Цели:
- образовательная: сформировать у учащихся умения находить значение алгебраического выражения;
- развивающая: развитие математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;
- воспитательная: воспитание интереса к математике, активности, организованности, самостоятельности.
Задачи:
- отработка практических умений и навыков в процессе работы с тренажером;
- первичный контроль приобретенных умений и навыков в стандартной ситуации.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование и дидактический материал:
- компьютер;
- мультимедиа-проектор;
- экран;
- компьютерная презентация;
- учебник «Алгебра 7», М.И.Башмаков;
- рабочая тетрадь к учебнику «Алгебра 7», М.И.Башмаков;
- карточки;
- жетоны.
Ход урока
I. Организационный момент. (Слайд №1)
(Проверка готовности класса к уроку; постановка цели и задач урока).
Сегодня на уроке «Практикум по теме «Вычисляем значение алгебраического выражения» мы обобщим и приведем в систему изученный материал. Ваша, ребята, задача: показать свои знания и умения в процессе тестирования по теме и практике, разноуровневой самостоятельной работы.
II. Проверка домашнего задания.
- Дежурный ученик на перемене записывает на доске выполненное им домашнее задание. В начале урока обсуждается правильность выполнения домашнего задания.
- Двое учащихся выполняют задания на обратной стороне доски, а в это время идет фронтальный опрос обучающихся по теме «Алгебраические выражения».
- После фронтального опроса работа, выполненная учениками на доске, проверяется учащимися и оценивается учителем.)
Образец записи домашнего задания на доске.
№1.
а) А=x (x+1)(x+2)(x+3)+1.
Если x= -4, то А= -4 (-4+1)(-4+2)(-4+3)+1=25.
б) А=
Если x=10, a= 3.5, b=4, то А=.
в) А=
Если а=5, b=-4, то А=
Ответ: а) 25; б) 1; в) 9.
№2.
а) А=
Выражение А не определено, если (x-1)(x-2)=0.
x-1=0 или x-2=0.
x=1; x=2.
б) А=.
Выражение А не определено, если a-b=0. a=b.
Ответ: А не определено: 1) при х =1, х=2; 2) при a=b.
Вопросы фронтального опроса (Слайды №2-3):
- Что называется числовым выражением?
- Что называется значением числового выражения?
- Что получится, если в числовом выражении заменить некоторые числа буквами?
- Что такое алгебраическое выражение?
- Как вычисляется значение алгебраического выражения?
- Найдите значение алгебраического выражения А= при а =-1, b=3. Всегда ли это выражение определено?
Карточка для учащихся, работающих на доске.
При каких значениях букв не определено значение А?
- А=
- А=
- А=
Ответы к заданиям карточки:
- Выражение А не определено при а=2.
- Выражение А не определено при а=-1 или а=3.
- Выражение А определено при всех значениях а.
III. Практикум.
1. Задание 1.8 из учебника.
Вычислите значение алгебраического выражения А при указанном значении букв.
2. Тест.
Вариант 1
1. Найдите значение выражения при x=5, y =-1.
а) 2
б) 3
в) -2
2. Найдите значение выражения (х+2) (у-3) при х = -2, у= 2,6.
а) 2,1
б) 0
в)-4,6
3. Найдите значение выражения х2- 4 при х= -3.
а) 5
б) -13
в)2
4. Найдите значение выражения-1 при х =
а)
б)
в)
5. Выражение не имеет смысла при х равном:
а) 5
б) 0
в)-5
Вариант 2
1. Найдите значение выражения при х = 2, у = -3.
а) 2
б) -10
в) 10
2. Найдите значение выражения (х-3) (у+4) при х = -2,2 , у= -4.
а) -5,2
б) 0
в) 4,4
3. Найдите значение выражения 5-х2 при х = -2.
а) 3
б)7
в)1
4. Найдите значение выражения при х = 6.
а) -2
б) -1
в) 2
5. Выражение не имеет смысла при х равном:
а) 3
б) 0
в) -3.
