Конспект группового логопедического занятия по предупреждению нарушений чтения и письма у учащихся первого класса общеобразовательной школы с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Разделы: Начальная школа


Цели:

I.

  • Организовать деятельность учащихся по вырабатыванию четкой дифференциации твердого и мягкого согласных звуков "Б".
  • Установить связь звука с буквой; закрепить умение каллиграфически верно записывать письменные строчную и заглавную Б.
  • Предупредить возникновение недифференциации строчных прописных букв б-д на основе кинетического сходства.
  • Содействовать пропедевтическому ознакомлению учащихся с языковыми категориями "живой, неживой предмет", используя языковой материал урока.
  • Продолжить работу по совершенствованию умения воспринимать инструкцию с первого предъявления; отвечать на вопрос учителя - логопеда полным предложением.
  • Совершенствовать технику чтения и письма.

II.

  • Создать условия для развития психологической базы речи (восприятия, внимания, мышления); зрительно - пространственного гнозиса;
  • Общей, мелкой, артикуляционной моторики; графического навыка;
  • Слого - звукового анализа, фонематического слуха и восприятия на примере дифференциации изучаемых звуков; диалогической речи учащихся.

III.

  • Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, интерес к логопедическим занятиям; интерес к чтению сказок.

Оборудование: Буратино, Мальвина, Карабас - Барабас, стрелки, схемы - человечки, слоги - слияния, индивидуальные картинки для каждого учащегося; звуковые дорожки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Дидактическая задача: создать положительный эмоциональный фон; психологически подготовить учащихся к активной учебной деятельности.

- Я очень рада видеть вас на занятии. Сегодня к нам на урок пришло очень много гостей. Посмотрите на них, поприветствуйте, кивните головой. Они пришли посмотреть, какие вы умные и хорошие, как прекрасно вы умеете работать. А сейчас все внимание только на меня.

II. Подготовка к основной учебно - познавательной деятельности.

Дидактическая задача: обеспечить мотивацию учения учащихся и включение в совместную деятельность по определению целей урока; актуализировать субъектный опыт учащихся; создать условия для развития зрительно - пространственного гнозиса.

Развитие зрительно – пространственного гнозиса:

- Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы отправляемся в путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путешествие, необходимо определить, в какую сторону идти. Посмотрите на доску. Прочитайте, куда мы отправимся, если пойдем влево? (На перемену), а если вправо (В сказку).

Определить, куда идти поможет нам то, что лежит на вашей парте в правом верхнем углу. Что это? (Это стрелки). Они и укажут нам путь. Возьмите каждый свою стрелку в руки. Определите, куда вправо или влево направлена ваша стрелочка?

- Сядьте на свои места те дети, стрелка у которых показывает вправо. Есть ли дети, стрелка которых указывала влево? (нет). Поднимите правую руку, а теперь ответьте, куда же мы отправляемся? (Мы идем в сказку).

Развитие скорости чтения через упражнение “Буксир”:

- Ребята, а хотите узнать, в какую сказку мы идем? (Да)
- Тогда переверните стрелочку обратной стороной. Что вы увидели? (там что - то написано печатными буквами). Пусть приготовятся работать ваши острые глазки. Я буду читать то, что там написано, а вы постараетесь успеть за мной:

"Давным - давно в городе на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе. Однажды в руки ему попалось полено, которое пищало человеческим голосом. Джузеппе очень испугался и решил подарить это странное полено приятелю по имени Карло".

- Поднимите руку дети, которые успевали за мной. Молодцы!
- Кто догадался к какой сказке мы пришли в гости? ("Золотой ключик или приключения Буратино).
- Сегодня за ваши правильные, полные ответы я буду выдавать золотые ключики, в конце урока награду получит тот, кто наберет больше всего ключиков.
- Поднимите левую руку те из вас, кто читал эту сказку. А для тех, кто не читал, я принесла показать вам эту книгу, и вы обязательно после урока сходите в библиотеку и прочитаете ее.

Работа со словами – признаками, словами – предметами:

- Ребята, оказывается слово "Буратино" пришло к нам из итальянского языка.
- Подумайте и скажите, это слово предмет, признак или действие? (Это слово - предмет).

Хотите узнать, как переводится это слово? Тогда читайте (деревянный человечек).

- А из чего он был сделан, если его назвали "деревянный"? (Его сделали из дерева). Слово "деревянный" предмет, признак или действие? Какой еще наш Буратино? (веселый, маленький, смешной).

- Вот и мы с вами попытаемся сами смастерить Буратино, но для этого надо выполнить много интересных заданий.

