Цель: Закрепить и расширить знания детей о летних и осенних растениях в природе.
Оборудование:
- Гербарий листьев и цветов.
- Летние и осенние картины природы.
- Плакат «Грибы».
- Видеокассета по теме «Природа летом и осенью».
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
- Отгадайте загадку:
Дышит, растёт,
А ходить не может.(Растение).
Тема нашего урока «Растения летом и осенью».
Девиз урока «Лес – наше богатство».
2. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы отправимся на прогулку. Но сначала вспомним, о чём говорили на прошлом уроке.
(Два ученика у доски зарисовывают части растений, этажи леса).
(Пока дети выполняют задание у доски . Остальные отвечают на вопросы учащихся. Вопросы готовились дома).
- Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением осени?
- На какие 2 группы делятся деревья?
- Какие осадки выпадают осенью?
- Чем дожди осенью отличаются от летних?
- Какой основной признак осени?
3. Проверка работ у доски.
4. Новая тема. Беседа.
- Отгадайте, куда мы отправимся на прогулку.
Есть у меня зелёный друг
Весёлый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.(Лес).
(На доску прикрепляется фигурка лесовичка и картины-знаки).
Когда вы идёте в лес, вы должны знать правила поведения в лесу. Лесовичок , хозяин леса, развесил необычные знаки в лесу. Что они означают?
- Не рвать больших букетов цветов. Беречь и не рвать редкие цветы.
- Не наступать на грибы.
- Не разорять гнёзда, муравейники.
- Не разжигать костры, беречь лес от огня, пожара.
- Помните : Из одного дерева можно сделать миллионы спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будь осторожен с огнём в лесу.
(Табличка с этими словами вывешивается на доску).
- Давайте представим, что мы оказались в летнем лесу.
(Показать иллюстрации летней природы, рисунки цветов…).
Широко раскинулся на карте нашей страны океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные берёзы, сумрачные ели, глухие таёжные дебри. Одно из замечательных богатств нашей Родины – лес. Летом в лесах и на полянах много цветов. Это колокольчики, одуванчики, мать –и мачеха, Иван-чай (кипрей). Мать-и-мачеха. Почему так назван цветок? Лист с одной стороны гладкий и холодный, а с другой мягкий, тёплый. Поэтому и название получил такое: теплота матери и холод мачехи.
(Рассмотреть гербарий цветов).
Цветут не только цветы, но и деревья. Цветёт ольха и липа. Цветёт белыми мелкими цветами рябина. Деревья стоят в пышной зелени.
Какие ещё деревья вы знаете?
(берёза, ель. дуб, клён, лиственница, ива, сосна, липа).
Некоторые деревья пришли к нам в гости.
(Дети в коронах с изображением деревьев рассказывают о дереве).
Берёза.
Я полюбилась русскому народу за свою красоту. У меня белый ствол с чёрными пятнышками. Летом у меня зелёное платье. А осенью золотистое. Много песен, стихов и загадок сложили обо мне. Из берёзы зелёной делают:
- фанеру;
- лыжи;
- много различных сувениров. (можно показать сувениры).
Берёзовый сок – это не только вкусный напиток. Это ещё и лечебное средство.
Возраст мой достигает 150 лет. Но люди часто заставляют меня плакать. И стекает по белым стволам берёзы прозрачные слёзы, если чья то безжалостная рука тяжело ранит берёзу. Берегите нас! Чтоб не орошали напрасно обильные слёзы берёзовые траву.
Ель.
Я- ель. Это дерево знакомо вам с детства. Вместе с ним приходит Новый год. В сумрачном еловом лесу верится, что именно здесь живут Баба-Яга и Леший. Поэтому даже в жаркий солнечный день в еловом лесу всегда прохладно и темно. Я никогда не меняю свой наряд. Всегда зелёная. Живу 150 лет.
Древесина у меня светлая, мягкая. Из неё делают:
- бумагу;
- мебель;
- музыкальные инструменты.
