Метод проектов возник еще в начале прошлого века, когда умы педагогов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка с целью научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике, т.е. теоретические знания необходимо приблизить к возможности их реализации в практической деятельности.
В настоящее время метод проектов широко применяется в современной мировой методике преподавания ИЯ, так как он позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения отдельно взятой практической проблемы, стимулируя при этом развитие познавательных способностей личности учащегося. Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Эта ситуация возникает в процессе работы над какой-либо учебной темой, в ходе обсуждения прочитанного текста, актуальных событий современной жизни и т.д.
При проведении проектной работы я применяю следующие этапы:
I. Comprehensive language input. Намечаю проблему и определяю источники получения знаний для ее решения: энциклопедии, журналы, познавательные программы телевидения, Интернет и т.д.
II. Processing. Обрабатывается вся масса информации и определяется критерий оценки данной информации с тем, чтобы проанализировать ее и выделить из нее наиболее существенные элементы, способствующие решению задачи. На данном этапе требуется применение знаний лексики и синтаксиса языка.
III. Comprehensive language output. Предполагает собой наличие выходной информации по данному проекту, причем результат данной деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта. Это может быть индивидуально написанное сочинение или проект, составленный группой учащихся совместно. В некоторых случаях проект может быть составлен отдельными учащимися при непосредственной помощи учителя в случае возникновения лексических и грамматических затруднений со стороны учащегося.
Таким образом достигается цель всеуровневого вовлечения учащихся в данный конкретный проект.
Вот как я провожу работу над проектом «Кто мы?».
Прежде всего стараюсь создать доброжелательную и дружественную обстановку в классе для того, чтобы между учащимися возникли доверительные отношения. Начинаем с поиска основных фактов о каждом участнике проекта. Работа идет в парах в режиме диалога, используется раздаточный материал (Приложения №1*, Приложение 2*).
Задание усложняется. Учащимся предлагается описать данные характера и внешности друг друга. На отдельных листках проводится игра «Угадай, кто это?». Листочки смешиваются, учащиеся берут наугад по одному описанию, зачитывают вслух и угадывают описываемого человека.
Далее учащиеся расширяют свои знания об одноклассниках. «Какие мы на самом деле?» – дети составляют описание личности по линиям их ладоней (раздаточный материал – Приложения № 3*, Приложение 4*) или гороскопам (раздаточный материал – Приложение № 5*).
На следующем этапе нашей проектной работы мы выясняем, как учащиеся планируют свой день. Учимся писать личные планы работы, учитывающие достижения и недостатки с целью их последующего преодоления (раздаточный материал – Приложение № 6*), заглядываем в будущее (раздаточный материал – Приложение № 7*).
И, наконец, последний этап - подведение итогов работы. Я предлагаю следующие варианты:
- выпуск классного альбома группы учащихся с фотографиями и описаниями личности, выработанными на уроках;
- задания с использованием НИОТ;
- написать биографию персонажа художественного произведения (Шерлока Холмса, Золушки, Гарри Поттера и т.п.) в электронном виде на дискете;
- написать собственную биографию и оформить ее в виде своей домашней странички в сети Интернет.
Я считаю, что участие учащихся в создании проекта дает им возможность не только использовать ранее приобретенные знания, но дает широкий простор для творческой деятельности каждого учащегося, вовлеченного в проект.
Участие в проекте расширяет кругозор учащихся и увеличивает их лексический запас. Оно дает возможность использовать различные источники информации и современные информационные технологии. Учащиеся в процессе создания проекта учатся генерировать и развивать идеи, возникающие в процессе работы над проектом, оценивать и отбирать получаемую информацию с точки зрения ее применения к данной теме проекта. Кроме того, они вырабатывают коммуникативные навыки при совместной работе над проектом, умение четко и ясно излагать свои мысли как в письменной, так и в устной форме.
Работа над проектом дает возможность вовлекать учащихся, независимо от их уровня языковой подготовки, в коллективную деятельность, направленную на достижение общей цели, работать в команде. С другой стороны, участие в проекте стимулирует развитие навыков индивидуальной целенаправленной творческой деятельности. Оно вырабатывает способность оценки и самооценки, а также повышает мотивацию изучения данного предмета, так как учащиеся видят конкретный результат своей работы, своего вклада в общий коллективный труд, получая творческое удовлетворение от своей деятельности.
* Раздаточные материалы приложений взяты из следующих изданий: Ramon Ribe, Nuria Vidal. Project Work. – McMillan, 2005; Mick Gammidge. Speaking Extra. – Cambridge University Press, 2005, и их копирование разрешено авторами вышеуказанных изданий только для работы в классе.
Список использованной литературы:
- Барменкова О. И. О работе над проектом по учебнику ‘Happy English 2’. – ИЯ в школе № 3, 1997 г.
- Белогрудова В. П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода. – ИЯ в школе № 8, 2005 г.
- Душеина Т. В. Проектная методика на уроках ИЯ. – ИЯ в школе № 5, 2003 г.
- Коптюг Н. М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся. – ИЯ в школе № 3, 2003 г.
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках ИЯ. – ИЯ в школе № 2, 3, 2000 г.
- Graham Palmer. Writing Extra. Cambridge, 2004 г.
- Mick Gammidge. Speaking Extra. – Cambridge, 2005 г.
- Ramon Ribe, Nuria Vidal. Project Work. – McMillan, 2005 г.