Артикуляционная гимнастика для губ с включением пальцев рук:

- Для того, чтобы появилась голова нашего героя, необходимо взять в руки зеркало и отравиться в страну "Зеркалье". Пусть поработают наши губы: улыбнитесь так, чтобы не видны были ваши зубки, а сейчас сделайте пятачок. Приготовьте руки: чередуем улыбку и пятачок. А сейчас попробуем наши губки наказать: п-п-п.

- Переверните зеркала, отправляемся в Зазеркалье. Прочитайте, что написано на обратной стороне? (Молодец!)

Слого – звуковой анализ слова “Буратино”:

- Найдите то, что лежит у вас на парте в правой части вашей парты на подставке? (Это слоги - слияния).

- Для того, чтобы появилось туловище нашего сказочного героя, необходимо выложить слово Буратино из слогов - слияний. Ключики получают те, кто быстро и правильно работает.

- Проверьте правильность выполнения. Буратино решил написать звучание своего имени. Найдите ошибку. (Не обозначил мягкость согласной Т*)
- Туловище не появляется, необходимо сказать, сколько гласных в этом слове? Назовите их. (Гласных 4 : у, а, и, о) Позовем слове, назовите ударную гласную (и).
- Если в слове 4 гласных, сколько будет слогов? Назовите их. (Бу, ра, ти, но)
- Выделите первый звук в слове, назовите его. (Б)

 - Он гласный или согласный? (Согласный)
- Твердый или мягкий? (Твердый) Есть ли у него мягкий брат? Докажите.
- Какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (Буквой Б)
- Молодцы, появилось туловище!

Сообщение темы и целей урока:

- Тогда кто из вас скажет, с какими звуками и буквой мы будем работать на уроке? (Мы будем работать с мягким и твердым звуком "Б" и буквой Б)

Научимся различать твердый и мягкий звук "Б".

III. Усвоение нового материала.

Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

Уточнение артикуляции и акустических признаков изучаемых звуков:

Чтобы появилась рука, необходимо поработать со схемой - человечком.

- Давайте еще раз произнесем звук Б, а теперь мягкий Б. Чем они отличаются? (Один твердый, другой - мягкий)
- Тогда, какие ботиночки мы наденем на схему - человечка? (Один - зеленый, другой - синий)
- Что в них общего? Давайте поставим руку на горлышко. Произносим. (Они оба - звонкие).
- Что наденем на голову: колокольчик или наушники? (Колокольчик, потому что оба звука - звонкие).

Дифференциация твердого и мягкого звуков с одновременным движением рук.

- Нужно доделать для Буратино еще одну руку, для этого поиграем. Я вам буду называть разные звуки, как только вы услышите твердый звук "Б" сжимаете руки в кулачки, как только мягкий звук "Б" - расслабляете руку. На все остальные звуки - отдыхаете Б, Б*, П, М, Н, М*, Б*.

Физпауза "Буратино":

Буратино потянулся, потянулся.
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Установление связи звука с буквой:

- С помощью чего мы будем обозначать звуки на письме? Что такое буква?
- Как назовем букву для обозначения твердого и мягкого звука "Б"?
- Какие буквы существуют? Среди трех различных букв, найдите печатную Б и прикрепите к схеме - человечку.

- Какие буквы вы увидели на доске сейчас? (Письменную заглавную и строчную). Буратино просит, чтобы вы превратили свой нос в такой же длинный, как у него и постарались прописать носом заглавную и строчную буквы.

- Давайте попробуем сделать Буратино ногу.

- В вашей тетради прописаны вот такие элементы - их писал Буратино. Он считает, что все это элементы букв заглавной и строчной Б. Допишите, там, где это необходимо буквы строчную и заглавную Б. Все неправильные элементы вычеркните.

Предупреждение появления недифференциации прописных строчных букв “б” и “д”:

- Осталось доделать всего одну ножку!
- Посмотрите на следующую рабочую строчку. Эти буквы снова писал Буратино. Он считает, что всё это строчная буква “б”. Прав ли он? Мальвина, которая учила Буратино, просит вас и Буратино запомнить, что у буквы б хвостик напоминает хвостик белочки, потому что всегда смотрит вверх, а хвостик буквы д напоминает хвост дятла, потому что всегда смотрит вниз. Сконструируйте буквы из элементов.

- Исправьте Буратино! Дежурную букву б обведите в кружок, а букву д - вычеркните.
- Собрали нашего деревянного человечка!

Чтение слогов по слоговой таблице:

- Помните, в сказке про Буратино очаровательная девочка с голубыми волосами пыталась учить нашего героя читать. Она попросила его прочитать вот эти слоги, давайте поможем Буратино.

Ба Бо Бу Бэ Бы

Бя Бе Бю Бе Би

- Что общего в этих слогах?
- Чем они отличаются?
- В какой строке звук Б - твердый? Какие гласные нам на это показывают?
- В какой строке звук Б* - мягкий? Какие гласные показывают нам это?