3. С целью осуществления дифференцированного подхода в обучении, учащиеся класса разделены на группы: 1 группа (базовый уровень), 2 группа (повышенный уровень).
Тренажер. (для учеников 1-й группы)
х | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
2х | |||||||
2х-1 | |||||||
х2+2 |
Серия. (для учеников 2-й группы)
1. Найдите по формуле s= vt значение:
- времени t , если s = 72 км, v =9 км/ч;
- скорости , если s =56 км, v= 8ч.
2. Запишите формулу для вычисления периметра P квадрата со стороной a. Найдите сторону квадрата, периметр которого равен 36 см.
IV. Оздоровительная минутка .
V. Разминка.
Автомат №9 (4-6) из рабочей тетради.
(Это специальный тип тренажёра, в котором алгоритм задаётся последовательным применением автоматов, выполняющих заранее запрограммированные операции).
1. Автомат А прибавляет к числу, помещенному в него, 2. Автомат В умножает его на 3. Автомат С возводит его в квадрат.Запись (С°А°В)х означает, что число х сначала поместили в автомат В, затем полученный результат поместили в автомат А, а потом полученное число — в автомат С. Например, (°ѰА)5 = (В°С)(5 + 2) = (В°С)7 = В(72)=В49=3-49=147. Вычислите результат действия автоматов. | |
1 | (А°В°С)х=(А°В)х2=А(Зх2) = 3;е2 + 2 |
2 | (С°А°В)х= |
3 | (°ѰА)х = |
4 | (А°С°В)х= |
5 | (В°А°С)х = |
6 | (Ѱ°А)х = |
VI. Блицопрос.
(По окончанию выполнения заданий учащиеся обмениваются работами, и проверка осуществляется с помощью мультимедиа проектора. (Презентация. Слайды № 4-6)Ученики, верно выполнившие все пять заданий, получают за урок отметку «5», а обучающимся, которые верно выполнили 3 или 4 задания может быть выставлена соответственно отметка «3»или«4» по их желанию.)
Фамилия ______________________
Класс:7 « »
Блицопрос по теме «Числовые и алгебраические выражения»
Вариант 1
1. Запишите в виде числового выражения и найдите его значение: сумма чисел 17 и 6,5.
Решение:______________________________________________________________
Ответ: ________________.
2. Найдите значение выражения 15 а+ 11 b при а= 2, b=3.
Решение:______________________________________________________________
Ответ: _________________.
3. Известно, что x+y=7, z=3. Найдите x+y+5z.
Решение:______________________________________________________________
Ответ: _________________.
4. Если m-n=8,то чему равно n-m?
Решение: ______________________________________________________________
Ответ _________________.
5. При каком значении переменной не имеет смысла выражение
Решение: ______________________________________________________________
Ответ: ________________.
Вариант 2
1. Запишите в виде числового выражения и найдите его значение: разность чисел 17 и 6,5.
Решение:______________________________________________________________
Ответ: ________________.
2. Найдите значение выражения 13 а+ 12 b при а= 2, b=3.
Решение:_______________________________________________________________
Ответ: _________________.
3. Известно, что x+y=4, z=6. Найдите x+y+5z.
Решение:_______________________________________________________________
Ответ: _________________.
4. Если m-n=3,то чему равно n-m?
Решение: ______________________________________________________________
Ответ _________________.
5. При каком значении переменной не имеет смысла выражение
Решение: ______________________________________________________________
Ответ: ________________.
VII. Домашнее задание:
- №1.9 (2,4);
- №1.11(1(1 и 2 строка),2(а));
- необязательное задание №1.33.
VIII. Подведение итогов урока.
За верно выполненное на доске домашнее задание, ответы во время фронтального опроса, работу с тренажером, серией, автоматом учащиеся зарабатывают жетоны. Набрав за один или несколько уроков 5 жетонов, ученик получает отметку «5».