Цель:
- Изучить группы животных по типу питания, познакомить учащихся с цепями питания, существующими в природе;
- Развивать у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы;
- Формировать у детей умения и навыки составлять и «читать» схемы, моделировать экологические связи;
- Способствовать обогащению и развитию субъективных представлений о жизни животных.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Картинки животных, конверты с заданиями;
Ход урока
1. Организационный момент.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!
2. Проверка домашнего задания.
- Вы любите отгадывать загадки?
- Попробуем вместе их отгадать.
(Слайд №4)
- Зелёный поясок в траве затерялся? (Ящерица)
- Зимой белый, летом серый? (Заяц)
- Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья - хрипловатая -
Известная персона. Кто она?(Ворона) - Гудит мохнатенький, Летит за сладеньким.(Шмель)
- Что изучает наука зоология? (Животных)
(Слайд №5)
- Назовите, к каким группам относятся животные, которых мы отгадали?
- А что вы знаете о главных отличительных чертах этих животных?
(Ящерица - пресмыкающееся животное, тело покрыто сухими чешуйками. Шмель - насекомое, имеет шесть пар ног. Ворона - птица, тело которой покрыто перьями.)
- А каких групп животных здесь не хватает? (Земноводных и рыб)
(Слайд №6)
- Вспомните признаки жизни животных.
(Дышат, питаются, двигаются, растут, развиваются, размножаются, умирают)
3. Сообщение задач и тем урока.
(Слайд № 7)
- Как вы думаете, что же необходимо для роста и развития животных? (Питание)
- А знаете ли вы, на какие группы делятся животные по типу питания?
Давайте познакомимся с цепями питания в животном мире, выясним роль хищников в природе.
План работы:
- Типы питания.
- Цепи питания.
- Роль хищников.
- Давайте вспомним, чем питаются животные.(Ответы детей)
- Из ваших ответов видно, что питание в животном мире разнообразно. Попробуем разделить всех животных на группы в зависимости от внешнего вида и их пищи. (Отвечают дети)
(Слайд №8)
Вывод №1:
- Если животные питаются растительной пищей, то их называют растительноядными;
- Если они употребляют в пищу других животных - это хищники;
- Если питаются только насекомыми - насекомоядными;
- Если питаются и растениями и животными, то такие имеют звание всеядных.
(Слайд № 9, 10, 11,12,13)
- Распределите животных по типам питания, продолжив таблицу в тетрадь.
(Идёт работа в группах, осуществляется проверка)
- Какой вывод по первому пункту плана мы можем сделать?
Вывод №2:
- Животные по типу питания делятся на растительноядных, насекомоядных, хищников, всеядных.
(Слайд №14)
- Все животные питаются и растениями и животными, поэтому говорят, что живые организмы связанны между собой в «цепи питания».
- Рассмотрим второй вопрос нашего плана. Попробуйте определить, с чего должна начинаться цепь питания, кто должен её продолжить? Составьте схему, используя символы: Н.Я., Х., Р.Я., В.Я.. (Дети работают в группах, идёт обсуждение.)
Вывод №3:
- Растения - первое звено в цепи питания, так как они сами образуют питательные вещества с помощью воды, света и углекислого газа.
- Растениями питаются растительноядные и всеядные животные.
- Растительноядными - питаются насекомоядные, хищники и всеядные.
- Насекомоядными - хищники и всеядные.
- Хищниками - всеядные.
(Слайд №15)
- Составьте цепь питания. (Работа в тетрадях, взаимопроверка).
- Как вы думаете, что произойдёт с цепочкой, если убрать одно звено? (Демонстрация бумажной цепочки. Убираем одно звено - цепь разрывается.)
- А в природе возможно разорвать цепочку? Что произойдёт, если на земле не останется лягушек, змей, сов?
- Чтобы ответить на третий пункт плана, прочтите сообщение «Для самых любознательных» в учебнике на странице 99.
(Слайд №16)
- Какой делаем вывод? (Роль хищников в природе высока, как и в остальных звеньях. Соотношения между группами поддерживаются миллионы лет. Цепь питания разорвать нельзя. Нужно любить и охранять природу)
- Как приспособились хищники к добыванию пищи? Как защищаются животные от хищников? (Ответы детей)
4. Физкультминутка. (Слайд №17)
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
5. Закрепление нового материала.
1. Работа в группах:
- А. Конверт - «Составь цепочку»
- Б. Конверт - «Продолжи цепочку»
- В. Конверт - «Найди ошибку»
2. Обсуждение результатов выполненных заданий.
6. Подведение итогов. (Слайд №21)
- Какие выводы можно сделать из нашего урока? (Ученики высказывают своё мнение)
- Что нового вы для себя открыли?
- О чём бы вы хотели узнать ещё?
7. Домашнее задание.
- Прочитать статью в учебнике «Кто что ест».
- Выполнить задание в тетради на странице 27.