Цель: формирование знаний об экономическом понятии “спрос” и определяющих его факторов.
ЗУН:
- необходимо знать, что такое “спрос” и “величина спроса”, ценовые и неценовые факторы спроса;
- необходимо уметь строить графики спроса;
- необходимо научиться определять значение закона спроса для потребителя.
ОУУН:
- восприятие и осмысливание знаний в готовом виде;
- умение делать сравнения;
- умение ставить нужные вопросы.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. – (1 мин.)
(Учитель обращает внимание на осанку учащихся).
2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА. – (1 мин.)
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с экономическим понятием “спрос” и с факторами, которые его определяют.
- Познакомимся с важными понятиями для экономической теории – это
“спрос”, “величина спроса”, “закон спроса”, “неценовые факторы спроса”, “взаимозаменяемые” товары, “взаимодополняемые” товары. |
(СЛОВА НА СЛАЙДЕ)) |
- Научимся строить график спроса и учитывать изменения спроса на графике.
(Откройте учебник, параграф № 9. Приготовьте рабочую тетрадь).
3. СПРОС И ВЕЛИЧИНА СПРОСА. – (5 мин.)
- Изучая экономику в 5,6,7 классе вы уже знакомились с понятием “спрос”. Что же это такое? Как вы его понимаете? (Количество товара, которые покупатели захотят приобрести при разных ценах).
- Чем спрос отличается от простого интереса к товару? (Тем, что спрос требует финансового обеспечения).
- Откройте учебник и прочитайте определение спроса (Спрос – это сложившаяся в определённый период зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже).
- Какой, главный признак спроса мы можем выделить? (Спрос зависит от цены).
- Какое экономическое понятие в этом определении вам неизвестно? (Величина спроса).
- Чем же величина спроса отличается от спроса мы сейчас с вами узнаем с помощью практического примера из жизни учащихся 8а класса.
Практический пример про булочки.
Ф.И.О. | Количество денег | Цена 1 булочки | ||
2 руб. | 5 руб. | 10 руб. | ||
Элла | 30 руб. | 15 | 6 | 3 |
Юна | 20 руб. | 10 | 4 | 2 |
Коля | 10 руб. | 5 | 2 | 1 |
- Сколько булочек сможет купить Элла по цене 2 руб., 5 руб, 10 руб., Юна, Коля?
- От чего зависит их спрос на булочки?
- Чем же отличается спрос и величина спроса?
- Прочитайте определение величины спроса в учебнике. Выделите главный признак (Определённый уровень цен).
- С помощью этого примера мы смогли показать зависимость величин спроса на булочки от цен на них.
РАБОТА В ПАРАХ. – (1 мин.)
- А теперь, повернувшись, друг к другу ответьте ещё раз, чем “величина спроса” отличается от “спроса”?
4. ЗАКОН СПРОСА. (2 мин.)
- С помощью примера про булочки, мы можем вывести и закон спроса.
- Какую закономерность вы увидели с помощью нашего примера?
“Чем выше цена, тем меньше величина спроса и чем ниже цена, тем больше величина спроса”.
РАБОТА В ПАРАХ. – (1 мин.)
(Учащиеся ещё раз проговаривают этот закон в парах).
Ф | И | З | К | У | Л | Ь | Т | М | И | Н | У | Т. |
(РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ НА СЛАЙДЕ). – 1 мин.
5. ГРАФИК СПРОСА. – (5 мин.)
- Спрос можно выразить с помощью графика.
- Что показывают точки на кривой спроса? (Величину спроса).
- Что показывает вся кривая спроса? (Спрос на различные товары при разных ценах).
Построение графиков величины спроса на булочки 8-а класса.
- Сейчас, я предлагаю построить графики своего спроса учащимся Элле, Юнее и Коле.
- У кого из ребят самый большой спрос на булочки? самый маленький?
- От чего зависит спрос Эллы, Юны и Коли? (От цены).
- Что происходит с кривой спроса, если спрос увеличивается? уменьшается? (Работа по таблицам на парте).
- На изменение спроса влияет не только цена, существуют ещё и неценовые факторы изменения спроса.
6. РАБОТА ПО ГРУППАМ. – (3 мин.)
Вид изменения спроса. | График изменения спроса. | Неценовые факторы изменения спроса. |
1. Увеличение спроса (сдвиг кривой спроса вправо). | 1. Новая информация о полезности
или вредности блага. 2. Повышение или понижение уровня жизни. 3. Увеличение или уменьшение дохода. 4. Изменение вкусов и предпочтений покупателей. 5. Число покупателей на рынке. 6. Ожидание будущего изменения цен и доходов. |
|
2. Уменьшение спроса (сдвиг кривой спроса влево). |
- Почему факторы, которые перечислены в третьей колонке, называются неценовыми?
