Ум заключается не только
в знании, но и в умении
прилагать знание в дело
Аристотель.
Цели:
- повторение и систематизация знаний по теме: “Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические операции в позиционных системах счисления”;
- формирование навыка решения типовых задач по данной теме;
- расширение кругозора учащихся.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя:
Сегодня мы отправляемся в путь к познанию, мы вместе с вами будем размышлять, думать, считать, возможно, и ошибаться, и ошибаться ни раз, но не бойтесь ошибиться. “Весь путь человеческого познания - это серия ошибок, причем все меньших и меньших”. Не бойтесь ошибаться, ведь не ошибается тот, кто ничего не делает!
Учитель оглашает и комментирует эпиграф урока, знакомит учащихся с целями и ходом урока.
II. Разминка “Сформулируй правильно!”(Работа в парах.)
Для каждой пары раздаются два вида карт (разного цвета), на одних картах помещены термины, на других - определения. Необходимо найти соответствие между терминами и определениями (следует указать пары соответствующих номеров карт). На чистом листе бумаги учащиеся записывают номер карточки первого вида и номер карточки второго вида (5 минут).
Карточки первого вида
- Система счисления
- Системы счисления
- Позиционная система счисления
- Римская система счисления
- Десятичная система счисления
- Основание системы счисления
- Алфавит цифр и основание
Карточки второго вида
- является непозиционной
- является позиционной
- имеет каждая позиционная система
- в ней количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.
- делятся на 2 группы: позиционные и непозиционные
- знаки, используемые для записи чисел
- двоичная, десятичная, римская, вавилонская
- равно количеству цифр (знаков в ее алфавите)
- наиболее распространена
- это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита
Ответ:
1-10
2-5
3-4
4-1
5-2
6-8
7-3
III. “Калейдоскоп” (Фронтальный опрос)
- Укажите, какие числа записаны с ошибками, ответ
объясните:
1237 , 30054 , 12ААС0920 , 134767. - Какое число следует за каждым из данных :
1010 6778 AF16 - Было 11 яблок. После того как каждое из них разрезали пополам, стало110 половинок. В какой системе счисления вели счет?
IV. “Вихрь задач”
На каждом столе- лист с текстами задач, задачи с нечетными номерами разбираются на доске, задачи с четными номерами предлагаются для самостоятельного решения на отдельных листах, которые потом сдаются учителю на проверку.
1. Назовите основание и алфавит 5-ричной системы счисления.
2. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа:10, 21, 201,1201 ?
3. Какие числа записаны с помощью римских цифр:
МММD, IV, XIX, MCMXCIVII ?.
4. Запишите год, месяц, и число своего рождения с помощью римских цифр.
5. В старину на Руси широко применялась система счисления, отдаленно напоминающая римскую. С ее помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате податей. Для записи чисел употреблялись следующие знаки:
Звезда – тысяча рублей
Колесо – сто рублей
Квадрат – десять рублей
Х – один рубль
IIIIIIIIII – десять копеек
I – одна копейка
Запишите с помощью старинной русской системы счисления 3752 рубля 23 копейки.
6. Какая сумма записана с помощью старинной русской системы счисления:
ХХХ IIIIIIIIII II ?
7. Придумайте свою непозиционную систему счисления и запишите в ней числа : 45, 769, 1001.
8. Запишите в развернутом виде числа: А10= 125,34 А8= 341, 51
V. “Я – Сам ! ”
Самостоятельная работа.
Переведите десятичные числа 645, 383 в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и заполните таблицу:
Десятичные | шестнадцатичные | восьмеричные | двоичные | |
а | 645 | |||
в | 385 | |||
а+в | ||||
а - в |
VI. Итоги урока:
Вручение медалей “Умник” и “Умница” учащимся, получившим наибольшее количество баллов за урок.
Надпись на медалях (зачитывается вслух):
Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
Литература.
- Информатика. Приложение к газете “Первое сентября” №8, 1999г.
- Информатика. Задачник – практикум в 2т. / Под. ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера.- М.: Бином. Лаборатория базовых знаний, 2004г.
- Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова- М.: Лаборатория базовых знаний, 2002г.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: Бином Лаборатория знаний, 2002г.