Цели:
I.
- Организовать деятельность учащихся по вырабатыванию четкой дифференциации твердого и мягкого согласных звуков "Б".
- Установить связь звука с буквой; закрепить умение каллиграфически верно записывать письменные строчную и заглавную Б.
- Предупредить возникновение недифференциации строчных прописных букв б-д на основе кинетического сходства.
- Содействовать пропедевтическому ознакомлению учащихся с языковыми категориями "живой, неживой предмет", используя языковой материал урока.
- Продолжить работу по совершенствованию умения воспринимать инструкцию с первого предъявления; отвечать на вопрос учителя - логопеда полным предложением.
- Совершенствовать технику чтения и письма.
II.
- Создать условия для развития психологической базы речи (восприятия, внимания, мышления); зрительно - пространственного гнозиса;
- Общей, мелкой, артикуляционной моторики; графического навыка;
- Слого - звукового анализа, фонематического слуха и восприятия на примере дифференциации изучаемых звуков; диалогической речи учащихся.
III.
- Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, интерес к логопедическим занятиям; интерес к чтению сказок.
Оборудование: Буратино, Мальвина, Карабас - Барабас, стрелки, схемы - человечки, слоги - слияния, индивидуальные картинки для каждого учащегося; звуковые дорожки.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Дидактическая задача: создать положительный эмоциональный фон; психологически подготовить учащихся к активной учебной деятельности.
- Я очень рада видеть вас на занятии. Сегодня к нам на урок пришло очень много гостей. Посмотрите на них, поприветствуйте, кивните головой. Они пришли посмотреть, какие вы умные и хорошие, как прекрасно вы умеете работать. А сейчас все внимание только на меня.
II. Подготовка к основной учебно - познавательной деятельности.
Дидактическая задача: обеспечить мотивацию учения учащихся и включение в совместную деятельность по определению целей урока; актуализировать субъектный опыт учащихся; создать условия для развития зрительно - пространственного гнозиса.
Развитие зрительно – пространственного гнозиса:
- Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы отправляемся в путешествие. Но для того, чтобы отправиться в путешествие, необходимо определить, в какую сторону идти. Посмотрите на доску. Прочитайте, куда мы отправимся, если пойдем влево? (На перемену), а если вправо (В сказку).
Определить, куда идти поможет нам то, что лежит на вашей парте в правом верхнем углу. Что это? (Это стрелки). Они и укажут нам путь. Возьмите каждый свою стрелку в руки. Определите, куда вправо или влево направлена ваша стрелочка?
- Сядьте на свои места те дети, стрелка у которых показывает вправо. Есть ли дети, стрелка которых указывала влево? (нет). Поднимите правую руку, а теперь ответьте, куда же мы отправляемся? (Мы идем в сказку).
Развитие скорости чтения через упражнение “Буксир”:
- Ребята, а хотите узнать, в какую сказку мы идем?
(Да)
- Тогда переверните стрелочку обратной стороной.
Что вы увидели? (там что - то написано печатными
буквами). Пусть приготовятся работать ваши
острые глазки. Я буду читать то, что там написано,
а вы постараетесь успеть за мной:
"Давным - давно в городе на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе. Однажды в руки ему попалось полено, которое пищало человеческим голосом. Джузеппе очень испугался и решил подарить это странное полено приятелю по имени Карло".
- Поднимите руку дети, которые успевали за мной.
Молодцы!
- Кто догадался к какой сказке мы пришли в гости?
("Золотой ключик или приключения Буратино).
- Сегодня за ваши правильные, полные ответы я буду
выдавать золотые ключики, в конце урока награду
получит тот, кто наберет больше всего ключиков.
- Поднимите левую руку те из вас, кто читал эту
сказку. А для тех, кто не читал, я принесла
показать вам эту книгу, и вы обязательно после
урока сходите в библиотеку и прочитаете ее.
Работа со словами – признаками, словами – предметами:
- Ребята, оказывается слово "Буратино"
пришло к нам из итальянского языка.
- Подумайте и скажите, это слово предмет, признак
или действие? (Это слово - предмет).
Хотите узнать, как переводится это слово? Тогда читайте (деревянный человечек).
- А из чего он был сделан, если его назвали "деревянный"? (Его сделали из дерева). Слово "деревянный" предмет, признак или действие? Какой еще наш Буратино? (веселый, маленький, смешной).
- Вот и мы с вами попытаемся сами смастерить Буратино, но для этого надо выполнить много интересных заданий.
Артикуляционная гимнастика для губ с включением пальцев рук:
- Для того, чтобы появилась голова нашего героя, необходимо взять в руки зеркало и отравиться в страну "Зеркалье". Пусть поработают наши губы: улыбнитесь так, чтобы не видны были ваши зубки, а сейчас сделайте пятачок. Приготовьте руки: чередуем улыбку и пятачок. А сейчас попробуем наши губки наказать: п-п-п.
