Цели:
- познакомить с учебным изданием к уроку Кубановедения;
- воспитывать любовь к истории своего края;
- развивать знания учащихся, повышать уровень патриотического сознания.
Задачи:
- привлечь внимание учащихся к истокам истории Кубани;
- расширить и углубить знания учащихся по кубановедению;
- развивать творческие способности ребят;
- формировать информационную культуру обучающихся.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, мультимедийная презентация книги «Введение в историю Кубани» (Приложение 1), «лента времени», «генеалогическое древо», «машина времени»,музыкальная запись «Гимн Кубани»,карта-схема Кубани, книги «Введение в историю Кубани.
Слайд № 3.
Фоном звучит Гимн Кубани.
Ведущий:
Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по страницам книги «Введение в историю Кубани».
Авторами этой книги являются:
Мирук Марина Владимировна. Слайд № 4.
Науменко Татьяна Александровна. Слайд № 4.
Слайд № 5, 6, 7.
А поможет нам с ней познакомиться древнегреческий ученый Геродот, который жил двадцать пять веков тому назад. И с помощью машины времени мы встретимся с ним.
Итак, машина времени крутится назад.
(появляется Геродот)
Геродот:
Здравствуйте ребята! Я рад встрече с вами. Чтобы больше знать, я всю свою жизнь путешествовал. Был я и в вашем крае, и написал рассказ об Азовском море, которое назвал Меотидой, а народ, живший на его берегах меотам.
Ведущий: Ну, что все готовы отправиться в путешествие по страницам книги. Хорошо! В путь!
Слайд № 5, 6, 7, 8.
Геродот:
Удивительные загадки прошлого малой Родины-Кубань откроются перед вами, ребята, когда вы начнете изучать «Введение в историю Кубани». А помощниками будут : содержание и условные обозначения, которые встречаются в книге.
Слайд № 9.
Ведущий:
В первой теме мы отправимся по ленте времени. Вы, конечно, знаете, что историческое время можно разделить на тысячелетия, века и годы. На «ленте времени», которую вы видите на этой странице, художник обозначил исторические события, происходившие на земле Кубани.
Слайд № 10.
Уже 500 тысяч лет назад на Кубани жили древние люди. В 1 тысячелетии до н.э. Кубань населяли скифы, меоты, греки. А в 1793 г. был основан г. Екатеринодар, ставший столицей Кубани и в 1920 он был переименован в Краснодар.
Геродот:
Сейчас ребята каждый из вас получит «ленту времени», где вы отметите год образования поселка Найдорф, в котором вы живете. Это 1957 год. Все справились? Молодцы!
Слайд № 11, 12.
Ведущий:
Сегодня многие школьники изучают историю своей семьи. У вас есть возможность составить генеалогическое древо своей семьи. Для этого поговорите со своими родителями, бабушками и дедушками, посмотрите семейные фотографии, старые дневники и письма. И вы узнаете, откуда родом ваша семья, дано ли вы живете на Кубани.
Геродот:
А я подарю вам по древу, которое вы оформите (напишите имена, наклеите фотографии), после беседы с родственниками.
Слайд № 13.
Ведущий:
Ребята! Знаете ли вы, что на Кубани живут люди 120 национальностей?
Поэтому фамилии и имена наших земляков разнообразны. Первые жители города Екатеринодара имели следующие фамилии: Девятка, Волга, Спичка, Корова, Задирка, Бегун, Белоус и другие не менее интересные. Они как правило соответствовали профессиям людей или же их образу (то есть на кого похожи)
Слайд № 14.
Геродот:
А сейчас поиграем в игру «Угадай фамилию» Я буду показывать картинку с изображением человека и называть возможные фамилии, а вы выберете ту, которая больше подходит ему.
Молодцы всё правильно угадали!
Слайд № 15.
