Цели:
- ввести число 10, рассмотреть состав числа 10;
- совершенствовать навыки счета в пределах 10;
- закрепление навыков сравнения чисел и выражений; научить ученика самого добывать знания; - развивать речь, внимание, память, логическое мышление, математические способности.
Оборудование: индивидуальное цифровое табло, таблицы с предметными картинками, модели машин и блоков.
Ход урока
- Организационный момент.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности;
У.(учитель): Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На места все тихо сели,
На меня все посмотрели. - Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.
- определить содержательные рамки урока – знакомство с числом 10;
- совершенствовать умение работать с числовым отрезком;
- тренировать мыслительные операции сравнения и обобщения, логическое мышление.
- Числовой отрезок.
- Постановка проблемы. Открытие нового.
- Число и цифра 10.
- Практическая работа.
- Первичное закрепление.
- Посмотрите на карточки.
- Дополнение чисел до 10.
- Работа по учебнику.
- Сравнение чисел и выражений.
- Выполнение заданий в учебнике
- Работа в парах.
- Самоконтроль с проверкой по образцу.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
У.: Восстановите числовой отрезок.
Д.(дети) под черточками ставят числа от 0 до 9.
У.: Какое число следует в натуральном ряду за числом 9?
Д.: Число десять.
У.: На сколько 9 меньше 10? На сколько 10 больше 9?
- Какое число стоит левее 10 на 2 единицы?
- На сколько 8 меньше 10?
- Какое число нужно увеличить на 3, чтобы получить 10?
- Сколько единиц дополняет число 6 до 10?
- Сколько нужно прибавить к 5, чтобы получить 10?
Д. показывают ответы на индивидуальном цифровом табло.
У.: - Проанализируйте выполненное задание.
- Постарайтесь определить тему урока.
- Какие цели поставим на сегодняшний урок?
У.: Чем число 10 отличается от других чисел?
Д.: Мы используем для записи числа 10 две цифры 1 и 0
Учитель вывешивает таблицу с записью числа 10.
Ученица декламирует отрывок из стихотворения С.Я.Маршака:
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить
Потому, что это – десять.
У.: Отгадайте загадку: Что насчитывается у человека в количестве 10?
У двух матерей
По пяти сыновей –
Все в одно имя.
Д.: Пальцы.
У.: Я задаю вопрос, а ответ вы даете с помощью индивидуального цифрового табло.
У.: Сколько пальцев нужно загнуть, чтобы осталось: 2 пальца, 8 пальцев, 3 пальца, 5 пальцев, 4 пальца, 1 палец?
Цель: изучение состава числа 10, закреплять навыки сравнения чисел и выражений в пределах 10.
У.: Сколько клеток закрывают синие фигуры?
Д.: На первой картинке синяя фигура закрывает 9 клеток и ещё одну, т.е. всего она закрыла 10 клеток и т.д.
9 и 9 + 1 | 8 и 8 + 2 | 7 и 7 + 3 | 6 и 6 + 4 |
У.: Посмотрите на таблицу. Здесь нарисованы 5 яблок.
Сколько яблок нужно дополнить, чтобы всего их стало 10?
У.: Изображены груши. Сколько нужно дорисовать, чтобы стало 10?
Д.: Здесь нарисовано 6 груш. Нужно добавить ещё 4 и тогда их будет 10.
Аналогичная работа проводится по рисункам 5,6.
У.: Как составлено число 10 на каждом рисунке?
У.: Запиши к каждому рисунку четыре равенства в тетрадях.
Ф И З М И Н У Т К А
У.: Показываю цифру (6).
Присядьте столько раз.
У.: Показываю цифру(3), увеличьте её на 1 и столько раз кивните головой.
У.: (Показать цифру 7) Уменьшите её на 2 и столько раз подпрыгните.
У.: (Показать 9) Наклонитесь вперед на один раз больше.
- Поставь знаки «>», «<» или «=».
Выполняем задание в тетрадях.
10…1 | 0…10 | 10…9 |
1 0…10-1 | 10…9+1 | 8+2…10 |
У.: Стрелок выбил 1 очко. Второй выстрел попал в девятку. Сколько у него стало очков?
Д.: 1+9=10
У.: Дальше по таблице вам нужно набрать 10 очков.
Цель: зафиксировать знание состава числа 10.
Выполнение задания № 1 в тетрадях на печатной основе.У.: Положите в каждую коробку два шара (проведите стрелки). Будьте внимательны! На каждой коробке указана сумма .
Цель: организовать способность к самоконтролю и самооценке.
Работа в тренинговых тетрадях.
Самостоятельная работа. Проверка по образцу решения.
Выполнение задания по карточкам с.10 (Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 5)
У.: Кто выполнил, откройте с.53 и проверьте карточку № 6.
Цветными карандашами зафиксируйте правильность решения.
Цель: тренировать способность к сравнению чисел, умение выполнять сложение и вычитание.
У.: Разложи блоки на машины. Следи, чтобы машины не были перегружены, так как машина может увести за один раз только 10 «микротонн».
Д.:
1) 5+3+2 | 2) 6+2+2 |
1) 5+2+2+1 | 2) 6+3 |
У.: Могут ли эти две машины увести все блоки за один раз?
Д.: Нельзя, так как каждый раз остается лишний блок.
Цель:
- зафиксировать новый материал, изученный на уроке;
- оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников.
- Что узнали нового?
- Что понравилось больше всего?
- Всё ли у вас получилось?
- Всем ли довольны?
Литература:
- Башмаков М.И. Математика 1 кл. Часть 1. М. АСТ-Астрель, 2007 г.
- Методические рекомендации к урокам математики М. АСТ-Астрель, 2005 г.
- Математика 1 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Г.Петерсон. Сост. Т.В.Бут, Волгоград 2003 г.