Воспитание правильной речи у детей младшего школьного возраста средствами изографов

Разделы: Начальная школа


Главным условием полноценного развития ребёнка является его общение с взрослыми и сверстниками. Первые годы жизни, как известно, являются сенситивным периодом для усвоения родного языка, чем и определяется необходимость диагностики коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Практика обучения детей чтению и письму показывает, что многие дети при этом испытывают значительные трудности. Очевидно, что школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. Затруднения в учёбе в ряде случаев могут быть вызваны недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики. А.Ф. Братченко и Л.Ф. Сербина выделяют две основные причины, ведущие к такой несформированности. Первая из них связана с индивидуальными особенностями онтогенеза ребёнка. Факторами, приводящими к такому отставанию в формировании психики ребёнка, могут быть условия социальной среды, в которых растёт ребёнок или специфика развития мозга ребёнка.

Второй достаточно большой группой факторов, обусловливающих трудности овладения грамотой являются сложности самих процессов чтения и письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. Ученые выделяют ряд процессов, которые нарушаются при патологии чтения и письма:

  • овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
  • соотнесение звука с буквой;
  • синтез букв в слово;
  • способность расчленять слово на оптические и акустические элементы;
  • определение ударения, мелодии слова, гласных слова;
  • понимание прочитанного.

В своей практической деятельности, проводя диагностическое обследование детей, я наблюдала специфическое нарушение письма и чтения, обусловленное несформированностью вышеуказанных процессов. Это послужило мне сигналом для более глубокого, детального изучения теоретической литературы, поиска новых форм, методов и приёмов коррекционной деятельности. Таким образом, я использовала изографы, разработав цикл уроков с их применением.

Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.

Существует множество игровых упражнений, помогающих наиболее успешно овладеть грамотой - от первого знакомства детей с буквой до полного овладения чтением и письмом.

Воспитание правильной речи с помощью изографов продумано мной таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания детей; даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения заданий.

Основными задачами в воспитании правильной речи детей являются:

  • развитие познавательных процессов средствами изографов;
  • формирование слогового анализа и синтеза;
  • совершенствование фонематических процессов;
  • формирование морфологических и синтаксических обобщений и представлений;
  • развитие функций словоизменения и словообразования;
  • развитие связной монологической речи детей.

Методика работы с изографами.

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

4. Определение орфограммы в этом слове.

5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

6. Записывание слова - изографа в тетради.

7. Называние букв и звуков слова - изографа.

8. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе.

9. Разделение слова - изографа на слоги.

10.Зарисовка слова - изографа в тетради.

11.Отстукивание ритма слова - изографа.

12.Придумывание предложения со словом изографом.

13.Выкладывание из крупы одного из слогов слова - изографа.

В данной работе представляю один из уроков разработанного мной цикла "Изографы на правописание сочетаний ЖИ -ШИ" (1 класс).

Тема. Звуки и буква Я.

Цели: формировать умения слышать и различать в устной и письменной речи букву Я; развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, мышление; воспитывать ответственность.

Организационный момент.

- Какая одинаковая буква встречается в следующих словах: ящик, яблоко, октябрь.

- Как вы думаете, о какой букве мы поговорим на занятии?

Актуализация знаний учащихся.

1. Характеристика буквы Я.

2. Развитие мелкой моторики.

- Выложите из фасоли "подарок" для буквы Я. В названии вашего подарка должна быть обязательно буква Я.

3.Развитие фонематического слуха.

- Хлопни в ладоши, если услышишь слог с буквой Я.

бя, ма, ис, ле, дя, зя, ву, тю, пя, ря, го, гя.

Формирование новых знаний.

1. Сказка "Песенка звуков" (с использованием фланелеграфа)

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: “Й-Й-Й…”. Смотрят, а это к ним в гости Й-краткий пришёл. Слушает он как гласные поют, и сам пытается им подпевать:

Й-Й-Й…

Слушал-слушал А, да и говорит:

- А давай-ка попробуем спеть вдвоём. Ты начинай, а я подхвачу.

Й-краткий согласился, и они запели:

- ЙА, ЙА, ЙА – полилась новая песенка и образовалась новая буква –Я.

2. Работа в тетради.

- Яма, ящик, Зоя, стая, моя, Коля, Катя, воля, пряник, пятно, ряд, Оля, вяжут, рядом.

- Наша Мая мала. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Зоя мала, да умна.

3. Физминутка.

4.Работа с изографом – шило (Приложение 1)

- Рассмотрите изограф.

- Какой предмет он напоминает?

- Составьте слово.

- Какая орфограмма спряталась в этом слове?

- Запишите это слово, выделив орфограмму.

- Произнесите слово и звуки, из которого оно состоит.

- Сколько звуков (букв) в этом слове?

- Назовите их по порядку.

- Назовите гласные (согласные) звуки.

- Назовите гласные (согласные) буквы.

- Разделите слово-изограф на слоги.

- Сколько в нем слогов?

- Нарисуйте изограф.

- Выложите из крупинок только первый слог слова-изографа.

- Составьте предложение, используя слово-изограф.

- Поднимите цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

- Определите место слова-изографа в предложении.

Закрепление.

1.Дидактическая игра "Кто лишний?" (Объясни перенос выделенных слов.)

- Козы, овцы, заяц, петух.

- Телята, жеребята, поросята, жираф, слонята.

Итог.

Данный опыт коррекционно-развивающей работы с применением изографов может быть использован учителями других образовательных учреждений с целью воспитания правильной речи у детей.