Урок-викторина "Компьютер и информатика"

Разделы: Информатика


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по аппаратному, программному обеспечению компьютеров и системам счисления.
  2. Совершенствовать навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления.
  3. Развивать мышление, память, внимательность.
  4. Формировать творческое отношение к выполнению заданий, интерес к предмету.

Оборудование:

1-й гейм – разминка.

Послушайте отрывок из стихотворения "Сколько лет девочке?" (А. Стариков) Расшифруйте информацию, которая содержится в стихотворении.

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и жёлтый лист держали.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

(Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс и носила по 4 книги, ушей, рук и глаз у девочки было по 2)

2-й гейм – блиц-вопросы:

  • Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления? (нет)
  • Клавиатура – это устройство ввода или вывода? (ввода)
  • Программы, предназначенные для работы пользователя? (прикладные)
  • Назовите символы двоичного алфавита. (0; 1)
  • Верно ли, что в компьютере используется римская система счисления? (нет)
  • Устройство вывода информации на печать? (принтер)
  • Верно ли, что число 320 записано в троичной системе счисления? (нет)

3-й гейм – практические задания:

  • Было 11 яблок. После того, как их разрезали пополам, стало 10110 половинок. В какой системе счисления вёлся счёт? Докажите. (В десятичной и двоичной)
  • Восстановите символы, вместо которых стоит *

  • Запишите в столбцах имена текстовых и графических файлов: J0075.wav, Dog1.bmp, Readme.txt, Ребус.doc, Japan.hlp, Alligator.wmf, Lines.exe
  • Найдите в сканворде слова, обозначающие устройства компьютера. (модем, динамик, микрофон, микрофон, сканер, принтер, монитор, мышь, трекбол, диск, память)

4-й гейм – загадки.

Отдохнём две минутки, попробуем разгадать загадки. Вставь пропущенное слово:

  • Ум компьютера – ?????????

Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит. (процессор)

И ведёт легко и быстро
Мой компьютер сложный счёт,
Он решенье программисту
На ????????? выдаёт. (дисплее)

Как грудной малыш без мамы
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без ?????????
Шагу бы не мог ступить! (программы)

5-й гейм – имена великих людей. (3 балла, после каждой подсказки –1 балл)

Назовите имя французского математика, физика, философа:

а) который доказал, что воздух имеет вес, а показания барометра зависят от температуры и влажности воздуха;

б) он создал первую модель вычислительной машины, которая выполняла сложение чисел;

в) в его честь назван популярный язык программирования. (Паскаль)

6-й гейм – ребусы. (Приложение 1)

Клавиатура, винчестер, монитор.

7-й гейм – кроссворд.

А теперь приготовьте ручки.

Предлагаю вам работу с кроссвордом (Приложение 2)

Подведение итогов и награждение победителей.