Главным условием полноценного развития ребёнка является его общение с взрослыми и сверстниками. Первые годы жизни, как известно, являются сенситивным периодом для усвоения родного языка, чем и определяется необходимость диагностики коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Практика обучения детей чтению и письму показывает, что многие дети при этом испытывают значительные трудности. Очевидно, что школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внешних и внутренних факторов. Затруднения в учёбе в ряде случаев могут быть вызваны недостаточной сформированностью отдельных функциональных систем психики. А.Ф. Братченко и Л.Ф. Сербина выделяют две основные причины, ведущие к такой несформированности. Первая из них связана с индивидуальными особенностями онтогенеза ребёнка. Факторами, приводящими к такому отставанию в формировании психики ребёнка, могут быть условия социальной среды, в которых растёт ребёнок или специфика развития мозга ребёнка.
Второй достаточно большой группой факторов, обусловливающих трудности овладения грамотой являются сложности самих процессов чтения и письма.
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности. Ученые выделяют ряд процессов, которые нарушаются при патологии чтения и письма:
- овладение оптическим единством буквы и акустическим единством звука;
- соотнесение звука с буквой;
- синтез букв в слово;
- способность расчленять слово на оптические и акустические элементы;
- определение ударения, мелодии слова, гласных слова;
- понимание прочитанного.
В своей практической деятельности, проводя диагностическое обследование детей, я наблюдала специфическое нарушение письма и чтения, обусловленное несформированностью вышеуказанных процессов. Это послужило мне сигналом для более глубокого, детального изучения теоретической литературы, поиска новых форм, методов и приёмов коррекционной деятельности. Таким образом, я использовала изографы, разработав цикл уроков с их применением.
Изографы - это картинки, на которых слово зашифровано буквами, расположение которых близко или отдалённо напоминает предмет, о котором идёт речь.
Существует множество игровых упражнений, помогающих наиболее успешно овладеть грамотой - от первого знакомства детей с буквой до полного овладения чтением и письмом.
Воспитание правильной речи с помощью изографов продумано мной таким образом, что обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания детей; даёт возможность каждому ребёнку участвовать в процессе выполнения заданий.
Основными задачами в воспитании правильной речи детей являются:
- развитие познавательных процессов средствами изографов;
- формирование слогового анализа и синтеза;
- совершенствование фонематических процессов;
- формирование морфологических и синтаксических обобщений и представлений;
- развитие функций словоизменения и словообразования;
- развитие связной монологической речи детей.
Методика работы с изографами.
1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.
2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.
3. Составление слова.
4. Определение орфограммы в этом слове.
5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.
6. Записывание слова - изографа в тетради.
7. Называние букв и звуков слова - изографа.
8. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе.
9. Разделение слова - изографа на слоги.
10.Зарисовка слова - изографа в тетради.
11.Отстукивание ритма слова - изографа.
12.Придумывание предложения со словом изографом.
13.Выкладывание из крупы одного из слогов слова - изографа.
В данной работе представляю один из уроков разработанного мной цикла "Изографы на правописание сочетаний ЖИ -ШИ" (1 класс).
Тема. Звуки и буква Я.
Цели: формировать умения слышать и различать в устной и письменной речи букву Я; развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, мышление; воспитывать ответственность.
Организационный момент.
- Какая одинаковая буква встречается в следующих словах: ящик, яблоко, октябрь.
- Как вы думаете, о какой букве мы поговорим на занятии?
Актуализация знаний учащихся.
1. Характеристика буквы Я.
2. Развитие мелкой моторики.
- Выложите из фасоли "подарок" для буквы Я. В названии вашего подарка должна быть обязательно буква Я.
3.Развитие фонематического слуха.
- Хлопни в ладоши, если услышишь слог с буквой Я.
бя, ма, ис, ле, дя, зя, ву, тю, пя, ря, го, гя.
Формирование новых знаний.
1. Сказка "Песенка звуков" (с использованием фланелеграфа)
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: “Й-Й-Й…”. Смотрят, а это к ним в гости Й-краткий пришёл. Слушает он как гласные поют, и сам пытается им подпевать:
Й-Й-Й…
Слушал-слушал А, да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоём. Ты начинай, а я подхвачу.
Й-краткий согласился, и они запели:
- ЙА, ЙА, ЙА – полилась новая песенка и образовалась новая буква –Я.
2. Работа в тетради.
- Яма, ящик, Зоя, стая, моя, Коля, Катя, воля, пряник, пятно, ряд, Оля, вяжут, рядом.
- Наша Мая мала. Маша взяла мяч. Боря искал ягоды. Люба мяла глину. Зоя мала, да умна.
3. Физминутка.
4.Работа с изографом – шило (Приложение 1)
- Рассмотрите изограф.
- Какой предмет он напоминает?
- Составьте слово.
- Какая орфограмма спряталась в этом слове?
- Запишите это слово, выделив орфограмму.
- Произнесите слово и звуки, из которого оно состоит.
- Сколько звуков (букв) в этом слове?
- Назовите их по порядку.
- Назовите гласные (согласные) звуки.
- Назовите гласные (согласные) буквы.
- Разделите слово-изограф на слоги.
- Сколько в нем слогов?
- Нарисуйте изограф.
- Выложите из крупинок только первый слог слова-изографа.
- Составьте предложение, используя слово-изограф.
- Поднимите цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
- Определите место слова-изографа в предложении.
Закрепление.
1.Дидактическая игра "Кто лишний?" (Объясни перенос выделенных слов.)
- Козы, овцы, заяц, петух.
- Телята, жеребята, поросята, жираф, слонята.
Итог.
Данный опыт коррекционно-развивающей работы с применением изографов может быть использован учителями других образовательных учреждений с целью воспитания правильной речи у детей.