Ф | И | З | К | У | Л | Ь | Т | М | И | Н | У | Т. – |
(2 мин.)
- Я сейчас буду приводить примеры изменений спроса, если спрос увеличивается и кривая спроса должна сдвинуться вправо, вы опускаете голову на правое плечо и наоборот.
- Вошли в моду новые резиновые сапоги красного цвета (вправо).
- Ребята в возрасте 10-12 лет перестали читать журнал “Мурзилка” (влево).
- Айгуль понравились блестящие заколки и она стала покупать их больше (вправо).
- Антиш Саша разлюбил чипсы и перестал их покупать (влево).
- Вадим каждый день покупает новую жевательную резинку (вправо).
- Джинсы зелёного цвета вошли в моду (вправо).
- Учащиеся 8а класса не едят манную кашу (влево).
- Пирожки с брусникой раскупаются 8а классом за одну перемену (вправо).
- Ткаченко Евгений не покупает кока-колу и пепси (влево).
- Василюк Богдан очень любит с утра съесть кусок колбасы (вправо).
7. ЗАДАНИЕ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ. – (4 мин.)
№1, №2 , № 3 (стр.24).
8. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫ И ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ. – (4 мин.)
- Ребята, спрос на товары и услуги ещё зависит от наличия товаров-заменителей и товаров, дополняющих друг друга.
- Что такое взаимозаменяемые товары? (Товары, которые удовлетворяют ту же потребность, что и данный товар).
- Что такое взаимодополняемые товары? (Товары необходимы вместе с данным товаром для удовлетворения потребности в нём).
- Приведите примеры.
№ 4 (стр. 25).
№ 5, 6 (стр. 25).
Ф | и | з | к | у | л | ь | т | м | и | н | у | т. |
- (2 мин.)
- Я сейчас буду приводить примеры взаимозаменяемых товаров и взаимодополняемых.
Если вы услышите пример взаимозаменяемых товаров – вы приседаете, а если взаимодополняемых - встаёте.
- Букет роз и букет лилий.
- Теннисный мяч и теннисные ракетки.
- “Вольво” и “Мерседес”.
- Кеды и шнурки.
- Мандарины и апельсины.
- Проигрыватель и пластинки.
- Пепси-кола и кока-кола.
- Штора и карниз.
- Масло и маргарин.
- Чёрный и белый хлеб.
9. ДОКЛАД “ЛИ ЯККОКА”. (2 мин.)
- Ярким примером правильной оценки спроса и извлечения из этого выгоды является история с Ли Яккокой.
10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ. – (2 мин.)
- Что такое спрос?
- Чем спрос отличается от величины спроса?
- Как звучит закон спроса?
- С помощью чего ещё можно выразить спрос? (Графика).
- Что происходит с кривой спроса, если спрос увеличивается?
- Что происходит с кривой спроса, если спрос уменьшается?
- От каких факторов ещё зависит спрос?
- Чем отличаются взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары?
- Как звали известного американского менеджера, который сумел “ухватить спрос за ворот”?
11. ПРОВЕРОЧНЫЙ МИНИ-ТЕСТ. – (5 мин.)
1. Причиной увеличения спроса на роликовые коньки может быть:
а) ожидание наступления сезона дождей;
б) приближение летних каникул;
в) подорожание апельсинового сока.
2. Выберите пару товаров-заменителей:
а) перьевые ручки и чернила;
б) джинсы и футболки;
в) масло и маргарин.
3. Спрос можно выразить с помощью:
а) графика;
б) рисунка;
в) SMS.
4. Выберите верное высказывание:
а) Кривая спроса сдвигается вправо, если спрос уменьшается;
б) Спрос изменяется только из-за цены.
в) На изменение спроса влияют также и неценовые факторы спроса.
5. Закон спроса гласит - чем выше цена, тем
а) меньше продавцов на рынке;
б) меньше величина спроса;
в) больше продавцов на рынке.
6. Если в результате рекламной компании население стало покупать больше фруктов, то
а) цена на фрукты уменьшилась;
б) спрос на фрукты увеличился;
в) фруктов стало больше.
7. Ценовые факторы спроса зависят от
а) вкусов покупателей;
б) цены на данный товар;
в) от времени года.
12. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. – (1 мин.)
Параграф № 9.
Творческое задание: “Изучить спрос на компьютеры в классе и построить график спроса”.
13. ИТОГ УРОКА. – (1 мин.)
- Что нового узнали на уроке?