым буквам названий животных.

Назовите зверей по именам, возьми от каждого первую букву, букву за буквой.

Показывать картинки, на доске выставить буквы.

ЗЕБРА, ОЛЕНЬ, ОСЛИК, ПАВЛИН, АИСТ, РЫСЬ, КЕНГУРУ.

Дети читают: ЗООПАРК.

- Так где живут эти звери? (В зоопарке).
Прочитать ещё раз слоги по учебнику хором.

VIII. Чтение рассказа.

- Пираты просят, чтобы учитель прочитал текст.

А) чтение рассказа учителем.

  • Что я прочитала?
  • Почему это рассказ?
  • Чего не хватает?

Озаглавить текст. На доске написать « Белка» « В парке». Б) чтение рассказа учащимися по одному предложению.

- Где были ребята? Прочитать. Сделать схему первого предложения.

Учитель: Какие деревья там растут? Прочитать.

  • Кто скакал по веткам? Прочитать.
  • Что брала белка из рук?
  • Почему белка брала баранки из рук?

В) Беседа.

  • Где живет белка? (В лесу, в парке).

Учитель: Живёт она на воле. Нужно ли диких животных содержать в клетках?

Дети: Дикие животные должны жить на воле. Только больных можно брать домой.

После выздоровления выпускать их на волю.

Г) Выборочное чтение.

Подчеркнуть карандашом слова, в которых есть буква «Б» и прочитать.

Определить, какие звуки ею обозначены: твёрдые или мягкие.

БЫЛИ, БЕЛКА, БЫЛА, БРАЛА, БАРАНКИ.

И снова задание.

Д) Игра « Буква заблудилась».

- Пираты приготовили нам задание.
На островок налетел ураган

На пальме остался последний

БАРАН-БАНАН

Вывод: одна буква меняет значение слова.

IX. Беседа по картине.

Учитель: Обратите внимание. О каком зверьке мы читали? (о белке).

- А в какой сказке А.С.Пушкина мы встречались с этим зверьком, который грызёт золотые орешки и живёт в хрустальном домике? Посмотрите на картинку.

(Сказка о царе Салтане).

- Кто сможет прочитать стихотворение А.С.Пушкина о белке? (дать заранее детям выучить наизусть).

X. Заключительное слово учителя.

Вот мы с вами познакомились с новыми звуками Б, Б (дети называют).
Обозначаются на письме буквой, которая в алфавите называется «БЭ».

Какие это звуки?

(согласные, звонкие, могут быть твёрдыми и мягкими, парные).

- Научились читать слоги, слова, рассказ о белке. Вместе с нами работали дельфины, а когда попали на остров - пираты.

А живут здесь « Парные согласные Б-П».

Дополнительный материал. (наизусть).

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана...

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах

XI. Итог урока

Учитель: Дети, пираты за нами все время следили и вот они вам написали, прочитаем.

- Пираты благодарят вас не только за то, что вы очень хорошо работали на уроке, но и за то, что вы любите животных. Я тоже хочу вас поблагодарить за работу.

Вы - молодцы.

Большое спасибо вам.

Каждый получает кораблик. Это дарят вам дельфины.

Дома: выучить отрывок ст. наиз. по желанию. В сказке (по картинке) найти слова с буквой «БЭ».