Праздник "Прощание с Азбукой"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Учитель:

Дорогие ребята! Уважаемые родители! Совсем недавно вы пришли в 1 класс. Прошло время, и вы многое узнали и многому научились. Давайте вспомним, как робко вы пришли в класс в первый раз.

Ведущий:

Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Оля:


Оля:
Я хочу учиться в школе
Всё сложила в ранец я,
Только нету букваря,
Есть линейка, клей, тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать. Есть коробка пластилина
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной: Жёлтой, синей, ярко-красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжёлый стал!

Таня:
Кто сказал, что Таня плачет?
Не роняла в речку мячик –
У меня мяча-то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойду я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,
И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на «отлично»
И, как папа, стать врачом!

Ведущий:

А молчавшая Ирина
Вдруг подружкам говорит:


Ирина:
Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу я сложенья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!

Ведущий:
Три девицы первый раз
Собирались в первый класс!

Дети занимают свои места.

Учитель:

А теперь ребята расскажут нам, как они готовились к школе.

1-й ученик:
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Мне теперь не до игрушек:
Я учусь по букварю, Соберу свои игрушки
И детсаду подарю.
2-й ученик:
Я бросила куклу,
Играть не хочу.
Мне некогда очень,
Я буквы учу.
Из них я сама
Составляю слова,
Из них написала я: «Мама моя».

3-й ученик:
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только вышел из пелёнок –
Просит книгу показать.
5-й ученик:
Надо 10 лет учиться,
Не лениться, а трудиться.
Год за годом промелькнут,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога.

4-й ученик:
Мы дружны с печатным Словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
6-й ученик:
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры, Комбайнёры и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы –
Вместе:
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс!
 

Дети исполняют песню «Первоклашка» (В.Шаинский – Ю.Энтин).

Учитель:
Сейчас, ребята, вы учите буквы по азбуке, а когда-то, много лет назад, у детей не было ни букваря, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата-монаха, Кирилл и Мефодий, создали первую азбуку – кириллицу. Азбука помогает нам окунуться в удивительный мир, узнать и изучить окружающие нас чудеса.

Уч-ся:
Прапрадедовской порой
Стали буквы в чёткий строй.
Строй как строй, да не простой –
Он зовётся азбукой.
 

Уч-ся:
С этой книжкой самой первой
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
 

На сцену выходит Азбука.

Пятиклассник:
А теперь отгадайте загадку:
Чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
Станут в ряд –
Сейчас заговорят. (Буквы)
 

Азбука:
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Азбука, от А до Я, смирно!
Гласные?
Гласные:
Здесь!
Азбука:
Согласные?
Согласные:
Здесь!
Азбука:
Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?
Ъ и Ь:
Здесь!

Ведущий:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все …
Дети:
Алфавит!

Под музыку выходят буквы.

А:
А – начало алфавита.
Тем она и знаменита.
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
Б:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В:
Вот буква В
Видна вдали – красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Г :
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Д:
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Е:
Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
Ё:
Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Ж:
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж!
З:
З – не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка.
И:
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
-Три!
А какая буква?
-И!
Й:
Букву Й зовут «И кратким».
Й, как И, в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
К:
Это – Ж, а это – К:
Целый жук
И полжука.
Л:
Алфавит продолжит наш Буква Л – лесной шалаш.
М:
Взявшись за руки Мы встали
И на М похожи стали.
Н:
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенку.
О:
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
В старом дереве дупло,
Ну совсем, как буква О.
П:
На хоккее, на футболе,
Буква П – ворота в поле.
Р:
Дрожу от страха
До сих пор! – воскликнуло полено.
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
С:
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
Т:
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У:
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Ф:
Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.
Х:
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка,
Ветра вольного подружка.
Ц:
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч:
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Ш:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Щ:
На расчёску Щ похожа,
Три зубца всего? Ну что же?
Ъ:
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – Ъ,
Чтобы не облиться.
Ы:
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны.
Ь:
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Э:
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Ю:
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась… буква Ю.
Я:
Я сказала про себя: -
Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит!
Все:
Гол!
Закончен алфавит!

Под музыку «буквы» уходят со сцены.

Учитель:

Ребята, мы с вами узнали, что буквы бывают разные: гласные, согласные, буквы, не обозначающие звуков. Каждая из них выполняет в русском языке свою работу. Давайте вспомним об этом.