- Переверните зеркала, отправляемся в Зазеркалье. Прочитайте, что написано на обратной стороне? (Молодец!)
Слого – звуковой анализ слова “Буратино”:
- Найдите то, что лежит у вас на парте в правой части вашей парты на подставке? (Это слоги - слияния).
- Для того, чтобы появилось туловище нашего сказочного героя, необходимо выложить слово Буратино из слогов - слияний. Ключики получают те, кто быстро и правильно работает.
- Проверьте правильность выполнения. Буратино
решил написать звучание своего имени. Найдите
ошибку. (Не обозначил мягкость согласной Т*)
- Туловище не появляется, необходимо сказать,
сколько гласных в этом слове? Назовите их.
(Гласных 4 : у, а, и, о) Позовем слове, назовите
ударную гласную (и).
- Если в слове 4 гласных, сколько будет слогов?
Назовите их. (Бу, ра, ти, но)
- Выделите первый звук в слове, назовите его. (Б)
- Он гласный или согласный? (Согласный)
- Твердый или мягкий? (Твердый) Есть ли у него
мягкий брат? Докажите.
- Какой буквой на письме обозначаются эти звуки?
(Буквой Б)
- Молодцы, появилось туловище!
Сообщение темы и целей урока:
- Тогда кто из вас скажет, с какими звуками и буквой мы будем работать на уроке? (Мы будем работать с мягким и твердым звуком "Б" и буквой Б)
Научимся различать твердый и мягкий звук "Б".
III. Усвоение нового материала.
Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
Уточнение артикуляции и акустических признаков изучаемых звуков:
Чтобы появилась рука, необходимо поработать со схемой - человечком.
- Давайте еще раз произнесем звук Б, а теперь
мягкий Б. Чем они отличаются? (Один твердый,
другой - мягкий)
- Тогда, какие ботиночки мы наденем на схему -
человечка? (Один - зеленый, другой - синий)
- Что в них общего? Давайте поставим руку на
горлышко. Произносим. (Они оба - звонкие).
- Что наденем на голову: колокольчик или наушники?
(Колокольчик, потому что оба звука - звонкие).
Дифференциация твердого и мягкого звуков с одновременным движением рук.
- Нужно доделать для Буратино еще одну руку, для этого поиграем. Я вам буду называть разные звуки, как только вы услышите твердый звук "Б" сжимаете руки в кулачки, как только мягкий звук "Б" - расслабляете руку. На все остальные звуки - отдыхаете Б, Б*, П, М, Н, М*, Б*.
Физпауза "Буратино":
Буратино потянулся, потянулся.
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Установление связи звука с буквой:
- С помощью чего мы будем обозначать звуки на
письме? Что такое буква?
- Как назовем букву для обозначения твердого и
мягкого звука "Б"?
- Какие буквы существуют? Среди трех различных
букв, найдите печатную Б и прикрепите к схеме -
человечку.
- Какие буквы вы увидели на доске сейчас? (Письменную заглавную и строчную). Буратино просит, чтобы вы превратили свой нос в такой же длинный, как у него и постарались прописать носом заглавную и строчную буквы.
- Давайте попробуем сделать Буратино ногу.
- В вашей тетради прописаны вот такие элементы - их писал Буратино. Он считает, что все это элементы букв заглавной и строчной Б. Допишите, там, где это необходимо буквы строчную и заглавную Б. Все неправильные элементы вычеркните.
Предупреждение появления недифференциации прописных строчных букв “б” и “д”:
- Осталось доделать всего одну ножку!
- Посмотрите на следующую рабочую строчку. Эти
буквы снова писал Буратино. Он считает, что всё
это строчная буква “б”. Прав ли он? Мальвина,
которая учила Буратино, просит вас и Буратино
запомнить, что у буквы б хвостик напоминает
хвостик белочки, потому что всегда смотрит вверх,
а хвостик буквы д напоминает хвост дятла, потому
что всегда смотрит вниз. Сконструируйте буквы из
элементов.
- Исправьте Буратино! Дежурную букву б обведите
в кружок, а букву д - вычеркните.
- Собрали нашего деревянного человечка!
Чтение слогов по слоговой таблице:
- Помните, в сказке про Буратино очаровательная девочка с голубыми волосами пыталась учить нашего героя читать. Она попросила его прочитать вот эти слоги, давайте поможем Буратино.
Ба Бо Бу Бэ Бы
Бя Бе Бю Бе Би
- Что общего в этих слогах?
- Чем они отличаются?
- В какой строке звук Б - твердый? Какие гласные
нам на это показывают?
- В какой строке звук Б* - мягкий? Какие гласные
показывают нам это?
Повторение слогов парами с одновременным движением пальцев рук.
