Цели обучения иностранным языкам в школе обусловлены теми функциями, которые данный предмет выполняет в общей системе образования и развития школьника. Это:
- коммуникативная функция – формирование коммуникативной компетенции;
- общеобразовательная функция, в понятие которой входит не только начальное лингвистическое образование (формирование начальной лингвистической компетенции), но и знакомство с культурой страны изучаемого языка, ибо язык – это элемент культуры;
- воспитательная функция, связанная помимо прочего, с формированием уважения к другим народам, их традициям;
- развивающая функция, связанная с интеллектуальным и нравственным развитием ребёнка.
Основная цель – формирование коммуникативной компетенции, всё остальные цели реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является и наиболее востребованной любыми категориями учащихся, студентов изучающих иностранные языки. Поэтому пользование всемирной сетью Интернет становится всё более необходимым условием получения и передачи информации по любой специальности. Основная же информация в сети на английском языке.
Современные средства связи с партнёрами также предполагают достаточно свободное владение не только компьютерными технологиями, но и иностранным, в первую очередь, английским языком. Это реальность, с которой приходится считаться. Специфика же английского языка (формирование коммуникативной компетенции) требует предпочтения интерактивных средств обучения для индивидуальной или групповой работы. На уроке приоритет должен быть отдан раздаточным пособиям, организации деятельности каждого ученика индивидуально или в малых группах (парах, тройках) на разных уровнях усвоения языкового материала, причём, в основном, направленные на организацию устной практики. Во внеурочное время это могут быть средства для индивидуальной работы учащихся (CDROM диски, компьютерные программы, Интернет). Важно определиться, для каких целей использовать возможности и ресурсы Интернета. Например: для включения материалов сети в содержание урока, т. е. интегрировать в программу обучения; для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом; для ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках; для самостоятельной подготовки к сдаче экзамена по английскому языку; для систематического изучения определённого курса иностранного языка дистанционно под руководством преподавателя. [1]
Мы разработали серию уроков с применением ИКТ для учащихся 6-х классов МОУ лицея № 6 ещё и потому, что наш лицей имеет математический и информационный профиль. Самостоятельное создание программ требует индивидуальности человека его видения материала. Учителя создают презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таким образом, осуществляется личностно-ориентированное обучение. Из опыта работы можно сделать вывод: концентрация внимания учащихся на вводимом материале приближается к 100%, скорость и качество усвоения темы увеличивается; повышается ответственность в учёбе. Наиболее продуктивными оказались презентации, в которых вставлены упражнения на закрепление. Эти упражнения учащиеся проделывали коллективно прямо с экрана. А оформленные звуковыми эффектами и примерами с надписями верно и неверно, становились мощным стимулом для работы. Очень хорошо использовать упражения-шаблоны для запоминания и закрепления. [2]
Информационные и коммуникативные технологии в проектно-ориентированном обучении имеют положительные моменты, ИКТ позволяют ученикам эффективно собирать данные, анализировать их и представлять в чётком виде с визуальном сопровождением. Использование ИКТ вносит существенный и разнообразный вклад в процесс обучения, повышает эффективность объяснения и качество обучения, так как позволяет применять различные подходы и методы обучения, которые были бы невозможны без ИК-технологий.
К числу таких методов, которые приносят положительные результаты обучения относятся:
- совместная работа уже с использованием компьютера,
- поиска информации в Интернете,
- применение различных дополнительных учебных пособий,
- письменные задания,
- практические занятия по конкретным темам и обучение с использованием компьютера.
Они способствуют повышению качества обучения, обеспечивая быстрый анализ его результатов и обратную связь.
У нас в лицее практикуется обучение на основе проектов, которые выполняют небольшие группы учеников или отдельный ученик.
Мы опробовали серию уроков на средней ступени обучения английскому языку и, исходя из опыта такой работы, пришли к выводам, что обучение на основе проектов повышает мотивацию к обучению. Учащиеся приобретают знания, выходя за рамки программы обучения. Учащиеся овладевают ценными исследовательскими навыками и умениями, которые не формируются в ходе традиционного обучения.