Повторение слогов парами с одновременным движением пальцев рук.

- Наши пальчики сейчас будут здороваться по этой таблице. Ба - бя (большой с большим ит.д.) А потом она дала Буратино задание поиграть в игру.

Игра “Камень – вата”:

- Объясните Буратино, что мы будем показывать при помощи камня, а ваты?
- Я называю слоги, а вы поднимаете вверх камень или вату: ба, бе, бу, бы, би, бэ, бе.

IV. Первичная проверка усвоения новых знаний.

Дидактическая задача: установить правильность восприятия, понимания, выявить пробелы.

- Для того, чтобы узнать тайну золотого ключика от следующей героини нашей сказки, а кто помнит, как ее зовут? (Черепаха Тортила), необходимо сделать следующее задание.
- Найдите следующую рабочую строку. Напишите один слог, в котором звук "Б" - твердый, поставьте запятую. Рядом запишите один любой слог, в котором звук Б* - мягкий.
- Проверим. Вы сделали задание верно, если ваш первый слог - из первой строчки, второй слог - из второй строчки. Молодцы!
- Какую же тайну раскрыла Черепаха Буратино? (Ключом открывается дверь в коморке у папы Карло).

V. Этап закрепления новых знаний.

Дидактическая задача: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности, которые необходимы для самостоятельной работы.

Развитие зрительного и фонематического восприятия:

- А еще в этой сказке был страшный герой, с длинной бородой. Как его звали? (Карабас Барабас). Он хотел отобрать ключ у Буратино. Давайте поможем Буратино убежать! А для этого нужно вспомнить про наши стрелочки. Они у вас у всех разного цвета. Ваша задача - назвать цвет и установить, есть ли мягкий или твердый звук "Б" в названии цвета (Голубой, красный, желтый, белый, зеленый, бордовый).

Составление слов из рассыпанных слогов, определение твёрдости и мягкости согласного звука:

- А для того, чтобы Карабас запутался в своей бороде и обмотался вокруг дерева, надо составить слова из рассыпанных слогов.

Тон - ба, ря - бу, ки -бы, ки - би - ку.

Развитие фонематического слуха:

- Буратино удалось благодаря вам убежать от Карабаса. Долго он распутывал бороду. А потом он пошел в харчевню, чтобы обсудить дела со своим другом. Они там ели и пили, а кости бросали вот в такой кувшин. Буратино решил испугать Карабаса и стал кричать из него непонятные слова. Помогите узнать, что кричал Буратино, исправьте: былет, бяран, бюлочка, бюкашка, забур, бистро.

Работа со звуковыми дорожками:

- И на этот раз удалось Буратино убежать от Карабаса. Но дорога домой лежит у вас на парте. Какой звук вы увидели на первой дорожке? (Твердый), здесь будет передвигаться Буратино с какой шапочкой: синей или зеленой? (синей)

- Какой звук вы увидели на второй дорожке? (Мягкий), с какой шапочкой будет передвигаться Буратино? (С зеленой).

- Я называю слово. Если вы услышали твердый звук, передвигаете Буратино с синей шапочкой по первой дорожке, если с мягким звуком, то с зеленой шапочкой по второй дорожке: бегемот, бас, бок, бег…

- По какой дорожке Буратино пробежал быстрее?
- Значит, каких слов было больше: с твердым или с мягким звуком?

Работа с индивидуальными картинками:

- Помогите Буратино, за ним гонится Дуримар. Назовите, что изображено на ваших картинках, лежащих в тарелочке, определите, какой там звук: твердый или мягкий.
- Посмотрите на картинку. Что вы увидели. Найдите "лишний предмет". Почему?

Работа с предложением:

- Буратино бегать быстро. Правильно ли я составила предложение? Исправьте. Выложите схему, сколько слов в предложении?

Найдите слово - действие. Назовите еще слова - действия.

Найдите "лишнее" слово. Почему?

- Молодцы, добрался Буратино до дома.

VI. Контроль.

Дидактическая задача: выявить качество усвоения материала.

- Здесь и ждет нас последнее испытание. Помогите открыть ключиком дверь!
- Найдите следующую рабочую строчку. С маленькой буквы напишите два слова. В первом звук Б - твердый, во втором - мягкий.
- Справились с работой.

VII. Итог урока.

- Итак, дверь открыта, а что же за ней? А за ней - новый кукольный театр, в котором теперь будут играть только новые и интересные пьесы.
- Над какими звуками мы сегодня работали, какая была дежурная буква?
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Посчитайте ваши ключики.

- Вы очень хорошо работали на уроке, много сделали и вспомнили удивительное приключение о том, как можно победить врагов при помощи остроумия, смелости, дружбы. Спасибо за работу на уроке!