Лиственница.
А я быстро расту и к 100 годам достигаю высоты 30 метров. Живу я до 700 лет. Ствол прямой, хвою сбрасываю на зиму. Хвоя мягкая, ярко-зелёная летом, растёт пучками, по 20-60 хвоинок в пучке. Осенью хвоя становится лимонно-жёлтой. Лиственница любит свет.
А сейчас мы побываем в летнем лесу.
(Дети смотря фильм «Лето в лесу». Фильм был снят на видеокамеру родителями по просьбе учителя).
Но с приходом осени лес меняется.
(На доске появляется картина осеннего леса).
Каким он становится?
Поэт Иван Бунин. наблюдая осенний лес, был поражён его красотой. Под впечатлением этой красоты он написал стихотворение «Листопад».
(Ученик читает наизусть стихотворение).
- С чем поэт сравнивает лес?
- Какие краски увидел Бунин?
Первой осенью меняет свой наряд берёза. Листья у неё золотистые.
(Показать картину жёлтой берёзы).
у рябины – красновато- бурые.
На осине и клёне – жёлтые и оранжевые.
Старые деревья раньше меняют окраску. чем молодые.
Есть ли деревья листья которых не меняют окраску?
(Показать веточку сосны и ели).
-А может кто-то знает загадку об этом?
(Зимой и летом одним цветом).
Из хвойных одна лиственница сбрасывает свой наряд.
А что происходит с цветами?
(Желтеют и засыхают).
5. Работа с книгой. С. 21 –23.
Чтение текста вслух.
что происходит после изменения окраски листьев?
(Листопад).
6. Физ. минутка.
Игра. (на доске прикреплены листья деревьев).
- Узнаете ли вы с каких деревьев эти листья?
- Какие деревья растут у нас?
- Все ли деревья кроме сосны меняют окраску?
7. Просмотр фильма «Осень в лесу».
- Зачем люди осенью ходят в лес? (за грибами , за ягодами).
Мы тоже отправимся за грибами и ягодами.
(Включить видеомагнитофон. На экране показано как растёт брусника, какие листья, ягоды. Учитель комментирует запись).
- Брусника – это очень выносливое растение. Бруснике не страшна густая тень под большими кронами деревьев. Её можно встретить и на болотах, а крутых склонах. Брусники так много в лесу – сплошной зелёный покров. Ягоды краснеют в сентябре. Ягоды ценят за то, что залитые водой они могут храниться без изменения всю зиму. В бруснике содержится витамин С и витамин А. В листьях брусники тоже много полезных веществ. Брусника вечнозелёное растение.
8. Беседа о грибах.
- Мне кажется в последнее время стало меньше грибов. Всему виною люди. Почему? (топчут, вырывают).
Когда в степных районах, чтобы защитить посевы от суховеев стали создавать лесные полосы, обнаружилось, что деревья здесь плохо растут, чего-то им не хватает. Заметили: нет грибов. Из старых лесов привезли грибную землю. Вскоре в молодых посадках появились грибы. И что же? Лес словно ожил, деревья заметно прибавили в росте, стали сильными и здоровыми. Деревья и грибы повязаны одной ниточкой. Они помогают друг другу расти.
9. Чтение текста. с. 24.
10. Загадки о грибах.
Белочка принесла грибы. Хочет узнать знаете ли вы грибы.
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу.
Как веснушки на носу.(Опята).
Он в осиннике родился
Как в траве не притаился
Шапка красная на нём
Всё равно его найдём.(Подосиновик).
Быстрее всех растёт подосиновик. 4-5 см. в сутки.
Лета первая примета
Под берёзой в холодке
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.(Подберёзовик).
Он выглянул несмело
Из кочки моховой
Цепочку клюквы спелой
Поднял над головой.(Маслёнок).
11. Подведение итога урока. Оценка знаний учащихся.
Домашнее задание: стр. 21-25.