1. Пояснительная записка.
Данная программа разработана для проведения предметных курсов в 9-х классах или элективных курсов в 10-11 классах, призванных развивать и поддерживать на высоком уровне произносительные навыки учащихся. Программа также может помочь при организации индивидуальных консультаций для учащихся 5 – 11 классов. Программа рассчитана на 17 часов, хотя время на прохождение некоторых разделов при необходимости может быть увеличено.
Правильное произношение - необходимое условие успешного овладения любой иноязычной речью. Практика показывает, что после проработки вводных фонетических курсов английского языка произносительные навыки учащихся через некоторое время начинают ухудшаться. Это происходит в результате непрерывно возрастающего потока языковой информации: увеличения количества вводимой лексики, усложнения грамматики, изучения различных стилей речи и т.п. Поэтому работа над фонетикой является одной из ежеурочных задач преподавателей английского языка. При этом под фонетикой понимается не только правильное произношение отдельных звуков, но также формирование фонематического слуха и овладение техникой произношения звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и потоке речи. Планомерная работа в данном направлении особенно актуальна в рамках предпрофильной и профильной подготовки учащихся.
Индивидуальная проработка материала, формирование устойчивых произносительных навыков у каждого конкретного ученика особенно эффективны при использовании компьютера. Компьютерная программа "Профессор Хиггинс" предлагает разнообразные упражнения, которые могут помочь учителю в достижении поставленной цели в работе над фонетикой. При этом идеальным вариантом является регулярное занятие в компьютерном классе, оборудованном наушниками и колонками.
1). Цели и задачи курса.
Данный фонетический практикум преследует цель – развитие и поддержание на высоком уровне произносительных навыков учащихся через практическое решение задач:
- развить навыки фонетического и интонационного оформления речи (см. раздел Требования к уровню подготовки учащихся данной программы);
- провести индивидуальную коррекцию недостатков произношения учащихся;
- целенаправленно работать над ликвидацией таких
типичных ошибок, как:
- смягчение согласных перед гласными;
- оглушение конечных звонких согласных;
- произношение конечных согласных с гласным призвуком;
- слабая артикуляция глухих согласных;
- отсутствие аспирации при произнесении согласных [p], [t], [k] в ударном слоге перед гласным;
- замена согласного согласным [n];
- смешение фонем [w] и [v], а также замена их русским звонким согласным [в]; замена сонанта [w] русским [у];
- замена согласных согласными [s], [z], [t], [d], [f], [v], [l] и русскими звукосочетаниями [тс] и [дз];
- замена согласного [h] русскими глухими согласными [х] и [х’];
- замена сонанта [r] русскими вибрирующими сонантами [р] и [р’] ;
- смешение долгих и кратких парных гласных;
- чрезмерно отчетливое произношение неударных слогов;
- неправильное произношение дифтонгов.
2). Краткая характеристика компьютерной программы “Профессор Хиггинс” по аннотации к диску.
Данная программа имеет подзаголовок “Английский без акцента!”. Ее фонетический раздел озвучен преподавателем Биллом Шефардом, координатором Синдиката экзаменов по английскому языку как иностранному при Кембриджском университете. Программа рекомендована Институтом информатизации образования Российской Академии образования и выбрана Министерством образования для поставки в 31000 школ России. Кроме того, это “лучшая учебная программа по английскому языку” по мнению участников и посетителей VIII конференции-выставки “Информационные технологии в образовании”.
Для эксплуатации данной программы необходим следующий состав аппаратных средств: процессор Pentium 75 МГц; Microsoft WINDOWS 95; 8 Мбайт оперативной памяти, четырехскоростной привод CD-ROM, 16-битная звуковая карта.
Данный аудиовизуальный курс английского языка представляет собой мультимедийную программу (текст, графика, стереозвук), может заменить лингафонный кабинет для интенсивной фонетической тренировки.
Фонетический раздел программы использует прием, позволяющий ученику слышать и “видеть” свою и эталонную речь. То есть, отрабатывая произношение не только отдельных звуков и слов, но и связного текста (фразы, поговорки, скороговорки, диалога, стиха) программа "Профессор Хиггинс" предлагает ученику изучить схему артикуляции, прослушать эталон, а затем, работая самостоятельно с микрофоном, сравнить собственное произношение с правильным вариантом.
Раздел “Аудиосемантические упражнения” позволяет развить навыки восприятия устной речи и расширить словарный запас обучаемых. Предлагаемые здесь ранжированные упражнения являются наиболее эффективным способом семантизации лексики, так как происходит процесс одновременного запоминания звучания, написания и перевода отрабатываемых слов.