- Наши пальчики сейчас будут здороваться по этой таблице. Ба - бя (большой с большим ит.д.) А потом она дала Буратино задание поиграть в игру.
Игра “Камень – вата”:
- Объясните Буратино, что мы будем показывать
при помощи камня, а ваты?
- Я называю слоги, а вы поднимаете вверх камень
или вату: ба, бе, бу, бы, би, бэ, бе.
IV. Первичная проверка усвоения новых знаний.
Дидактическая задача: установить правильность восприятия, понимания, выявить пробелы.
- Для того, чтобы узнать тайну золотого ключика
от следующей героини нашей сказки, а кто помнит,
как ее зовут? (Черепаха Тортила), необходимо
сделать следующее задание.
- Найдите следующую рабочую строку. Напишите один
слог, в котором звук "Б" - твердый, поставьте
запятую. Рядом запишите один любой слог, в
котором звук Б* - мягкий.
- Проверим. Вы сделали задание верно, если ваш
первый слог - из первой строчки, второй слог - из
второй строчки. Молодцы!
- Какую же тайну раскрыла Черепаха Буратино?
(Ключом открывается дверь в коморке у папы Карло).
V. Этап закрепления новых знаний.
Дидактическая задача: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности, которые необходимы для самостоятельной работы.
Развитие зрительного и фонематического восприятия:
- А еще в этой сказке был страшный герой, с длинной бородой. Как его звали? (Карабас Барабас). Он хотел отобрать ключ у Буратино. Давайте поможем Буратино убежать! А для этого нужно вспомнить про наши стрелочки. Они у вас у всех разного цвета. Ваша задача - назвать цвет и установить, есть ли мягкий или твердый звук "Б" в названии цвета (Голубой, красный, желтый, белый, зеленый, бордовый).
Составление слов из рассыпанных слогов, определение твёрдости и мягкости согласного звука:
- А для того, чтобы Карабас запутался в своей бороде и обмотался вокруг дерева, надо составить слова из рассыпанных слогов.
Тон - ба, ря - бу, ки -бы, ки - би - ку.
Развитие фонематического слуха:
- Буратино удалось благодаря вам убежать от Карабаса. Долго он распутывал бороду. А потом он пошел в харчевню, чтобы обсудить дела со своим другом. Они там ели и пили, а кости бросали вот в такой кувшин. Буратино решил испугать Карабаса и стал кричать из него непонятные слова. Помогите узнать, что кричал Буратино, исправьте: былет, бяран, бюлочка, бюкашка, забур, бистро.
Работа со звуковыми дорожками:
- И на этот раз удалось Буратино убежать от Карабаса. Но дорога домой лежит у вас на парте. Какой звук вы увидели на первой дорожке? (Твердый), здесь будет передвигаться Буратино с какой шапочкой: синей или зеленой? (синей)
- Какой звук вы увидели на второй дорожке? (Мягкий), с какой шапочкой будет передвигаться Буратино? (С зеленой).
- Я называю слово. Если вы услышали твердый звук, передвигаете Буратино с синей шапочкой по первой дорожке, если с мягким звуком, то с зеленой шапочкой по второй дорожке: бегемот, бас, бок, бег…
- По какой дорожке Буратино пробежал быстрее?
- Значит, каких слов было больше: с твердым или с
мягким звуком?
Работа с индивидуальными картинками:
- Помогите Буратино, за ним гонится Дуримар.
Назовите, что изображено на ваших картинках,
лежащих в тарелочке, определите, какой там звук:
твердый или мягкий.
- Посмотрите на картинку. Что вы увидели. Найдите
"лишний предмет". Почему?
Работа с предложением:
- Буратино бегать быстро. Правильно ли я составила предложение? Исправьте. Выложите схему, сколько слов в предложении?
Найдите слово - действие. Назовите еще слова - действия.
Найдите "лишнее" слово. Почему?
- Молодцы, добрался Буратино до дома.
VI. Контроль.
Дидактическая задача: выявить качество усвоения материала.
- Здесь и ждет нас последнее испытание. Помогите
открыть ключиком дверь!
- Найдите следующую рабочую строчку. С маленькой
буквы напишите два слова. В первом звук Б -
твердый, во втором - мягкий.
- Справились с работой.
VII. Итог урока.
- Итак, дверь открыта, а что же за ней? А за ней -
новый кукольный театр, в котором теперь будут
играть только новые и интересные пьесы.
- Над какими звуками мы сегодня работали, какая
была дежурная буква?
- Что больше всего понравилось на занятии?
- Посчитайте ваши ключики.
- Вы очень хорошо работали на уроке, много сделали и вспомнили удивительное приключение о том, как можно победить врагов при помощи остроумия, смелости, дружбы. Спасибо за работу на уроке!