ЦЕЛИ УРОКА:
- познакомить с понятием “семья”;
- составить родословное древо.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, древа семей, общие понятия, приложение в карточках.
ХОД УРОКА.
1. Вступительная беседа.
- Ребята, вы ходите в школу, чтобы научиться тому, что еще не умеете делать, узнать о том, чего еще не знаете. И все-таки вы уже достаточно большие и многое успели увидеть, узнать, научиться. Потому что человек учится с первого дня своей жизни и до самого конца.
- Человеческий детёныш рождается самым беспомощным среди детенышей разных животных. Он не умеет передвигаться. Не может сказать, не может даже придвинуться к маме, когда она совсем рядом.
Но зато человеческие детеныши рождаются очень способными к обучению – как никакие другие детеныши. Так распорядилась природа.
Например: вылупившийся из яйца утенок сразу может идти за мамой уткой, самостоятельно кушать и даже плавать.
Человеческому детенышу немного дано от рождения, но зато он многому может научиться, чему никогда в жизни не научатся детеныши птиц, рыб и зверей. Например: читать, считать, строить дома, машины, самолеты, растить сады, собирать урожай.
- Скажите, может ли ребенок сам по себе учиться всему, что потребуется ему потом в жизни? (нет)
- Ну, давайте вспомним о Маугли, кого воспитывали звери в диких джунглях.
- Автор сказки Джозеф Киплинг долгие годы жил в Индии. И там действительно случалось так, что человеческих детенышей утаскивали и воспитывали волки или обезьяны. Но когда люди находили таких детей и пытались приобщить их к человеческой жизни, из этого ничего не получалось: дети ходили на четвереньках, не могли есть вареную пищу, и с огромным трудом учились разговаривать. Но мы должны помнить, что Киплинг написал сказку, где происходит что-то необыкновенное, вымышленное.
- Кто же их учит всему этому?
- Школа (но ведь вы пошли в школу в 6-7 лет)
- Детский сад (но ведь вы пошли в сад в 2-3 года)
- У родителей, бабушек, дедушек.
- У близких людей. А они есть у каждого маленького
человека. Близкие люди научат всему, что нужно
уметь, понимать и знать, чтобы уверенно
чувствовать себя в жизни.
- А как называются все эти близкие люди вместе –
одним словом?
- СЕМЬЯ.
- И сегодня мы будем говорить о семье каждого из
вас.
- А что же такое – семья?
- Когда я готовилась к уроку, то открыла две толстые и умные книги. Одна называется “Толковый словарь”, а другая “Энциклопедия”. В них говорится, что “семья” - это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, которые живут вместе.
- А каких близких родственников вы можете назвать? (бабушка, дедушка, тетя, дядя, племянники, двоюродные сестры, двоюродные братья) С.29 (сделать альбом из семейных фотографий)
- Итак, у каждого из нас есть семья.
- А у кого еще может быть семья? (у животных: самка,
самец, детеныши)
Послушайте стихотворение Михаила Яскова “Две семьи”. (учебник с.95)
- О каких двух семьях говорится в стихотворении?
- Сейчас вам нужно будет назвать маму, папу и
детеныша некоторых животных.
(Таблица с рисунками семей животных)
- Что еще можно назвать семьей?
(Семейство кошек: лев, тигр, барс, кошка; семья грибов: опята, грузди, поганки. Какие грибы растут семейками?
Семейство кактусов, семья языков: русский, белорусский, украинский – образуют славянскую группу языков)
- А сейчас я произнесу слово СЕМЬЯ несколько
раз, попробуйте услышать, какие два слова
спрятались в этом слове? СЕМЬ-Я, СЕ-МЬЯ (СЕМЬ, Я)
- Почему же слово семья образовалось именно от
этих слов.
- Во-первых, “семь” это особое, таинственное,
волшебное число. Вспомните, где мы его встречаем?
(семь чудес света, семь дней недели, семь планет
на небе, на свете было семь мудрецов)
- Пословицы.
1) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2)Семеро одного не ждут.
- Выражения.
1) До седьмого пота,
2) На седьмом небе.
3) Семь шкур спустить.
4) Семь верст до небес и все лесом.
5) Семь бед – один ответ.
- Во вторых. “Я” - семь раз, но почему не 6, не 8, а
7?
- Пословица “Семья крепка ладом”. Как вы ее
понимаете? (Семья крепка дружбой)
- Итак, каждая молодая семья это –
- Считайте: папа, мама, ребенок, две бабушки, два
дедушки.
- Сколько получилось? 7.
- Давайте представим семью в виде дерева (учебник
с.14)
- Конечно, бывает в семье и больше детей, но это
же не сразу, а потом. Бывает меньше бабушек или
дедушек, когда кто-нибудь умирает.
- Итак, кто запомнил, как образовалось слово
семья? (из слов: семь я)
- Семь – таинственное число
- Я – семь человек в семье.
- Семья – группа людей, живущих вместе.
- Подберите однокоренные слова (семейка,
семейный, семьянин).
2. Домашнее задание.
Учебник с.29 (альбом из семейных фотографий)