Задачи урока:
- Образовательные - обобщить и систематизировать знания учащихся по данному разделу. Закрепить формирование исторических понятий, определений, хронологию событий. Развить навыки работы с исторической картой. Овладение технологией исторического исследования на основе использования исторического источника.
- Развивающая - развивать у учащихся умение обобщать и логически мыслить.
- Воспитательная - воспитание чувства патриотизма, уважение к прошлому своей Родины.
Тип урока: повторительно – обобщающий.
Форма проведения урока: урок- игра.
Место урока в учебном плане: итоговый урок по теме «Русь изначальная».
Методы: объяснительно- иллюстративные, частично- поисковые.
Оборудование урока:
- Карта «Киевская Русь IX – XI в.в.»;
- Дидактический материал;
- Компьютеры;
- Таблица для подсчета баллов;
- Карточки с фамилиями.
Два ассистента помогают выставлять баллы и выдают задания.
План урока:
1. Организационный момент – 2мин.
- Создание проблемной ситуации.
- Формирование темы урока через подводящий диалог.
- Совместная формулировка цели.
- Инструктаж по условиям урока- игры.
2. Проведение игры - 30 минут.
1-й этап.«Начало Руси».
- Вопросы к конкурсу «Блиц».
- Работа с исторической картой на компьютере.
2-й этап. «Киевская Русь».
- Редактирование текста «Святослав».
- Анализ исторического источника «Русская Правда».
- Составление рассказа по картинкам.
3. Контрольное тестирование -10 минут.
4. Подведение итогов урока. Выводы. 2 минуты.
Слово учителя.
Перед вами древний город, который Вы должны защитить от кочевников своими знаниями. Ваша задача- продержаться 30 минут, чтобы подошли силы русского князя и отбросили кочевников в степь. Для того, чтобы выстоять Вам нужно показать глубину знаний по теме «Восточные славяне».
Ход урока
1-й этап.
Конкурс «Блиц». «Начало Руси».
- Частью какой общности народов являются славяне?
- На какие три ветви делятся славяне?
- Какие версии происхождения восточных славян вам известны?
- К какому времени относятся первые упоминания о славянах? Кто их автор?
- Каковы географические особенности расселения восточных славян?
- Каким образом географические условия повлияли на историческое развитие ?
- Что составляло основу экономики восточных славян?
- Применяли ли восточные славяне в хозяйстве металлы и металлообработку?
- Какой была религия древних славян?
- Каких славянских богов Вы знаете?
- Была ли письменность у славян до принятия христианства?
- Кто является основоположником славянской азбуки?
- Каким было общественное устройство восточных славян в VI-VIII в.в.?
- Что такое «военная демократия»?
- Кто является основателем династии русских князей?
Работа с исторической картой.
- Покажите на карте расселение восточнославянских племен.
- Покажите на карте два прогосударственных центра Киевской Руси.
2-й этап. «Киевская Русь».
- Кто, когда основал Киевскую Русь?
- В чем суть норманнской теории?
- Назовите предпосылки и причины образования государства у восточных славян
- Какое государство называется раннефеодальным?
- Перечислите первых русских князей.
- Что такое вотчина?
- Какое хозяйство называется натуральным?
- Какое значение имело принятие христианской веры на Руси?
- При каком князе было положено начало русскому письменному законодательству и как назывались русские законы того времени?
- Дайте характеристику вертикальному и горизонтальному порядку передачи власти на Руси.
Работа с историческим источником.
Анализ «Русской правды» (Приложение 2)
- Как «Русская правда» охраняла собственность?
- Что свидетельствует о том, что «Русская правда» охраняла феодальные порядки?
- Какие группы населения различает «Русская правда»?
- Из чего видно различие в их положении?
- Что нового можно узнать из «Русской правды» о положении феодалов, смердов, других категорий населения?
Работа с текстом.
Найдите ошибки в тексте «Святослав». (Приложение 3)
Составь рассказ по картинкам.
Контрольное тестирование (компьютер). (Приложение 1)
Подведение итогов. Подсчитывание баллов.
Выставление оценок.