1-й ученик:

Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.


2-й ученик:

Ель, то-пор, ло-па-та, ру-ки.
В каждом слове слышны звуки.
Звуки эти разные – гласные, согласные.


3-й ученик:

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.


4-й ученик:

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.


5-й ученик:

ССС – змеиный слышен свист,
ШШШ – шуршит опавший лист,
ЖЖЖ – Шмели в лесу жужжат,
РРР – моторы тарахтят.


6-й ученик:

Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.
МА и ША, а вместе МАША
К нам явилась на урок.


7-й ученик:

Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, читать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все считать.

Дети исполняют песню «Чему учат в школе» (В.Шаинский – М.Пляцковский).

Учитель:

Мы сделали первый шаг, и с каждым новым шагом будем открывать удивительный мир знаний. В этом нам поможет умение читать.


1-й ученик:

Буквы мы узнали, слоги прочитали,
И сложили слоги в целые слова.
После – в предложении вдруг на удивление
Получилось: «Родина моя».


2-й ученик:

А потом и «мама» (та, что моет раму!),
«Дети в мяч играют».
«Речка», «небо», «лес»!
А ещё в программе прочитали сами:
Будет на экране: «Поле из чудес!»


3-й ученик:

Чтобы не канючить, бабушку не мучить,
Почитаю сказки, все наперечёт.
Бабушка на кухне варит борщ и кашу
И блинов, конечно, вкусных напечёт!


4-й ученик:

Напишу в тетради (не оценки ради!)
Буквы алфавита и пример решу.
А сейчас у мамы (той, что моет раму),
Чтоб не отвлекалась, помощь не прошу!


Азбука:

Настала пора расставаться! Теперь вас будет знакомить со сказками, рассказами, стихами моя младшая сестра, а зовут её «Родная речь».

Выходит Родная речь.

Родная речь:

Я – родная речь, я могу увлечь,
У меня для вас не один рассказ,
Множество стихов, много новых слов,
У меня загадки, только без отгадки,
Есть и поговорки, есть скороговорки.


Учитель:

Ребята, у нас в гостях старшие ребята – пятиклассники. Они помогут нам в учении, а сегодня подготовили для вас вопросы-загадки.

Пятиклассники: А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете сказки.

    1. Всех на свете он добрей,
      Лечит он больных зверей,
      И однажды бегемота
      Вытащил он из болота.
      Он известен, знаменит, Это доктор… (Айболит)

    2. Бабушка девочку очень любила,
      Шапочку красную ей подарила,
      Девочка имя забыла своё,
      Вы подскажите, как звали её. (Красная Шапочка).

    3. Он дружок зверям и детям,
      Он живое существо,
      Но таких на целом свете
      Больше нет ни одного.
      Потому что он не птица,
      Не тигрёнок, не лисица,
      Не котёнок, не щенок,
      Не волчонок, не сурок.
      Но заснята для кино
      И известна всем давно
      Эта милая мордашка.
      Он зовётся … (Чебурашка).

    4. Он весел и не злобен,
      Этот милый чудачок.
      С ним хозяин, мальчик Робин,
      И приятель – Пятачок.
      Для него прогулка – праздник,
      И на мёд особый нюх.
      Это плюшевый проказник Медвежонок … (Вини-Пух).
Учитель:

Ребята и уважаемые родители! Мы заканчиваем наш праздник, и чтобы он надолго остался в вашей памяти, я вручаю нашим первоклассникам удостоверения, а родители - памятные подарки – книги.


1-й ученик:

Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!

2-й ученик:

В том, то мы букварь

Все:

Прочли!

2-й ученик:

Полный курс наук

Все:

Прошли!

2-й ученик:

И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.

Ведущий:

В самом деле?

Все:

Нет вопросов.

1-й ученик:

Михалков, Маршак и Носов,

2-й ученик:

Заходер, Барто, Чуковский,

3-й ученик:

Хармс, Бианки и Житков.

1-й ученик:

Паустовский, Маяковский,

2-й ученик:

Горький, Пришвин и Сладков.

3-й ученик:

Лев Кассиль и Лев Толстой.

1-й ученик:

Пушкин, Лермонтов…

2-й ученик:

Постой!

3-й ученик:

Перечислить всех нельзя –

Все:

Все теперь наши друзья!

Под музыку вручаются дипломы.