Важно, что в курс включен словарь, составляющие лексические единицы которого наиболее часто встречаются в тренинговом блоке.
Каждый фрагмент системы упражнений может быть прослушан, произнесен и отработан в аудиовизуальном сравнении необходимое количество раз до полного усвоения.
3). Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате фонетической отработки с помощью данной программы учащиеся должны развить следующие навыки фонетического и интонационного оформления речи:
- идентификация гласных и согласных букв английского алфавита и их правильная артикуляция;
- слуховое вычленение в речи дифтонгов и правильное их произношение;
- соблюдение словесного ударения в двусложных и многосложных словах;
- соблюдение ударения во фразе (ударение на указательных и вопросительных местоимениях, числительных, наречиях, полнозначных глаголах и т.п.; безударное произнесение артиклей, предлогов, союзов, вспомогательных глаголов, личных и притяжательных местоимений);
- правильное членение предложений на смысловые и ритмические группы;
- правильное использование нисходящего, восходящего и ровного тонов для оформления различных коммуникативных типов предложения;
- правильное озвучивание транскрипции.
4). Содержание программы фонетического практикума на базе компьютерной программы “Профессор Хиггинс”. 17 часов.
Как работать с программой – 1 час.
Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с программой. Работа со следующими разделами в меню программы: инструкция; словарь; запись и воспроизведение собственного чтения.
Фонетическая отработка звуков – 2 часа.
Гласные звуки. Согласные звуки. Английский алфавит. Произношение связующего, навязчивого звука [r].
Правила чтения – 4 часа.
Гласные буквы в четырех типах ударного слога. Гласные буквы в сочетаниях с “r”. Двойные сочетания гласных букв. Гласные буквы в особых сочетаниях. Согласные буквы. Особые сочетания согласных букв. Отработка сочетаний: sure/ ture/ zure; ci/ ti/ si + гласная; гласная + sion.
Ударение – 1 час.
Ударение в двусложных, трехсложных и многосложных словах.
Аудиосемантические упражнения – 6 часов.
Диалоги по темам: комплимент; просьба; предложение; извинение; совет; ресторан; еда; покупки; транспорт; дорога; телефон; дом, семья; увлечения, отдых; Земля. Скороговорки. Поговорки. Стихотворения и рифмовки. Басня.
Тренировка на слух – 2 часа.
Омонимы. Диктанты “найди правильный перевод” и “набери слово”.
Зачет – 1 час.
Приложение 1.
Тематическое планирование фонетического практикума в компьютерном классе 17 часов
№ | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1. | Как работать с программой | Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с программой. Работа со следующими разделами в меню программы: инструкция; словарь; запись и воспроизведение собственного чтения. | 1 |
2. | Фонетическая отработка звуков | Гласные звуки. Согласные звуки. Английский алфавит. Произношение связующего, навязчивого звука [r]. | 2 |
3. | Правила чтения | Гласные буквы в четырех типах ударного слога. Гласные буквы в сочетаниях с “r”. Двойные сочетания гласных букв. Гласные буквы в особых сочетаниях. Согласные буквы. Особые сочетания согласных букв. Отработка сочетаний: sure/ ture/ zure; ci/ ti/ si + гласная; гласная + sion. | 4 |
4. | Ударение | Ударение в двусложных, трехсложных и многосложных словах. | 1 |
5. | Аудиосемантические упражнения | Диалоги по темам: комплимент; просьба; предложение; извинение; совет; ресторан; еда; покупки; транспорт; дорога; телефон; дом, семья; увлечения, отдых; Земля. Скороговорки. Поговорки. Стихотворения и рифмовки. Басня. | 6 |
6. | Тренировка на слух | Омонимы. Диктанты “найди правильный перевод” и “набери слово”. | 2 |
7. | Зачет | 1 |
Приложение 2.
Литература для учителя.
- Ерко О.К. Практическая фонетика английского языка.- М.: Айрис-Пресс, 2005.
- Колыхалова О.А., Махмурян К.С. Учитесь говорить по-английски: Фонетический практикум.- М.: Владос, 2004.
- Лебедянская Б. Я. Фонетический практикум по английскому языку. – М.: Междунар. отношения, 1978.
- Примерная программа по иностранным языкам. (Программа среднего (полного) образования по английскому языку. Профильный уровень). // Иностранные языки в школе № 5, 2005 г. с. 24-33.
- Селезнев В.Х. Пособие для совершенствования навыков английского произношения. – М.: Междунар. отношения, 1979.
- Компьютерная программа “Профессор Хиггинс. Английский без акцента”.