Обучение грамоте "Звуки [т], [т']. Буквы Т, т"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Познакомить с новыми согласными звуками [т], [т’], с буквами Т,т.
  2. Учить различать новые звуки в устной речи. Читать слоги и слова с новыми и изученными буквами.
  3. Воспитывать интерес к чтению

ОБОРУДОВАНИЕ: касса букв; картинки с изображением кита, цифры пять; буквы Т,т; портрет А. С. Пушкина; книга со сказками А. С. Пушкина. Презентация (10 слайдов).

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Ребята, скажите, что такое речь? Какая бывает речь? Какую речь называют устной (письменной)? Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Из чего состоят слова? Какие звуки называются гласными (согласными)?

Приведите примеры гласных (согласных) звуков. Чем звуки отличаются от букв?

А сейчас поработаем с кассой букв. Я произнесу звук, а вы его обозначите буквой.

- [н], [о], [с’], [н’], [а], [с]

Составьте слоги и слова: на, ом, си, ус; сосна, оси, осы, насос, сани.

3. Физминутка.

<Слайд № 1>

4. Сообщение темы урока. Новый материал.

Сегодня мы будем знакомиться с новыми звуками. Но сначала отгадайте загадку.

- Загадка про кита. Вывешивается картинка с изображением кита.

<Слайд № 2>

Произнесите слово КИТ, выделяя последний звук. А теперь только звук [т]. Звук [т] какой, гласный или согласный? Почему этот звук согласный? Наблюдаем за артикуляцией. Что еще можно сказать про этот звук ( твердый или мягкий)?

Дайте полную характеристику звука [т].

- Звук [т] согласный, мягкий.

Составим схему слова КИТ:

1) Сколько в слове слогов? Почему?
2) Сколько звуков? Назовите каждый звук. Дайте характеристику каждому звуку.
3) Выделить слияние КИ, звук [т] вне слияния.
4) Начертить схему слова КИТ.

Составьте предложение с этим словом. Составьте схему предложения. Как обозначим начало и конец предложения?

5. Физминутка.

<Слайд № 3>

 Продолжаем знакомство с новыми звуками. Поднимите вверх правую руку. Сколько на ней пальцев? Поднимите вверх левую руку. Сколько на ней пальцев?

<Слайд № 4>

- На доску вывешивается картинка с изображением цифры 5.

Произнесите слово ПЯТЬ, выделяя последний звук. А теперь только звук [т’]. Звук [т’] какой, гласный или согласный? Почему этот звук согласный? Наблюдаем за артикуляцией. Что еще можно сказать про этот звук (твердый или мягкий)? Дайте полную характеристику звука [т’].

- Звук [т’] согласный, мягкий.

Составим схему слова ПЯТЬ:

1) сколько в слове слогов? Почему?
2) Сколько звуков? Назовите каждый звук. Дайте характеристику каждому звуку.
3) Выделить слияние ПЯ , звук [т’] вне слияния.
4) Начертить схему слова ПЯТЬ.

Составьте предложение с этим словом. Составьте схему предложения. Как обозначим начало и конец предложения?

На доске схемы предложений. Составить по ним предложения, используя слова с новыми звуками.

<Слайд № 5>

С какими новыми звуками мы познакомились на уроке? Кто знает, какой буквой обозначают эти звуки на письме? Найдите в кассе букв большую и маленькую печатные буквы Т,т.

- На доску вывешивается картинка с изображением буквы Т.

Расскажите про букву Т.

- Буква Т согласная, потому что обозначает два согласных звука [т] – твердый и [т’] - мягкий.

6. Физминутка.

<Слайд № 6>

 7. Закрепление.

Открываем “Азбуку” на 56-57 странице. Героев какого стихотворения узнали? Найдите на картинке предметы, в названии которых есть звук [т] ( [т’] ).

Ребята, автором стихотворения является великий русский поэт А.С.Пушкин.

- На доску вывешивается портрет поэта.

<Слайд № 7>

 Показать книгу со сказками. Прочитать отрывок.

Чтение слоговой таблицы (хором и индивидуально).

<Слайд № 8>

Читающие дети читают пословицы в учебнике. Объяснить смысл каждой пословицы. Простым карандашом подчеркнуть во всех словах букву Т. Прочитать эти слова.

8. Итог урока.

С какими новыми звуками познакомились на уроке? Дать характеристику каждому звуку. Какой буквой обозначим эти звуки на письме? Расскажите о букве Т.

<Слайды № 9 и 10>