Обучение на основе проектов способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Кроме того, обучение на основе проектов способствует формированию навыков самостоятельного решения заданий. Ученики учатся слушать друг друга, сотрудничать и обучаться. Ученики осваивают не содержание а процесс мышления. [3]
Список использованной литературы
- Интернет в гуманитарном образовании издательство “Владос”, Москва, 2001, под редакцией Е. С. Полат. Часть 2, глава 1. Интернет в преподавании нуманитарных дисциплин в школе, с. 92-126;
- Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, В. А. Ефременко; ИЯШ № 8, 2007г., с. 18-21;
- Учебные проекты с использованием Microsoft office, методическое пособие для учителя, 2-е издание, Москва, “БИКОМ. Лаборатория знаний”, 2007г. Глава II – с. 23-42.
План урока
1. Оргмомент
Hello, pupils. I’m glad to see you today. We’ll have a vocabulary quiz, talk about New Year and Christmas dishes and traditions in Russia and English speaking countries. Then we’ll write your own resolutions and you’ll have your project work: you’ll write (make up) your own Christmas cards on your computers. We will have a lot of tests today. They’ve come to see how you can work on your computers at the English lesson.
2. Речевая зарядка (Приложение 1)
Let’s read a poem. Look at the screen and read it aloud after me.
I wake on Christmas Morning,
My stocking on my bed;
Christmas Eve has come and gone
And Santa Claus has fled.My parents all around me:
A bike! A ball to throw!
I look through the window pane,
At footsteps in the snow.
3. Now answer my questions, please
1. What holiday do people in Europe celebrate tonight? (Christmas Eve)
2. When do they celebrate Christmas? (on the 25-th of December)
3. Why do children put Christmas stockings on the bed? ( to get presents)
4. When do people in Russia celebrate Christmas? (on the 7-th of January)
5. What do they wear? (they wear costumes and masks)
6. When do we celebrate New Year? (on the 31-st of December)
4. Лексическая викторина (Приложение 2)
Look at the pictures, choose the right answer. If it’s true you will get a Christmas tree, if it’s false you will get a Father Frost. Turn to your computers and start your work. Count your right/ true answers; tell me how many you’ll have.
5. What traditional Christmas dishes do you know? (Приложение 1)
In England: Christmas pudding, turkey, mince pies;
In the USA and Canada: Christmas pudding, goose;
In Australia: Christmas pudding;
In Germany: goose, fruitcake.
6. In Russia
Look at the web-map and fill in the right words. What do Russians eat?
Jellied fish, caviar, pickled vegetables, Russian salad, chicken, herrings “in a fur muff”, pelmeni, cake.
7.You’ve worked hard, let’s have a rest
Let’s sing our Christmas song “Jingle bells”. Thanks, pupils.
8. Отработка абсолютных притяжательных местоимений (Игра “Forfeets” (фанты))
В мешке находятся предметы, извлекаю и спрашиваю детей:
Do you know where my bag is? Oh, here it is. Let’s play a game.
- Whose pen is this?
- It’s mine, her, his.
- Whose pens are there?
- They are ours, theirs.
9. Написание (оформление Рождественских открыток) (Приложение 3)
Look at the variants of Christmas cards. Do you get cards on holidays? Do you know how to write them? Let’s see how to write Christmas cards for your mum, dad, friends or teachers.
Объясняю, как их подписывать.
To Helen
May Christmas bring
You you’re wishing for… and more
Love Marion
10. Обычаи и традиции (грамматика и лексика)
Look at the text and say what people in old Russia did many years ago and what they do at Christening time in villages now. (wear costumes and masks, dance in a circle, sing kolyadki, swim in an ice hole, play near the bonfire, tell fortunes)
Дети вставляют слова в текст.
11. Everyone makes New Year resolutions to do or not to do different things
Please write on the sheet of paper your New Year resolutions.
I will do my homework.
I won’t watch TV for a long time.
Get ready in 3 minutes. (оценки).
12. And now it’s time to work over your projects
Design your own postcards on your computers. Print the words mum and your wishes. I’ll give you 7-9 minutes. Who makes the project first will get a five. Please, start working. Whose project will be the best!
13. Thank you for your brilliant work
Your marks are:…