Ведущий:
Путешествуем дальше по страницам книги? Тема: «история на карте»
Давайте на «ленте времени» сделаем отметку, когда казаки переселились на Кубань. Это18 век. Хорошо. Более 200 лет на кубанской земле рядом живут казаки. Сегодня здесь находится Краснодарский край, входящий в состав России. Площадь края - более 75 тыс. кв. км, центр – г. Краснодар.
Геродот:
Ребята, перед вами карта-схема Кубани. Давайте отметим кружком место, где живем мы. п. Найдорф находится в конце Динского района, и граничит с Калининский районом.
Слайд № 16, 17, 18.
Ведущий:
Одно из первых селений было названо Екатерининским. Ему суждено было стать столицей казачьего края.
Там, где выгнула русло река,
как подкову у глинистой кручи,
свиток царский был предком раскручен и прочитан под гул тростника.
-Здесь границу держать,
защищать от врагов,
и пшеницу сажать,
и растить казаков.
И провели борозду казаки в дикую степь, обозначив центральную улицу города -Красную.
Слайд № 19.
Геродот:
Вопрос: Как называется центральная улица вашего поселка? Правильно: Красная.
Слайд № 20, 21, 22, 23.
Ведущий:
Листаем книгу дальше! Давайте вспомним и отметим на «ленте времени» отрезок, когда на Кубани жили меоты. Молодцы- в 1 тысячелетии до н.э. А вот их жилище. Как и из чего строили жилище меоты, а позже казаки вы узнаете из темы «история в архитектурных памятниках».
Геродот:
Когда ученые ведут раскопки на месте поселений древних греков, то часто находят амфоры, кратеры и другую керамическую посуду. Они имели красноватый цвет и расписаны черным лаком. Такую посуду находят не только в древнегреческих городах, но и там, где жили меоты. Значит меоты сами изготавливали посуду, похожую на греческую. А казаки делали чугунки, миски, кувшины-крынки и деревянные ложки.
Слайд № 24.
Ведущий:
Задание.
Глядя на рисунок, давайте поможем Коле правильно расположить этикетки.
Правильно. Молодцы Ребята!
Слайд № 25, 26.
Ведущий:
В г. Краснодаре, на улице Гимназической есть краеведческий музей. В одном из его залов расположили экспонаты одежды жителей Кубани. Там можно увидеть одежду разных народов и времен. Однако если вы откроете страницу с темой: «Одежда в разные времена» вы узнаете много интересного.
Геродот:
Давайте дети, глядя на иллюстрации, посчитаем, сколько общих элементов в адыгейской и казачьей форменной одежде?
Слайд № 26, 27, 28, 29.
Фоном (Звучит гимн Кубани)
Ведущий:
Ты, Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
Ребята, вы знаете, что Кубань имеет свою символику: это флаг, герб и гимн.
Изучив тему «история в символах и знаках», вы познакомитесь истоками возникновения геральдики нашего края.
Слайд № 30, 31, 32, 33.
Геродот:
Ребята, когда вы более глубоко познакомитесь с этой книгой об истории родного края, то много узнаете и многому научитесь. Вы станете юными историками- учениками Геродота, ведь каждый из вас создаст свою «Историю»-это история вашей семьи в альбоме « Моя родословная».Если вы соберете эти альбомы вместе, то в п. Найдорф появиться историческая библиотека. Ну что ж успехов! А я прощаюсь с вами!
До новых встреч!
Машина времени запущена. Геродот уходит.
Слайд № 34.
Ведущий:
Все, что вы узнали сегодня очень важно, потому хочется чтобы вы не только знали, но и любили свою малую родину. Сохраняли ее историю, красоту и богатства. Ребята, вы познакомились с пособием по истории Кубани, и будете работать с ним на уроках и дома при подготовке к урокам кубановедения.
Комментарии: если нет мультимедийной установки, можно использовать только книги, а так же сделать ксерокопии необходимых иллюстраций из пособия и раздать учащимся.