Урок природоведения в 3-м классе по теме "Кто что ест"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Изучить группы животных по типу питания, познакомить учащихся с цепями питания, существующими в природе;
  2. Развивать у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы;
  3. Формировать у детей умения и навыки составлять и «читать» схемы, моделировать экологические связи;
  4. Способствовать обогащению и развитию субъективных представлений о жизни животных.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Картинки животных, конверты с заданиями;

Ход урока

Презентация

1. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!

2. Проверка домашнего задания.

  • Вы любите отгадывать загадки?
  • Попробуем вместе их отгадать.

(Слайд №4)

  1. Зелёный поясок в траве затерялся? (Ящерица)
  2. Зимой белый, летом серый? (Заяц)
  3. Окраской - сероватая,
    Повадкой - вороватая,
    Крикунья - хрипловатая -
    Известная персона. Кто она?(Ворона)
  4. Гудит мохнатенький, Летит за сладеньким.(Шмель)
  5. Что изучает наука зоология? (Животных)

(Слайд №5)

  • Назовите, к каким группам относятся животные, которых мы отгадали?
  • А что вы знаете о главных отличительных чертах этих животных?

(Ящерица - пресмыкающееся животное, тело покрыто сухими чешуйками. Шмель - насекомое, имеет шесть пар ног. Ворона - птица, тело которой покрыто перьями.)

  • А каких групп животных здесь не хватает? (Земноводных и рыб)

(Слайд №6)

  • Вспомните признаки жизни животных.

(Дышат, питаются, двигаются, растут, развиваются, размножаются, умирают)

3. Сообщение задач и тем урока.

(Слайд № 7)

  • Как вы думаете, что же необходимо для роста и развития животных? (Питание)
  • А знаете ли вы, на какие группы делятся животные по типу питания?

Давайте познакомимся с цепями питания в животном мире, выясним роль хищников в природе.

План работы:

  1. Типы питания.
  2. Цепи питания.
  3. Роль хищников.
  • Давайте вспомним, чем питаются животные.(Ответы детей)
  • Из ваших ответов видно, что питание в животном мире разнообразно. Попробуем разделить всех животных на группы в зависимости от внешнего вида и их пищи. (Отвечают дети)

(Слайд №8)

Вывод №1:

  1. Если животные питаются растительной пищей, то их называют растительноядными;
  2. Если они употребляют в пищу других животных - это хищники;
  3. Если питаются только насекомыми - насекомоядными;
  4. Если питаются и растениями и животными, то такие имеют звание всеядных.

(Слайд № 9, 10, 11,12,13)

  • Распределите животных по типам питания, продолжив таблицу в тетрадь.

(Идёт работа в группах, осуществляется проверка)

  • Какой вывод по первому пункту плана мы можем сделать?

Вывод №2:

  1. Животные по типу питания делятся на растительноядных, насекомоядных, хищников, всеядных.

(Слайд №14)

  • Все животные питаются и растениями и животными, поэтому говорят, что живые организмы связанны между собой в «цепи питания».
  • Рассмотрим второй вопрос нашего плана. Попробуйте определить, с чего должна начинаться цепь питания, кто должен её продолжить? Составьте схему, используя символы: Н.Я., Х., Р.Я., В.Я.. (Дети работают в группах, идёт обсуждение.)

Вывод №3:

  1. Растения - первое звено в цепи питания, так как они сами образуют питательные вещества с помощью воды, света и углекислого газа.
  2. Растениями питаются растительноядные и всеядные животные.
  3. Растительноядными - питаются насекомоядные, хищники и всеядные.
  4. Насекомоядными - хищники и всеядные.
  5. Хищниками - всеядные.

(Слайд №15)

  • Составьте цепь питания. (Работа в тетрадях, взаимопроверка).
  • Как вы думаете, что произойдёт с цепочкой, если убрать одно звено? (Демонстрация бумажной цепочки. Убираем одно звено - цепь разрывается.)
  • А в природе возможно разорвать цепочку? Что произойдёт, если на земле не останется лягушек, змей, сов?
  • Чтобы ответить на третий пункт плана, прочтите сообщение «Для самых любознательных» в учебнике на странице 99.

(Слайд №16)

  • Какой делаем вывод? (Роль хищников в природе высока, как и в остальных звеньях. Соотношения между группами поддерживаются миллионы лет. Цепь питания разорвать нельзя. Нужно любить и охранять природу)
  • Как приспособились хищники к добыванию пищи? Как защищаются животные от хищников? (Ответы детей)

4. Физкультминутка. (Слайд №17)

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!

5. Закрепление нового материала.

1. Работа в группах:

  • А. Конверт - «Составь цепочку»
  • Б. Конверт - «Продолжи цепочку»
  • В. Конверт - «Найди ошибку»

2. Обсуждение результатов выполненных заданий.

6. Подведение итогов. (Слайд №21)

  • Какие выводы можно сделать из нашего урока? (Ученики высказывают своё мнение)
  • Что нового вы для себя открыли?
  • О чём бы вы хотели узнать ещё?

7. Домашнее задание.

  1. Прочитать статью в учебнике «Кто что ест».
  2. Выполнить задание в тетради на странице 27.